МААМ-картинки

Консультация «Путешествие по природным зонам Земли» для детей подготовительной к школе группы

Светлана Горбунова
Консультация «Путешествие по природным зонам Земли» для детей подготовительной к школе группы

Методическая разработка «Путешествие по природным зонам Земли»

для детей подготовительной к школе группе.

Пояснительная записка.

Дети седьмого года жизни имеют широкий круг представлений об окружающем мире и богатый опыт общения с природой. Поэтому появляется возможность углубить содержание образовательной работы с детьми, расширить пространство, с которым знакомится ребёнок, выйти за рамки природы ближайшего окружения. Современные ФГОС ДО в познавательном развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Публикация «Консультация „Путешествие по природным зонам Земли“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Наш детский сад работает по программе «Развитие +» под ред. Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко. Она предполагает ознакомление детей с природными зонами земли, формирование представлений о взаимосвязи растений, животных и условий жизни внутри природных зон Земли. Мы так же считаем это важным, так как основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить всё живое, с другой.

Так как при организации деятельности детей необходим деятельностный подход, перед нами встал вопрос как организуя образовательную деятельность детей по экологии, по ознакомлению с природными зонами Земли, создать условия для того чтобы сделать процесс приобретения знаний ребёнком мотивированным. Так как дети дошкольного возраста творческие натуры и любят играть и создавать что-то своими руками, мы решили предложить им создать книгу «Природные зоны Земли». Детям на занятиях предлагается отправляться в путешествие по различным природным зонам и свои впечатления отражать в книге. Таким образом, мы используем современную педагогическую технологию проектирования. Здесь дети могут проявлять инициативу (узнать о природной зоне что-то самостоятельно, когда мы сообщаем им заранее, куда мы отправляемся в путешествие в следующий раз. Здесь очень важна поддержка родителей. Как показала практика, очень многие родители заинтересованы в сотрудничестве, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, и помогают детям подыскивать иллюстрации и какие-то знания и интересные факты по заданной теме, которыми дети могут поделиться со своими сверстниками. Дети могут пополнять эту книгу и после занятия, на следующий день, когда у них возникнет желание или они узнают что-то новое, чего не было на занятии. Деятельность, которой дети занимаются, с удовольствием даёт более гибкое и прочное усвоение знаний. Необходима собственная активная деятельность детей.

Наша методическая разработка представляет собой цикл занятий по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с природными зонами земли с использованием авторского дидактического пособия «Книга природных зон Земли» и ИКТ (компьютерные презентации).

Изучаемые природные зоны :

1. Север

2. Тайга и лес

3. Саванна

4. Пустыня

5. Джунгли

6. Океан

Цель нашей методической разработки: разработать систему по формированию экологических представлений о природных зонах земли у детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

1. Знакомить детей с животным и растительным миром различных природных

2. Освоение действия построения модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни разных природных зон.

3. Освоение действия построения схемы внешнего вида животных в зависимости от условий жизни.

4. Формировать у детей познавательную потребность, интерес к окружающему миру.

5. Учить добывать новые знания, опираясь на свой предыдущий опыт.

6. Развивать продуктивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность у ребёнка.

7. Упражнять в умении находить решения проблемных ситуаций, специально созданных взрослым.

8. Воспитывать инициативность самостоятельность.

9. Формировать навыки общения.

10. Продолжать формировать умения работать в команде, умение контролировать свою деятельность и деятельность сверстников по результу.

На занятиях используются активные формы и методы обучения:

1. авторское дидактическое пособие «Книга природных зон Земли».

2. Использование ИКТ

3. Работа в командах

4. Викторины

5. Кроссворды

6. Изучение материала совместно с родителями.

Решая цели и задачи методической разработки мы используем следующие формы образовательной деятельности:

-интегрированные;

-тематические;

-сюжетные;

Методы обучения:

-словесные;

-наглядные;

-практические;

-проектирование.

Приё мы:

-игровые;

-сюрпризные моменты;

-сравнения;

-заучивание загадок;

-использование художественного слова;

-творческая продуктивная деятельность;

-смена видов деятельности.

Авторское дидактическое пособие «Книга природных зон Земли», позволяет подключить несколько видов восприятия, что способствует лучшему усвоению материала:

-Зрительное.

-Слуховое.

-Осязательное.

Смотрите компьютерную презентацию дидактического пособия «Книга природных зон Земли».

Формы подведения итогов:

-Командные Викторины;

-Контрольные задания.

При организации образовательной деятельности мы используем современные образовательные технологии:

1. Технология проектирования

2. Здоровьезберегающие технологии (динамические паузы, ходьба по массажным дорожкам, гимнастика для глаз).

3. Технология АМО (творческий характер обучения, использование знаний и опыта обучающихся, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностный подход, рефлексия)

4. Личностно-ориентированный подход (учёт возрастных, психологических особенностей детей и их познавательных интересов)

Пройденный материал закрепляется в свободной деятельности детей :

Лото «Кто где живёт»

Лото «мир животных»

Чтение и рассматривание энциклопедий «Растения и животные», «Животные», «Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? И почему?» Рассматривание географических карт «Земля и её обитатели», «Природные зоны Земли», глобуса, рассматривание и пополнение авторского дидактического пособия «Книга природных зон Земли», если дети желают, то просмотр презентаций о природных зонах дома или в детском саду, Сюжетно-ролевые игры в «Путешественников».

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

«Путешествие по Северу».

Цель и задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»

Цель: формировать у детей представления о природной зоне – Север.

Задачи:

1. Познакомить детей с природной зоной Севера.

2. Расширять и углублять представления детей о диких животных, растениях и условиях жизни на Севере.

3. Формировать у детей познавательную потребность, интерес к окружающему миру.

4. Упражнять в умении находить решения проблемных ситуаций, специально созданных взрослым.

5. Продолжать овладевать действием построения модели взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне (Север).

Задачи ОО в интеграции:

«Социально-коммуникативное развитие» :

1. Развивать связную речь.

2. Отвечать, прислушиваться к мнению других, доказывать правильный ответ.

3. Правильно строить сложные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы)

4. Воспитывать умение выслушивать сверстников, формировать навыки общения.

5. Продолжать формировать умения работать в команде, умение контролировать свою деятельность и деятельность сверстников по результату.

6. Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

7. Соблюдать правила и нормы поведения в обществе.

8. Воспитывать интерес и любовь к животным, бережное отношение к природе.

«Физическая культура»

1. При выполнении физ. минутки, правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.

2. Правильно выполнять гимнастику для глаз.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Закреплять навыки аккуратного использования клея.

Предпосылки учебной деятельности:

-Коммуникативные: Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. Умение слушать собеседника, вступать в диалог.

-Личностные: создание интереса, мотивации деятельности, положительного отношения к дружбе. Формирование интереса к окружающему миру.

-Познавательные, включая общеучебные и логические: активизация и умение оперировать знаниями из своего опыта, умение делать логические выводы.

-Знаково-символические: умение «читать» схемы-карточки с условными обозначениями условий жизни на Севере.

-Регулятивные, включая действия саморегуляции: формируются умения работать в команде, целенаправленность деятельности; развивается умение контролировать свою деятельность и деятельность сверстников по результату; умение адекватно реагировать на ошибку, указанную сверстником или взрослым.

Оборудование для педагога: географическая карта природных зон земли, глобус, ноутбук, компьютерная презентация «Путешествие на Север», мяч

Оборудование для детей : модель взаимосвязи растений и животных с условиями жизни на Севере, книга из ткани «Природные зоны Земли, заготовленные картинки с животными и растениями разных природных зон, карточка белого цвета, карточка с условным изображением воды (много, почвы (бедной, света (мало, температуры (низкой, стрелки, салфетки, клеёнки, клей-карандаш.

Предшествующая работа: детям заранее сообщается куда они отправляются в путешествие, чтобы они могли узнать какие - то интересные факты об этой зоне, подобрать иллюстрации совместно с родителями. Рассматривание карты природных зон Земли, как они располагаются, находить их на глобусе.

Содержание НОД.

Воспитатель обращает внимание детей на карту природных зон Земли (см. приложение №2). Ребята обратите внимание на природную зону, которая обозначена белым и розовым цветом – это зона Севера. В эту зону объединяются Арктика и Тундра. Арктика обозначена на карте белым цветом, Тундра розовым. Давайте попробуем найти эту зону на глобусе (приложение №3). Воспитатель демонстрирует детям модель взаимосвязи растений и животных с условиями жизни на Севере (см. приложение №4).

-Ребята на Севере очень суровые условия жизни: там мало света, долгие полярные ночи, бедная, часто заболоченная почва, много воды, низкая температура, сильные ветры. Как вы думаете почему Север обозначен белым цветом? ( Дети высказывают свои предположения: на Севере много снега и льда). Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие на Север?

-Да!

-Как вы думаете на чём можно отправиться на Север? Давайте посмотрим на глобусе как далеко от Севера мы находимся. (Варианты ответов детей).

-Итак, летим на самолёте. (Дети «летят на самолёте и «приземляются» на Севере).

Воспитатель приглашает детей для просмотра презентации «Природная зона Север». Во время просмотра дети могут высказывать свои мысли, знания, суждения по поводу просматриваемого материала. (См. приложение №5)

Территория покрыта снегом, ледниками и обломками камней. Зимой здесь наступает полярная ночь, суровые холода, свирепствует вьюга. Снежные пустыни освещает только луна или северное сияние. Что же такое Северное сияние? Откуда оно появляется?

На солнце происходят сильнейшие вспышки и взрывы и мельчайшие частички солнца несутся в сторону нашей планеты. Этот видимый глазу солнечный ветер и есть Северное сияние.

Летом наступает полярный день, но тепла мало и почва не успевает оттаять. Почва болотистая и каменистая. Вся растительность стелется по земле. Здесь растут мхи, лишайники и низкорослые травы, редко встречаются карликовые берёзы и ползучие ивы. Тундра прекрасна в весеннее время, когда её покрывает пёстрый ковер из трав и северных цветков. Ребята если на Севере очень холодно, бедные почвы, мало света, как вы думаете, как растения приспосабливаются к условиям жизни на Севере? (Рассуждения детей).

Приспособление растений к жизни в условиях Крайнего Севера:

1. Растут в защищенных от ветра местах;

2. Низкорослые, часто стелются по земле (защита от ветра, тепло от земли);

3. Используют летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета.

Главный житель тундры – Северный олень. У него густой мех, пушистая морда. Это позволяет ему доставать ягель (лишайник) из-под снега при больших морозах. Широкие раздвоенные копыта необходимы оленю, чтобы ходить по рыхлому снегу и болотам не проваливаясь. Ноги его не скользят, так как зимой между копытами отрастают длинные волосы.

Овцебык

Шерсть очень густая, длинная, мохнатая, почти до земли, с густым подшёрстком. Пищу добывает передними копытами из-под снега. Главный враг волк.

Заяц и лемминг.

У лемминга под снегом рождается потомство, ведь под снегом у него огромные запасы: ягоды, грибы, лишайники – всё это прекрасно сохраняется.

Хищники – волк и песец.

Питаются зайцами, леммингом, северными оленями, овцебыками. Песец – полярная лисица, во время пурги и сильных морозов, выкапывает норку в снежном сугробе и может не выходить из неё несколько дней

Животные Арктики.

Полярный медведь. Ребята, что вы знаете о полярном медведе?

Он предпочитает охотится на морских животных – со льда на тюленей, редко на моржей. Может долго жить без пищи. Когда много пищи очень быстро накапливает толстый слой жира, а при недостатке пищи медленно его расходует. Впадает в спячку, берлогу устраивает под откосом берега, среди больших камней.

Морские животные Арктики - тюлень. Где он обитает? Что помогает ему плавать? (Ответы детей)

Тюлени – морские леопарды. Могут издавать громкие, мелодичные звуки. В основном ведут одиночный образ жизни. Охотятся на рыб и рачков. У тюленей рождаются детёныши с белым, пушистым мехом, затем они линяют и становятся пятнистыми.

Морж. Как вы думаете, ребята, для чего ему нужны бивни?

Два мощных бивня – это сильно разросшиеся клыки. Бивнями они удерживаются на льдине, когда карабкаются на неё, убивает тюленей, атакует моржей, белых медведей, а также пропахивает морское дно в поисках пищи. На верхней губе есть толстые, жёсткие щетинки. Ими он нащупывает корм. Питаются моржи малюсками, червями и ракообразными. Обитают на покрытых снегом льдах или на дрейфующих льдинах. Живут стадами.

Ребята, как приспособились животные к условиям Крайнего Севера? Давайте зарисуем схему. (приложение №6)

1. Густой мех или плотные перья белого цвета.

2. Прекрасно плавают, у многих ласты вместо ног.

3. Питаются рыбой или другими животными, так как растений очень мало.

-Давайте сделаем гимнастику для глаз. (Перед детьми на стене наклеена точка чёрного цвета, в руках у воспитателя тоже карточка с точкой) Дети под руководством воспитателя выполняют гимнастику для глаз.

-Посмотрите на дальнюю точку на стене, (поднимает карточку с точкой перед собой, а теперь на ближнюю точку. Снова на дальнюю и снова на ближнюю. Поморгайте глазками,

1-направо, 2-налево,

3-вверх, 4-вниз.

А теперь глаза покружим,

Чтобы лучше видеть мир.

-Ребята, мы с вами устали, предлагаю немного отдохнуть:

Физминутка: «Животные севера»

По ледяной пустыне Медленно идут по кругу, имитируя движения

Медведица идет, животного.

За нею медвежата

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий, Руками обнимают себя.

Повсюду снег и лед. Повороты из стороны в сторону.

По полынье холодной

За нерпой морж плывет. Плавательные движения руками.

Бегут, спешат олени Бег на месте с подниманием колен.

Им виден путь едва

Над ними тихонько кружит Поворот вокруг себя с поднятыми руками.

Полярная сова.

-Ну вот ребята, наше путешествие и закончилось, предлагаю «лететь» на самолёте домой.

-Ребята, вот мы с вами и вернулись из нашего путешествия. Теперь мы с вами часто будет отправляться в путешествия, и я предлагаю заполнить книгу «Природные зоны Земли» нашими впечатлениями. Посмотрите, у нас есть вот такая книга (Книга изготовлена из ткани, каждая природная зона обозначена своим цветом: тайга – зелёным, пустыня – жёлтым, саванна – песочным и т. д. По мере ознакомления с различными природными зонами – книга заполняется). Её страницы разного цвета. Сегодня мы побывали на Севере. Какого цвета должна быть страница книги о Севере. Правильно, белого. Сегодня мы заполним эту страницу книги, для того чтобы вы в любой момент могли бы вспомнить о нашем путешествии.

- Предлагаю вам разделиться на 3-и команды. (с помощью фишек).

1-я команда будет подбирать обозначения условий жизни на Севере. Вторая команда – подберёт животных Севера, а третья команда подберёт растения. Затем вы проверите друг друга, правильно ли вы выполнили задание и если правильно, то всё это мы с вами наклеим на страницу книги. На одном столе лежат разнообразные животные, на втором – растения, на третьем – карточки-схемы различных природных зон. Каждая команда подходит к своему столу и отбирает растения, животных и карточки-схемы условий жизни на Севере. По окончании работы коллективно проверяем правильность выполнения задания. Затем, дети размещают свои картинки в книге, приклеивают их на нужную по цвету страницу.

-Молодцы, а сейчас поиграем в игру. Вставайте в круг, я буду кидать вам мяч, а вы, кидая его обратно мне, будете говорить, что вам больше всего запомнилось или понравилось на занятии…Ребята на следующем занятии мы с вами отправимся в путешествие по тайге.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы«Богатыри земли русской». Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы «Богатыри земли русской» Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы Цель: Формирование уважения и чувства гордости к русскому.

Конспект комплексного занятия «Широка страна моя родная. Путешествие по природным зонам России» в старшей группеКонспект комплексного занятия «Широка страна моя родная. Путешествие по природным зонам России» в старшей группе Цель: -Закрепить знания детей о природных зонах России. Задачи: 1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений.

Конспект НОД по ознакомлению с природным миром в подготовительной к школе группе «Скворцы прилетели»Конспект НОД по ознакомлению с природным миром в подготовительной к школе группе «Скворцы прилетели» Конспект НОД познание ознакомление с природным миром в подготовительной группе. Тема: «Скворцы прилетели». Цель: Закрепить в сознании детей.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказок К. И. Чуковского» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок К. И. Чуковского». Учитель.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

Конспект занятия «День Земли» с детьми подготовительной к школе группыКонспект занятия «День Земли» с детьми подготовительной к школе группы .

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Дидактическая игра «Путешествие по климатическим зонам»Дидактическая игра «Путешествие по климатическим зонам» Данная игра позволяет расширить и упорядочить знания детей о природных зонах. В игровой форме дети закрепляют знания об окружающем мире,.

Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей подготовительной к школе группы «Путешествие вокруг света»Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей подготовительной к школе группы «Путешествие вокруг света» Цель: создать условия для сохранения и укрепления природного здоровья детей, развития двигательных умений и навыков детей через сюжетно-игровые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Путешествие по природным зонам Земли» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 6 октября 2022 в 06:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД