Папки-передвижки

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»

ольга севастьянова
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Проблема охраны здоровья подрастающего поколения является постоянной заботой нашего государства. Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение детей имеет много проблем со здоровьем. У некоторых детей плохая координация движений рук, несогласованность движений руки и глаза, трудность в удержании предметов, несформированность речевых процессов и коммуникативной деятельности и многое другое. И поэтому у детей возникают трудности в усвоении образовательного стандарта при посещении дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Методическая разработка „Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности“» размещена в разделах

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т. д., перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т. д. Все это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определенный уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно, с самого раннего возраста.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка и др. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является продуктивная деятельность. Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т. е. со всем психическим развитием ребёнка.

Первой продуктивной деятельностью ребёнка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность.

Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, т. е. карандашом, кистью, ножницами, глиной, клеем, и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребёнка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития мелкой моторики.

Я считаю, что дети должны с малых лет уметь ценить своё здоровье и соединитьигру и развитие : развивать мелкую моторику рук и приносить радость себе и своим близким, плодами своего творчества. Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Начиная работать с детьми младшего возраста, наблюдения за тем, как они застёгивают и расстёгивают пуговицы, завязывают и развязывают ленты, шнурки, держат в руке ложку и карандаш позволяют мне увидеть у детей не достаточную координацию пальцев рук. На занятиях по лепке, рисованию, аппликации отчётливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, трудности в выполнении заданий и другие особенности.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я увидела необходимость провести с детьми углублённую работу в этом направлении. В примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» не ставятся задачи по развитию мелкой моторике рук. Поэтому целью моей работы стало выявление уровня развития моторной сферы детей, подбор игр и упражнений, способствующих развитию координации движений и мелкой моторики дошкольников в совместной и индивидуальной работе с ними, введение этих упражнений в режимные моменты и непосредственно образовательную деятельность.

Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

- совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

- освоение графических умений, подготовка руки ребенка к письму;

- воспитание выдержки и усидчивости;

- развитие пространственной ориентировки, чувства ритма;

- развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания;

- развитие умения согласовывать слова и жесты.

Чтобы достичь желаемого результата возникла необходимость создать условия для развития мелкой моторики рук и сделать эту работу ежедневной и систематической, т. к. эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для этого я использовала разные формы работы с детьми:

1. в непосредственно образовательной деятельности;

2. в совместной деятельности воспитателя с детьми;

3. в свободной самостоятельной деятельности самих детей;

4. в режимных моментах.

Формы образовательной деятельности :

- Режимные моменты

- Совместная деятельность педагога с детьми

- Самостоятельная деятельность детей

- Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей :

1. Индивидуальные, подгрупповые:

Наблюдение.

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы.

Игра.

Игровое упражнение.

Проблемная ситуация.

Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)

2. Групповые, подгрупповые, индивидуальные:

Непосредственно-образовательная деятельность (рисование, аппликация, конструирование, лепка).

Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр.

Экспериментирование.

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).

Тематические досуги.

Проектная деятельность.

Экскурсии.

Прогулки.

Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

3. Индивидуальные:

Украшение личных предметов.

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые).

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства.

Самостоятельная изобразительная деятельность.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные методические приёмы :

1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, печатками, восковыми мелками и т. д.

2. Лепка, с использованием природного материала, пластилина и солёного теста.

3. Аппликация (традиционная, мозаичная, обрыванием).

Развитие графической моторики :

1. Рисование по трафаретам.

2. Рисование по фигурным линейкам.

3. Различные раскраски.

Пальчиковые упражнения и игры:

1. Игры с пальчиками.

2. Пальчиковые игры со стихами.

3. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

4. Пальчиковый театр.

В своей работе я использую различные игры, стимулирующие развитие ручной и пальцевой моторики. Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Эти игры обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики :

– застёгивание и расстегивание пуговиц;

– всевозможные шнуровки;

– нанизывание колец, бус на тесьму;

– игры с мозаикой, пробками;

– игры с конструктором;

– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Так же в своей работе я использую различные дидактические игры. Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, я наблюдала за их действиями, при необходимости оказывала помощь, создавала ситуацию успеха.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики и связной речи у детей младшего дошкольного возраста Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Детям необходимо.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности Содержание: 1. Аннотация 2. Введение 3. Теоретические основы 3.1Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 3.2Взаимосвязь.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель ФИО: Багданова Юлия Александровна Образование (когда и какое учебное заведение.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук в продуктивных видах деятельности у детей с нарушением зрения Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области воспитанники испытывают.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью пособия «Лошадка»Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью пособия «Лошадка» У детей младшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается отставание в развитии общей, и особенно мелкой моторики. У детей слабо развита техника.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №377» Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатели:.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Консультация для родителей и воспитателей «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией в художественно-творческих видах детской деятельности Учитывая такие особенности детей с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, как нарушения лексико-грамматической стороны речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
Опубликовано: 18 января 2016 в 08:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД