Папки-передвижки

Методическая разработка программы опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста

Ирина Виноградова
Методическая разработка программы опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Одним из важнейших документов реализации концепции «устойчивого развития», направленной на обеспечение благополучного существования человечества является экологическое образование населения. Иначе, при быстром росте численности населения Земли и современной хозяйственной деятельности, вызывающей загрязнение окружающей среды, вымирание видов, биосферу ожидает всеобщая мировая экологическая катастрофа, ставящая под угрозу будущее всего человечества.

Публикация «Методическая разработка программы опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является насущной потребностью дальнейшего развития и процветания человечества. По мнению учёных, оно должно быть непрерывным и всеобщим. В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического образования рассматривается начальная школа. Но там оно не может заменить дошкольную ступень. Они дополняют, но не взаимоисключают друг друга. Дошкольный возраст отличается особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребёнку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний, мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.

Дошкольное детство – начальный этап становления мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования определённого отношения ко всему, что окружает ребёнка. Истоки подобной значимости, как считают специалисты, кроются в психофизических особенностях детей дошкольного возраста – в их особой чувствительности, эмоциональности, любознательности, целостном мировосприятии. Всё это создаёт базу для обучения и воспитания дошкольников в духе экологической ответственности.

В условиях надвигающегося экологического кризиса, а также на волне социально – экономических и политических изменений, произошедших в нашей стране, социальным заказом общества становится формирование экологической культуры личности, экологизация сознания и т. п. Результатом такого вектора развития стало появление большого числа экологообразовательных программ и учебно-методических разработок. Однако работа по данным программам порой затруднительна.

Используя в экологическом воспитании дошкольников программу «Хочу всё знать» И. В. Малыхиной, учебно-методической пособие «Экология дошкольника» Т. А. Скалон, конспекты занятий «Формирование экологической культуры дошкольников» Л. Г. Киреевой и другие пособия, а также учитывая тематическое планирование программы «Радуга» Т. Н. Дороновой, мы составили программу по экологическому воспитанию дошкольников. При составлении опирались на специфику нашего дошкольного учреждения, а именно то, что у нас нет воспитателя – эколога, и то, что дошкольники старшего и подготовительного к школе возраста объединены в одну разновозрастную группу (от 5 до 7 лет). Всё это подтолкнуло нас к созданию данного методического пособия обучения детей по разделам программы «Радуга» «Познавательное развитие» и «Неизведанное рядом».

Предпосылкой создания программы «Лаборатория опытов и экспериментов» стало отсутствие чёткой, конкретной программы, которую мы смогли бы целиком применять на занятиях с воспитанниками. Несмотря на большое множество всевозможных пособий, разработок, мы не смогли целиком и полностью применить какую-либо отдельную. Это обусловлено спецификой нашего учреждения и организацией учебно-воспитательного процесса в нём. Многочисленные вопросы детей об окружающем мире также подтолкнули к идее создания программы именно для нас и наших воспитанников.

Огромное любопытство и интерес детей неиссякаем. Им интересно абсолютно всё, особенно то, что касается природы и окружающего мира. Это естественные процессы развития личности и игнорировать их – «педагогическое преступление». Но отвечать всем воспитанникам подробно на каждый вопрос у нас нет возможности. Но в наших силах показать детям «инструмент» для познания мира, где они через собственную исследовательскую опытно-экспериментальную деятельность получат ответы на свои вопросы. А знания, добытые самостоятельно, да ещё сопровождаемые сильными эмоциями в момент собственных открытий, всегда будут осознанными и наиболее прочными.

Актуальность программы обусловлена новыми веяниями современного дошкольного образования. А именно осознанием и пониманием того, что уже в старшем дошкольном возрасте дети способны ставить перед собой вопросы, находить на них с помощью педагога ответы, получать знания, делать выводы, строить логические взаимосвязи природных явлений, понимать и осмысливать закономерности окружающего мира. Занятия по данной программе доступно знакомят старших дошкольников с элементарными естественнонаучными знаниями. Важно привлекать детей к осмысленной деятельности, в результате которой они самостоятельно открывали бы для себя свойства предметов и явлений, сравнивали бы, строили гипотезы и предположения, т. е. делали каждый для себя открытия. Именно опыты и элементарные эксперименты вызывают у дошкольников бурное проявление эмоций, а это значит, что они «пропускают» через себя информацию, которая сохранится у них на очень длительное время и станет основой, фундаментом, для дальнейших, более глубоких знаний. Исходя из вышеизложенного, особое значение мы придаём детскому экспериментированию.

Целью данной программы является формирование основных элементарных естественнонаучных знаний, основ экологической культуры личности через развитие познавательной активности и экспериментальной деятельности детей.

Для достижения поставленной цели сформулирован ряд задач:

1. Дать детям начальные знания по экологии, о природе, объектах и явлениях живой и неживой природе, связях и взаимодействиях в ней.

2. Развить и поддерживать интерес у детей к получению знаний.

3. Сформировать нормы и правила нравственной культуры поведения в природе и городе, заботливого отношения к растениям и животным.

4. Развить интеллектуальные и исследовательские способности детей, их фантазию.

5. Развить навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием.

6. Воспитать эстетическое восприятие действительности.

7. Сформировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Материал структурирован согласно тематическому планированию программы «Радуга» Т. Н. Дороновой и учитывает возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Занятия по экологии по данной программе будут проводиться 2 раза в неделю (теоретическая часть «Познавательное развитие», практическая часть – опыты и эксперименты «Неизведанное рядом»). Но годовая тематика программы «Радуга» не предусматривает занятия по экологии по некоторым темам. И «Лаборатория опытов и экспериментов» это учитывает. В связи с этим общее количество тем – 14, по 2 занятия по каждой теме, итого 28 часов в год.

Организация занятий предусматривает работу воспитателя с детьми как в групповом помещении, так и на участках, а также экскурсии в окружающую среду.

Используемые формы взаимодействия педагога и воспитанников:

• Беседы, рассказы, чтение

• Экологические экскурсии на групповые участки и парк

• Постановка и проведение опытов и экспериментов

• Игры, развлечения

• Экологические праздники

Ожидаемые результаты:

Познавательный: тренировать и осваивать разнообразные мыслительные процессы;

Природоведческий: знакомиться с явлениями окружающего мира и свойствами объектов, причинно-следственными связями окружающего мира;

Лингвистический: давать описание увиденного, обсуждать итоги опыта;

Социальный: знакомиться с формами сотрудничества, общения;

Личностный: узнавать свои личные возможности, повышать самооценку, самостоятельность.

Умения и навыки, которыми дети овладевают в ходе реализации программы:

Выполняют несложные исследования;

Умеют пользоваться инструментарием для экспериментов: лупой, пинцетом, микроскопом и др.

Делают выводы из полученных результатов, устанавливают взаимосвязи между явлениями;

Помогают друг другу для достижения общей цели

Приучаются к самостоятельности и аккуратности: бережно относятся к инструментарию, убирают рабочее место после работы.

В ходе разработки данной программы учитывался материал учебно-методических пособий: «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Горькова Л. Г. Кочергина А. В. Обухова Л. А. ; «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Анохина Е. В., Бондаренко Т. М., Суханова А. С; «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждения» Горбатенко О. Ф. А также опыт коллег в данном направлении Т. А. Скалон «Экология для дошкольника» и И. В. Малыхиной «Хочу всё знать».

Оценка знаний воспитанников по экологическому воспитанию и эффективности данной программы будет выполнена в ходе проведения ряда заданий для детей, к которым разработан балльный критерий. Также в ходе реализации данной программы будут выполнены эксперименты для более детального изучения достоинств и недостатков программы для последующей доработки.

Содержание учебной программы

Блок 1 «Время суток, времена года»

Тема 1.1: «Время»

Теоретическая часть: знакомство с частями суток, их характеристика и отличия друг от друга. Обучение счёту времени по часам. Изучение календаря.

Практическая часть: Опыты с солнечным светом.

Тема 1.2: «Портрет сентября»

Теоретическая часть: выявление особых черт осени. Знакомство с осенними месяцами. Сбор гербария. Наблюдения за изменениями в природе. Конкурс поделок из природного материала.

Практическая часть: Опыты с летающими семенами.

Тема 1.3: «Новый год на планете Земля»

Теоретическая часть: изучение зимних месяцев. Беседа о новогодних праздниках. Наблюдения за снегом и льдом. Игры со снегом.

Практическая часть: Опыт со снежинками.

Тема 1.4: «Портрет весны»

Теоретическая часть: характеристика весны. Отличия весенних месяцев. Пробуждение природы. Наблюдения за пробуждением природы.

Практическая часть: длительный эксперимент «Изменения в природе».

Блок 2 «Чистота, гигиена»

Тема 2.1: «Уроки Мойдодыра»

Теоретическая часть: понятие гигиены, чистоты. Важность гигиенических навыков.

Практическая часть: опыты с мылом и зубными щётками.

Тема 2.2: «Посуда, мебель – чистота»

Теоретическая часть: различные виды посуды. Обустройство квартиры. Важность чистоты. Хозяйственно – бытовой труд в группе.

Практическая часть: эксперименты с пылью.

Блок 3 «Животные мира»

Тема 3.1: «Животные Африки»

Теоретическая часть: изучение животных: крокодил, лев, бегемот, жираф, зебра, слон. Знакомство со свойствами песка.

Практическая часть: опыты с песком. Создание макета саванны.

Тема 3.2: «Животные Севера»

Теоретическая часть: изучение животных: белый медведь, песец, полярная сова, тюлень, белая куропатка.

Практическая часть: опыты со льдом. Создание макета айсберга и льдины.

Тема 3.3: «Животные наших лесов»

Теоретическая часть: Изучение животных: волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось. Закрепление знаний природных зон.

Практическая часть: наблюдения за домашними животными и сравнение с дикими.

Блок 4 «Насекомые, растения»

Тема 4.1: «Царство растений»

Теоретическая часть: знакомство с растениями нашей местности. Изучение строения растения. Виды растений. Практическая часть: отличия деревьев, кустарников, трав, цветов.

Сбор цветочного гербария. Длительное наблюдение за всеми фазами роста растения.

Тема 4.2: «Насекомые»

Теоретическая часть: изучение насекомых: жук, муравей, гусеница, бабочка, стрекоза, пчела, муха. Познавательный мультфильм о труде муравьёв и образе жизни пчёл.

Практическая часть: наблюдения за насекомыми в природе.

Блок 5 «Космос, Земля»

Тема 5.1: «Солнечная система»

Теоретическая часть: Знакомство со строением Солнечной системы. Изучение планет. Создание макета нашей галактики.

Практическая часть: опыт «Шар – ракета».

Тема 5.2: «Планета Земля»

Теоретическая часть: изучение уникальности планеты. Знакомство с понятием материков, мирового океана. Изучение модели Земли – глобуса. Познавательный мультфильм о строении Земли.

Практическая часть: опыт «Вулкан».

Тема 5.3: «Камни, почва, минералы»

Теоретическая часть: Рассказ о слоях земной коры. Создание макета рельефа земной поверхности.

Практическая часть: опыты с различными видами горных пород, полезными ископаемыми, минералами.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Обучение детей основам экологической культуры предполагает определённого базиса знаний умений и представлений для эффективного освоения программы.

Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников и анализа эффективности программы.

Для комплексного исследования проблемы экологического воспитания дошкольников, в работе применяется педагогический эксперимент.

Этапы:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий эксперимент;

3) контрольный эксперимент.

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников старшей группы, составляющих экспериментальную группу.

Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 дошкольников старшей группы.

Констатирующий эксперимент

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3)провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

• Соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки.

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Затрудняется назвать характерные признаки.

• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.

• Знает характерные признаки каждого времени года.

• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"

• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

• Комментирует свой рисунок.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

• На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.

• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• Не знает характерных признаков разных времен года.

• Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.

• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

• Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представляются в таблицах.

Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп сравниваются и делаются выводы

Формирующий эксперимент

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи формирующего эксперимента:

1) разработать комплекс мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников с помощью формирования на занятиях системы знаний о животных.

2) апробировать разработанный комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.

Контрольный эксперимент

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, используется тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты представляются в виде таблиц.

Список средств обучения:

1. Альбомы фотографий объектов живой и неживой природы;

2. Образцы почвы;

3. Природный материал (шишки, семена и пр.)

4. Измерительные приборы:

• Весы с гирями;

• Линейки;

• Транспортиры;

• Мерные стаканы;

• Пробирки, колбы;

5. Микроскоп;

6. Лупы;

7. Канцелярские принадлежности;

8. Глобус;

9. Атлас;

10. Макеты;

11. Наглядный и дидактический материал;

12. Аудио- и видеопрезентации;

13. Методическая литература;

14. Фотоаппарат;

15. Дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий.

Список ключевых слов

Атмосфера – слой воздуха, окружающий Землю

Вес – сила, с которой тело действует на опору

Ветер – движение воздуха

Галактика – большая система из звёзд и других небесных тел

Дождь – атмосферные осадки в виде капель или струй воды

Дыхание – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа живыми организмами

Жидкость – вещество, обладающее свойствами течь и принимать форму сосуда, в который оно вливается

Звук – упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твёрдых телах, вызывающие звуковые ощущения

Земное притяжение – сила, притягивающая предметы к центру Земли

Испарение – переход вещества из жидкого в газообразное состояние

Иллюзия – неверный образ мозгу

Кипение – интенсивный переход жидкости в пар

Колебания – периодическое движение тела вокруг положения равновесия

Компас – прибор, указывающий направление сторон света

Лёд – вода в твёрдом состоянии

Облака – скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристалликов

Обоняние – способность воспринимать и различать запахи

Объём – пространство, занимаемое предметом

Орбита – путь движения небесного тела вокруг другого тела

Период обращения – время, за которое небесное тело совершает оборот вокруг другого

Плотность – масса вещества в единице объёма

Раствор – однородная смесь растворённого вещества и растворителя

Рельеф – различные формы земной поверхности

Сжатый воздух – воздух, уменьшенный в объёме в результате сильного сжатия

Созвездие – участок звёздного неба, на котором при наблюдении с Земли расположение звёзд напоминает очертание предмета или фигуры существа

Слух – восприятие звуковых колебаний органами слуха

Снег – атмосферные осадки, состоящие из кристаллов льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю.

Спутник – небольшой объект, обращающийся вокруг большого по массе тела

Статическое электричество – электрические заряды, находящиеся в состоянии покоя

Трение – сила, действующая в направлении, противоположном движению предмета

Туман – непрозрачный воздух, насыщенный мельчайшими каплями воды или ледяными кристаллами

Фермент – вещество в живых клетках.

Список используемой литературы:

1. Анохина Е. В., Бондаренко Т. М., Суханова А. С. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004;

2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997;

3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7;

4. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 2004;

5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002;

6. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007;

7. Горькова Л. Г. Кочергина А. В. Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2007;

8. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7;

9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003;

10. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2004;

11. Кузнецов В. Н. Программы: Экология. - М. : Просвещение, 2006. – 176 с.

12. Левитман М. Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб. : СОЮЗ, 2006

13. Малыхина И. В. Хочу всё знать. - Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2007;

14. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2004;

15. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2003;

16. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа». – М., 1998;

17. Скалон Т. А. Экология для дошкольника. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2007

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка программы опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2013 в 19:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка программы опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Виноградова (УИ 79552) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД