МААМ-картинки

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Кислицына
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Всем известно, что маленькие дети любознательны. В процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности.

Познавательное развитие в соответствии с ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. В детском саду мы стараемся все создать для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Актуальный метод, который дает свои результаты – это метод экспериментирования, это практическая деятельность поискового характера. Экспериментирование - метод обучения, с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Метод этот направлен на познание свойств, качеств материалов, связей и зависимостей явлений. В этом виде деятельности дошкольник (с большим для него удовольствием) выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Именно детское экспериментирование и исследование будет являться ведущим на протяжении всего дошкольного детства. Ведь только вспомните своего совсем маленького ребенка – малыш мнет, рвет бумагу – он смотрит, а что же получится; а первые опыты с шаром – он катится, а кубик, ведет себя совсем не как шар. Ребенок пробует все, он все хочет знать. Чем старше становится ребенок, тем более сложные вопросы его тревожат. И как мы советуем родителям – помогайте, подсказывайте, показывайте методы исследования, поощряйте поисковую активность ребенка. Ведь именно так ребенок получает знания и представления об окружающем мире. В процессе организации познавательноэкспериментальной деятельности ставятся определенные цели: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Из поставленных перед нами целей вытекают следующие задачи: вызвать у детей интерес к поисковой деятельности; учить видеть и понимать проблему эксперимента, ставить перед собой цель, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; развивать личностные качества – целеустремленность, настойчивость, решительность.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования, поиске методов его изучения, сборе и обобщении материалов и доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в исследовании.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (дети должны получить новые знания, раскрыть лучшие стороны своего интеллекта).

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулку. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

В процессе работы выяснилось, что одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды. Среда должна создавать условия для:

возможности действий с природным и рукотворным материалом;

систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

усиление интереса к явлениям природы;

поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.

В своей работе мы используем следующие методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения, моделирование, опыты, фиксация результатов (наблюдений, опытов, экспериментов); «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; использование художественного слова; подражание голосам и звукам природы; дидактические игры и различные ситуации.

Мы постоянно стимулируем детское любопытство, относимся с уважением к вопросам детей, не сообщаем знания в готовом виде, а помогаем получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей и позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений.

В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы. Для того чтобы познавательная деятельность ребенка развивалась полноценно, рядом должны находиться добрые и внимательные взрослые сами обладающие широким кругозором, требовательные к своим поступкам, манерам, речи.

Таким образом, познавательные занятия с элементами экспериментирования, как педагогическая система, способствует полноценному развитию ребенка – дошкольника. Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 апреля 2021 в 14:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД