МААМ-картинки

Развитие сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством дидактической игры

Виктория Трофимова
Развитие сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическая игра – инструмент формирования сенсорных эталонов

Период раннего детства является сензитивным периодом для развития сенсорного опыта ребенка. И что, если не игра, является необходимым подспорьем для решения вопросов сенсорного развития малыша. Дидактическая игра – лучший инструмент формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. Существует множество дидактических игр для формирования и развития представлений об особенностях внешнего мира. Это игры на ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, с многообразием звуков, вкусов, тактильных ощущений, мышечного чувства, различение звучания речи. В течении всего дошкольного периода игра является движущей силой интеллектуального развития ребенка, наиболее ярким эмоциональным переживанием, открывающим широкие возможности для исследования внешнего мира.

Публикация «Развитие сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах

Дидактическая игра в детском саду.

В данной работе мы рассмотрим игры на развитие трех основных сенсорных эталонов : цвет, величина, форма. В соответствии с этим дидактические игры можно разделить на три группы:

1. Игры для формирования эталонов восприятия цвета.

В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в виде последовательной смены этапов:

Сравнение предметов по цвету (без называния) :

Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении : Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания. Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их.

Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами:

- используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов – цветные пирамидки, цветное лото и др. ;

- рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы – игрушки, овощи и фрукты, одежду и др. ;

- рассматривая картинки в книжках;

- в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией;

- предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски.

2. Игры для формирования эталонов восприятия формы

Знакомство малыша с формами должно происходить постепенно, изучение начинается с более простых и распространенных форм, в дальнейшем добавляются более сложные и менее распространенные формы. Сначала мы знакомим ребенка с кругом, затем с квадратом и треугольником. Далее можно добавить прямоугольник и овал. Следующий этап – изучение таких форм, как трапеция, полукруг, многоугольник, звезда. Изучение новых форм должно происходить только после того, как усвоен предыдущий этап. С детьми раннего возраста изучаются плоские геометрические фигуры, из объемных геометрических тел можно предложить для изучения шар и куб, а ближе к дошкольному возрасту «кирпичик» (параллелепипед) и «яичко» (эллипсоид).

Обучение формам ребенка раннего возраста предполагает постепенное усложнение:

- Первый уровень знакомства с формами – практические действия. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются специальные игрушки – рамки и вкладыши Монтессори, доска Сегена, игра «Почтовый ящик». Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры.

Второй уровень знакомства с формами – зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами форм – плоскими геометрическими фигурами и объемными геометрическими телами, и их названиями. Также малыш учится воспринимать форму предметов на изображениях.

Третий уровень знакомства с формами – запоминание форм и их названий, что требует специальной работы.

Изучать геометрические формы – воспринимать и различать формы, запоминать их внешний вид и названия, а также закреплять знания о формах, можно несколькими разными способами:

- используя специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен принцип ориентировки на форму – практическое знакомство с формой;

- рассматривая, изучая эталоны форм – плоские геометрические фигуры и объемные тела;

- используя специальные дидактические настольные игры (например, «Геометрическое лото») и пособия, обучающие книжки с заданиями и наклейками, направленные на изучение формы (в настоящее время таких игр и книг достаточно в продаже);

- рисуя вместе с ребенком простые изображения форм, выкладывая и создавая их из разных предметов и материалов (счетных палочек, пластилина и др.);

- в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.

3. Игры для формирования эталонов восприятия величины.

При изучении на занятиях с малышами признака величины советуем следующую последовательность обучения ребенка умению воспринимать признак величины и сравнивать предметы по величине (этапы изучения величины) :

- Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга) : Правильно, такой. Нет, не такой! Таким способом можно сравнивать небольшие по величине предметы и игрушки и их детали. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются подходящие предметы – кастрюли разной величины с крышками, большие и маленькие пакеты и т. п., специальные игрушки – вкладыши, пирамидки, матрешки. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат его игры.

- Зрительное соотнесение – восприятие величины на расстоянии. Таким способом можно сравнивать по величине предметы и игрушки (не беря их в руки, удаленные предметы (например, те, что видны из окна квартиры или автобуса, или крупные объекты (например, два рядом стоящих дома или дерева, автомобиля). На этом этапе ребенка учат не только сравнивать пары предметов зрительно (на глаз, атакже выстраивать ряды однородных предметов или игрушек в соответствии с признаком величины (матрешки и другие).

- Называние – параллельно закрепляем представления о величине в слове-названии: сначала взрослый называет величину предметов, а затем ребенок называет величину и разницу в величине при сравнении самостоятельно.

Сравнивать предметы по величине можно разными способами:

- используя специальные дидактические игрушки, принцип действия которых ориентирован на величину;

- рассматривая и сравнивая по величине различные предметы – в помещении, на улице;

- используя специальные дидактические игры и пособия, а также книжки с заданиями и наклейками, направленные на изучение величины;

- в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.

Знакомство малыша с величиной должно происходить постепенно. В начале работы следует познакомить ребенка с общим определением величины: «большой»«маленький», «больше»«меньше», «одинаковый, такой же по величине» (в дошкольном возрасте помимо общего определения добавляются более частные: «длинный»«короткий», «высокий»«низкий», «широкий» - «узкий»).

При поступлении в дошкольные учреждения, у детей раннего возраста наблюдается недостаточная сформированность представлений о сенсорных эталонах. Кроме того, компетентность родителей в вопросах развития детей раннего возраста, недостаточна. Зачастую их требования к ребенку и наполнению его игрового пространства либо завышены, либо занижены.

Цель работы:

Создать систему работы по внедрению дидактических игр для развития сенсорного опыта детей раннего возраста в педагогический процесс.

Задачи:

1. Определить место дидактических игр в образовательном процессе.

2. Разделить дидактические игры на группы.

3. Обустроить развивающую среду : изготовить игры из подручных материалов, организовать игротеку.

4. Привлечь семью к развитию сенсорных эталонов посредством дидактической игры дома. Организовать для родителей выставки игр с методическими рекомендациями.

5. Систематизировать материал по данному вопросу.

Работа по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста проводилась совместно с родителями. Был реализован проект «Наша игротека».В ходе проекта родители в домашних условиях из бросового материала, бумаги, картона изготовили различные дидактические игры. А также проиграли их дома с детьми. Вовлекая родителей в различные детские проекты, мы добиваемся заинтересованности семьи жизнью ребенка, побуждаем семью принимать участие в развитии малыша. Происходит сплачивание семьи, пропагандируются семейные ценности, дается образец для использования развивающих упражнений в домашней жизни. Невозможно переоценить значимость общения семьи и малыша, так как ведущая роль в воспитании и развитии ребенка, особенно в раннем возрасте, принадлежит семье.

Рассмотрим более подробно некоторые дидактические игры для формирования сенсорных эталонов.

1. Нанижем бусы для куклы.

Цель: формировать представления об основных цветах, учить группировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику и согласованность движений рук.

Оборудование: шнурочки разных цветов, крышечки с отверстиями тех же цветов, что и шнурочки, большая нарядная кукла

Описание: ребенку предлагается выбрать один шнурочек и соответствующие ему по цвету крышечки, и сделать для куколки бусы – нанизать крышечки на шнурок. Начинать игру следует с двух основных цветов, постепенно увеличивая их количество. После освоения основных четырех цветов, можно добавить белый, черный цвет, оттенки. Побуждать малыша называть цвет бус.

2. Помоги найти каждой крышечке свою тарелочку.

Цель: формировать и закреплять представления об основных четырех цветах. Учить подбирать такой же предмет по цвету, группировать предметы по нужному признаку.

Оборудование: тарелочки разных цветов, соответствующие им по цвету крышечки.

Описание: малышам предлагаются цветные тарелочки и миска с крышечками. Им необходимо подобрать к тарелочке такую же по цвету крышечку. Крышечка нашла свой домик. Побуждать называть цвета.

3. Цветные прищепки.

Цель: учить различать цвета и называть их. Развивать силу и мелкую моторику рук.

Оборудование: цветные бельевые прищепки четырех основных цветов, вырезанные из плотного картона цветные силуэты – елочка, груша, шарик, солнышко, облачко и пр.

Описание: малышам предлагается присоединить прищепки к соответствующему по цвету силуэту. Начинать можно с одного – двух цветов, постепенно прибавляя следующие. Побуждать ребенка называть цвет.

4. Большой – маленький.

Цель: учить детей различать предметы по величине: большой – маленький.

Оборудование: два ящика нейтрального цвета, контрастных размеров; шарики двух контрастных размеров, одинаковые по цвету.

Описание: детям предлагается маленькие шарики положить в маленький ящик, большие – в большой. В дальнейшем, по мере взросления детей, можно предложить три размера ящиков и шариков соответственно, потом пять размеров. Побуждать малышей называть размеры: большой, маленький, самый маленький.

5. Подбери матрешке сарафан.

Цель: учить различать предметы по величине, группировать их по этому признаку.

Оборудование: силуэты матрешек из картона контрастной величины, силуэты сарафанов для них контрастной величины.

Описание: перед ребенком выкладываются два силуэта матрешек одинаковых во всем, кроме размера, и одинаковые сарафаны для матрешек двух контрастных величин. Малышу предлагается каждой матрешке подобрать свой сарафанчик. Когда дети освоят игру, можно ее усложнить – добавить третий размер, сделать сарафаны разноцветными. Побуждать называть размер, цвет сарафана.

6. Шарик – кубик.

Цель: учить различать квадратную и круглую форму.

Оборудование: коробка высотой около 50 см, в верхней крышке которой сделаны две прорези – круглой и квадратной формы, таким образом, чтобы шарик не помещался в отверстие квадратной формы. Ящичек нейтрального цвета с шариками и кубиками, соответствующими прорезям в коробке.

Описание: воспитатель предлагает детям подобрать для шарика круглую прорезь, а для кубика – квадратную. Дети проталкивают шарики и кубики в соответствующие отверстия.

7. Волшебный мешочек.

Цель: при помощи тактильных ощущений учить определять форму предмета.

Оборудование: мешочек с двумя прорезями для рук, плоскостные фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Описание: детям предлагается выбрать одну из трех фигур и найти в волшебном мешочке на ощупь такую же фигуру и назвать ее.

8. Подбери фигуру той же формы.

Цель: учить определять и называть форму предмета, соотносить изображение и плоскостную фигуру.

Оборудование: на картоне изображения, составленные из геометрических фигур одного цвета. Вырезанные из картона геометрические фигуры одного цвета и величины.

Описание: перед малышом на столе выкладывается картинка и геометрическая фигура. Способом прикладывания ребенок находит на картинке изображение данной фигуры, затем добавляются следующие геометрические формы. Побуждать ребенка называть фигуру. По мере взросления детей игру можно усложнить – изображения и геометрические фигуры разнообразить цветом, взять геометрические фигуры разных величин.

9. Подбери крышечку к коробочке.

Цель: учить сортировать предметы по форме.

Оборудование: коробочки круглой, квадратной, треугольной формы одного цвета и величины. Крышечки, соответствующие коробочкам.

Описание: перед ребенком выкладывается коробочка и крышечки. Предлагается подобрать крышечку к данной коробочке. По мере взросления детей можно усложнить игру – сделать коробочки разными по цвету и величине. Побуждать детей называть форму, а затем и цвет и величину коробочек.

Дидактические игры вводятся в обиход постепенно и используются вне непосредственной образовательной деятельности. Сначала происходит знакомство с игрой. Воспитатель показывает детям способ совершения игровых действий, их последовательность, обязательно речевое сопровождение игры воспитателем. При знакомстве с игрой берется подгруппа детей из 2-4 человек, постепенно количество детей увеличивается. Затем дети играют с небольшой помощью воспитателя, здесь важно не торопить малышей, дать им возможность подумать, соотнести представления о предмете игры с заданием. Как только воспитанники приобретают способность самостоятельно совершать игровые действия, освоенная игра отдается для самостоятельной деятельности в уголок сенсорного развития. Можно переходить к освоению следующей игры.

Таким образом, формируется произвольное внимание, способность повторять последовательность игровых действий. Так как в раннем возрасте преобладает предметно – манипулятивная деятельность, детей привлекает возможность перекладывать предметы, соотносить их по различным признакам, сортировать. Также, для некоторых неуверенных в себе детей, очень важна возможность играть рядом со сверстниками, подражая их действиям. В процессе развития, дети приобретают способность следить за игровыми действиями друг друга, и даже исправлять ошибки сверстника в процессе дидактической игры : например, корректировать подбор предметов по цвету, исправлять неверное называние формы или величины и тому подобное.

При реализации проекта «Наша игротека», его результатом для родителей может быть выставка дидактических игр с описанием хода игры. Если возраст воспитанников уже достигает двух лет, то можно организовать «презентацию» игры самим малышом. Малыш вместе с мамой научается игре дома, а в группе уже может показать остальным детям как нужно играть, говорящие дети могут комментировать ход игры.

В процессе работы с данной группой детей раннего возраста в результате проведения первичной и итоговой диагностик, было выявлено следующее:

При первичной диагностике по показателю «сенсорное развитие» полностью соответствовало возрастной норме 71% детей, частично соответствовало – 18%, и не соответствовало – 11%. По показателю «развитие игры и действий с предметами» полностью соответствовало возрастной норме 59% детей, частично соответствовало – 29%, и не соответствовало – 11%.

Итоговая диагностика показала отсутствие детей, не усвоивших материал, 68% детей усвоили материал полностью, на высоком уровне, и частично, на среднем уровне, усвоили – 32% воспитанников.

Налицо положительная динамика сенсорного развития и развития игровой деятельности и действий с предметами.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

(по возрастам)

Первая группа раннего возраста (1-2 года)

Месяц Тема Совместная деят-ть Самостоятельная деят-ть Работа с родителями

Сентябрь Период адаптации Период адаптации Период адаптации Родительское собрание: «Дидактическая игра в воспитании детей раннего возраста»

Октябрь «Овощи и фрукты».

Рассматривание овощей, фруктов. Называние формы, цвета, вкуса. Рисование – «Цветные ленточки»

д/и «Подбери такой же.» • д/и «Собери красные яблочки в корзинку» Ширма: «Наша игротекав»

Ноябрь «Мой дом».

Рассматривание картин с изображением домов, рассказывание в каких домиках живут животные, в каких человек д/и «Кто где живет» • д/и «Большая и маленькая башни» Консультация по способам обучения игре с предметами.

Декабрь «Новогодний праздник».

Дать детям представление о традиции празднования нового года.

Украшение елки шарами разных цветов и размеров. Проговаривание названия цветов, форм, размеров (большой красный шар, маленький синий шар)

• д/и «Составь елочку и укрась ее» Консультация: «Какие игры покупать для детей»

Январь «Зимушка-зима».

Дать детям представление зиме и зимних забавах д/и «Помоги Снеговику найти свои пуговки»

Рассматривание иллюстраций с зимними забавами, называние цвета, формы, размера предметов • д/и «Нанизывание колечек на стержень». Консультация: «Как играют дети раннего возраста»

Февраль «Мамин праздник»

Организация всех видов деятельности вокруг семьи, любви к маме, бабушке. Раскладывание контрастных по форме предметов на 3 группы • д/и «Дидактический куб» Консультация: «Дидактические игры на развитие восприятия формы»

Март «Народная игрушка».

Дать элементарное представление о видах народной игрушки и способах игры

Игры с двухместными матрешками, бочонками • д/и «Картинки-половинки» Ширма: «Развитие восприятия цвета у детей раннего возраста»

Апрель «Весна»

Сформировать элементарное представление о сезонных изменениях весной в природе

Соотношение предметов по размеру

• д/и «Вкладыши» Консультация: «Играем вместе»

Май Подведение итогов.

Систематизировать знания детей полученных за год. Совместное с родителями открытое занятие «Поиграем с Неваляшкой»

Вторая группа раннего возраста (2-3 лет)

Месяц Тема Совместная деят-ть Самостоятельная

деят-ть Работа с родителями

Сентябрь Желтый цвет

Продолжать знакомить детей с желтым цветом, подбирать, группировать предметы по цвету, называть цвет, определять его в быту. д/и «Подарим кукле бусы» Рассматривание карточек с изображением предметов желтого цвета Совместный проект «Копилка дидактических игр»

Октябрь Красный цвет

Продолжать знакомить детей с красным цветом, подбирать, группировать предметы по цвету, называть цвет, определять его в быту. д/и «Помоги найти крышечке свою тарелочку» Магнитная игра «Изучаем цвета» Совместный проект «Копилка дидактических игр»

Ноябрь Зеленый цвет

Продолжать знакомить детей с зеленым цветом, подбирать, группировать предметы по цвету, называть цвет, определять его в быту. д/и «Цветные прищепки» Игра с сортером по цвету Выставка дидактических игр, изготовленных родителями своими руками из бросовых материалов

Мастер-класс: «Презентация игры»

Декабрь Синий цвет

Продолжать знакомить детей с синим цветом, подбирать, группировать предметы по цвету, называть цвет, определять его в быту. д/и «Подбери матрешке сарафан» д/и «Художник» Консультация: «Что должен знать ребенок к трем годам»

Январь Большой-маленький д/и «Большой-маленький» Рассматривание карточек с изображением предметов контрастных размеров Консультация: «Как оформить детский уголок для игр».

Февраль Круг, шар д/и «Шарик-кубик»

Геометрическая мозаика Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Март Четырехугольник, кубик д/и «Подбери крышечку к коробочке» Постройки из кубиков с использованием инструкции Ширма: «Игрушка в жизни ребенка»

Апрель Треугольник, призма д/и «Волшебный мешочек» Игра с дидактической коробкой Открытое занятие «Матрешечки»

Май Подведение итогов.

Систематизировать знания детей полученных за год. Оформление стенгазеты: «Как мы играли».

Публикации по теме:

Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Аннотация: В статье представлен практический материал по использованию дидактических для формирования словаря детей младшего дошкольного.

Использование дидактической игры для сенсорного и познавательного развития детей 3–5 лет Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры В своей работе использую дидактические игры, так как считаю что дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой общения,.

Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»Мастер-класс для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста ТЕМА: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей.

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» Тема выбрана, потому что самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая.

План самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Индивидуальный план самообразования на 2017-2018 учебный год Педагог: Савина Ирина Николаевна Должность: воспитатель Место работы: МКДОУ.

Презентация «Роль дидактической игры в познавательном развитии детей раннего возраста» Слайд 1 Мы обращаемся к вопросам познавательного развития детей раннего возраста. В последние годы в отечественной и зарубежной науке возрос.

Роль дидактической игры в развитии детей раннего возрастаРоль дидактической игры в развитии детей раннего возраста Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное,.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие познавательной активности.

Презентация «Развитие сенсорного опыта у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с изобразительным материалом» С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное сенсорное развитие невозможно без опоры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством дидактической игры
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 11:01
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством дидактической игры» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Трофимова (УИ 176610) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД