Папки-передвижки

Методическая разработка «Развитие языковых навыков у детей с ОВЗ посредством комментированного рисования»

Елена Рево
Методическая разработка «Развитие языковых навыков у детей с ОВЗ посредством комментированного рисования»

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ КОММЕНТИРОВАННОГО РИСОВАНИЯ

Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. Подобные нарушения наблюдаются у дошкольников различных категорий: с тяжелыми первичными нарушениями речи, с аутистическим спектром развития, с синдромом Дауна, интеллектуальной недостаточностью. Работая в образовательной организации компенсирующей направленности с умственно отсталыми детьми, как специалист-дефектолог, я часто сталкиваюсь с дошкольниками, которые имеют подобные нарушения.

Публикация «Методическая разработка „Развитие языковых навыков у детей с ОВЗ посредством комментированного рисования“» размещена в разделах

«Безречевые» дети отличаются от своих говорящих сверстников более глубокими аффективными расстройствами, сниженным психическим тонусом, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности и целенаправленности, низкой потребностью в общении и взаимодействии с окружающим миром.

Обучение неговорящих детей с нарушениями в развитии - длительная и кропотливая работа. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м», должны быть направлены на компенсацию наиболее сохранных психических процессов (восприятия, внимания).

Педагогическая практика и поиски новых подходов к коррекционно-развивающей работе показали, что добиться положительного результата в развитии языковых средств дошкольников можно с помощью приема «комментированное рисование», описанного такими учеными как О. П. Гаврилушкиной, Т. А. Мироновой, Г. В. Чиркиной.

О. П. Гаврилушкина предлагает использовать «приём комментирующей речи взрослого» или «комментированного рисования» в качестве совокупности элементов игровой педагогической ситуации. Автор рекомендует на глазах у воспитанников зарисовывать на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (при этом дошкольники становятся объектами изображения, и комментировать их. В конце занятия педагогом эмоционально оцениваются результаты деятельности каждого ребёнка и всей группы в целом. Данный прием направлен на развитие связной речи и умения общаться дошкольников.

Мы предлагаем использовать комментированное рисование в работе с неговорящими детьми для стимулирования речевых высказываний вообще и для включения ребенка в речевую ситуацию, в частности, то есть использовать его в качестве особого игрового метода.

В предлагаемом подходе реализуется основной принцип адаптированного образования - принцип коррекционной направленности, который предполагает развитие :

• сенсорных и моторных функций,

языковых навыков,

• эмоционально-волевой сферы,

• игровой деятельности.

Все занятия ориентированы на обеспечение психической защищенности ребёнка, его комфорта и потребности в общении с педагогом.

Основные направления при определении тематики:

«Ребёнок в разноцветной стране»

«Ребёнок и окружающие его предметы»

«Ребёнок и природа»

Условия использования метода комментированного рисования в работе с неговорящими детьми:

1. Приём используется только после налаживания эмоционального контакта между взрослым и ребёнком. В этом случае возникает ситуация эмоционального и делового общения.

2. В процессе рисования происходит выстраивание визуального ряда. Это - основное условие успешности занятий с неговорящими детьми. Педагог рисует предмет или сюжет, близкий опыту ребёнка, его интересам, и комментирует процесс. На первых этапах работы информацию о таких «любимых» или близких ребёнку предметах педагог получает от родителей дошкольника.

3. Эмоционально комментируя происходящее, взрослый постоянно стимулирует ребёнка к речевой активности («подсказать» развитие сюжета, дополнить рисунок разнообразными деталями, «заказать» новую картинку). Обозначая словом всё, что происходит на бумаге, педагог уточняет значение известных ребёнку слов, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. При этом поддерживается любая попытка малыша «поговорить», выразить свои желания любым приемлемым способом - словом, жестом.

4. В процессе данных занятий используются специально созданные ситуации для актуализации имеющихся у ребенка речевых навыков. Для этого рисование периодически прерывается для комментариев и вопросов взрослого, делаются паузы для возможности ответа и выполнения действий со стороны ребёнка. То есть, взрослый дёт воспитаннику понять, что результат совместной работы зависит и от его участия. Ребёнок впервые берет в руки карандаш и пытается что- то дорисовать или раскрасить самостоятельно, отвечает на поставленные вопросы, например «Где зайка?» Вот. Как он скачет? Скок- скок».

Занятия, посвященные знакомству с окружающими предметами, строятся с учётом календарно-тематического планирования ДОУ, например: «В гостях у заводной машинки», «Зайка серый умывается». В рамках определенной тематики предполагается цикл занятий, например «Желтые дорожки», «Красные мячи и шары» и т. д.

С организационной точки зрения занятия имеют следующую структуру:

Вводная часть. Создание ситуаций для взаимодействия и активизация различных зон головного мозга и мелкой моторики детей :

• приветствие (дети здороваются ладошками, пальчиками,

• самомассаж кистей рук шариком Су-Джок с использованием музыкального сопровождения (дозировано и индивидуально,

• сюрпризный момент (В гости пришёл мишка).

Основная часть. Использование метода комментированного рисования с включением простых звукоподражаний, песен, потешек. В середине организуется динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.

Заключительная часть. Закрепление полученных речевых навыков (повторение ребёнком за взрослым простых звукоподражаний).

Универсальность данного метода заключается в том, что он может быть с успешностью использован как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, как воспитателями в группе, так и родителями дома.

В результате применения комментированного рисования на занятиях с неговорящими и малоактивными в речевом плане детьми с ОВЗ у дошкольников отмечается:

1. Развитие невербальных и вербальных средств коммуникации.

2. Развитие речевой активности и языковых средств.

3. Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

4. Повышение познавательного интереса.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности»Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности» Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельность» Подготовила воспитатель Савченкова Елена Сергеевна.

Методическая разработка: «Развитие творческого воображения детей в процессе рисования». Департамент образования администрации г. Арзамаса Методическая разработка раздела образовательной программы «Художественное творчество».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие языковых навыков у детей с ОВЗ посредством комментированного рисования»
Опубликовано: 14 мая 2015 в 20:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД