Получи документы

Развитие творческих способностей детей младших классов с помощью городецкой росписи (16 фото)

Козлова Юлия
Развитие творческих способностей детей младших классов с помощью городецкой росписи

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Методическая разработка

«Развитие творческих способностей детей младших классов с помощью «Городецкой росписи»»

Преподаватель:

Козлова Юлия Сергеевна

«ДШИ им. А. С. Розанова»

Мурманская обл.

г. Кировск

2018

Пояснительная записка.

1.1. Цель урока:

Познакомить учащихся с элементами Городецкой росписи; сформировать навыки композиции.

1.2. Актуальность выбранной темы:

Публикация «Развитие творческих способностей детей младших классов с помощью городецкой росписи» размещена в разделах

Развитие композиционных навыков с помощью Городецкой росписи.

1.3. Тип урока - комбинированный

Задачи урока:

1. Научить определять характерные особенности росписи.

2. Научить определять значение цвета.

3. Научить рисовать элементы росписи и правильно их компоновать.

4. Воспитать интерес у детей к декоративно-прикладному творчеству.

5. Развивать нравственные и эстетические чувства.

1.4. Контроль знаний

Контроль в виде составления собственной композиции и росписи.

Выполнение росписи на бумаге в форме разделочной доски.

Критерии урока:

Компетентность:

наличие знаний, и опыта, необходимых для эффективной деятельности в области изобразительного искусства.

1.5. Занятия по теме «Декоративно-прикладное творчество»- первый этап в изучении многообразного декоративно-прикладного искусства народов России.

1.6. Структура занятия

-Организационный момент;

-Теоретическая часть

-Самостоятельная работа

-Итог занятия

1.7. По структуре урока выявлена связь от общего к частному и наоборот.

Оборудование для учителя:

• Репродукции

• Интерактивная доска и мультимедиа проектор

Текст: историческая справка о возникновении Городецкой росписи.

• Раздаточный материал для самостоятельной работы (шаблоны разделочной доски)

• Пакет справочного материала на парту (словарик, символика цвета и формы, росписи, основные виды орнаментов).

Оборудование для учащихся:

• Краски

• Альбомы

• Кисти

• Карандаши

• Ластик

1.9. Методы обучения:

Коллективная работа:

а) объяснительно-иллюстративный материал, лекция, объяснение, демонстрация презентации.

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике,

в) частично-поисковый

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Индивидуальная работа:

е) метод проекта:

творческий

• практико-ориентированный (создание собственной росписи по предложенным мотивам)

1.10. Практическая значимость урока.

Данный материал можно использовать на занятиях в отделении дополнительного образования, так и на уроках изобразительного искусства. Богатый справочный материал, мультимедийная презентация, позволяют легко и в непринужденной форме познакомить учащихся с одним из красивейших видов ДПИ – росписи. Дети хотят сами получать новые знания, активно включаются в процесс изучения символики. Для этого разработан раздаточный материал для индивидуальной и коллективной самостоятельной и творческой работы.

2. Отражение в работе своего опыта.

В данной разработке я попыталась тему «Городецкая роспись», сделать доступной и интересной для изучения с младшими классами. Используя современные педагогические технологии и личный, педагогический опыт, а так же владение обширным информационным материалом в области росписи – позволили сделать методическую разработку урока насыщенной и в то же время легкой для усвоения учащимися.

Первый урок посвящен рисованию элементов городецкой росписи. По мотивам росписи Городецких Мастеров.

3. Теоретическая часть.

Городецкая роспись по дереву – народный промысел Нижегородского края.

Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца.

Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были

кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса в Заволжье было много,

и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё : от детских игрушек до

предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в

большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей

России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на

донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо

картин. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы

народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки. Городецкая роспись

своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое

изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера

изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития.

Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой,

строительство дома.

Веселье в Городце показано, сдержано, но за внешней бесстрастностью персонажей

угадывается много разнообразных чувств. И передаются они одним движением кисточки

по белым замалевкам лиц.

Одной капелькой можно показать, как мужчина искоса наблюдает за своей избранницей.

На каретах изображают и четыре колеса, а можно и два, пытаясь минимальными

средствами добиться выразительности.

Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего

были известны городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем

по всей России. Именно с них и получила распространение городецкая

роспись.

Обычно прялки вытесывались из целикового деревянного массива, городецкие же

состояли из двух частей: гребня и донца. Донце - представляло из себя широкую доску,

которая суживалась с одного конца и имела отверстие, в которое вставлялась ножка

гребня. Донце было расписным, и в то время, когда с прялкой не работали, оно вешалось

на стену, как картина. До этого донце украшали инкрустацией, но живопись, благодаря,

своей простоте и меньшей трудоемкости, ее вытеснила.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие

большими цветовыми пятнами, без предварительного контура.

Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого

цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.

В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму.

Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия:

шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки

и мебель.

Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности

жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой

росписи.

Сохраняются городецкими мастерами и традиции глухой городецкой резьбы, которая в

современных условиях нашла свое применение в изделиях геральдики, резных иконах и

уникальных авторских работах.

Техника выполнения росписи.

Материалы:

1. Темпера или гуашь с добавлением клея ПВА.

2. Кисти

3. Изделие (основа для росписи)

Порядок выполнения росписи :

При выполнении росписи какого-либо элемента надо брать основной цвет, который более

насыщенный и второй цвет болей разбеленный. Роспись выполняется на деревянной

основе или грунтованной в желтый, красный или черный цвет основе. На основу карандашом

наносится композиция основные элементы: цветы, потом бутоны, листья, мелкие

веточки. В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной

круглой формы - основа цветка. Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым,

более темным колером того же оттенка, например, синим цветом делали обводку по голубому.

Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе

между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-

тремя мазками кисти. Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской

штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид.

Выполняется самой тонкой кистью. После высыхания темперы изделие можно покрыть

бесцветным лаком.

Элементы городецкой росписи. Мотивы Городецкой росписи :

цветы — розы, купавки с симметричными листьями;

Развитие творческих способностей детей младших классов с помощью городецкой росписи
Фото №1 ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Методическая разработка Развитие творческих способностей детей младших классов с помощью Фото №2 Городецкая роспись узоры Городецкой росписи Преподаватель Козлова Юлия Сергеевна ДШИ им

животные - конь, птица.

Фото №3 Розанова Мурманская обл Фото №4 Кировск Пояснительная записка

«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам

«древа», могут быть изображены кони или птицы.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной композиции Городецкой росписи.

Композиция.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи :

1. цветочная роспись;

2. цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;

3. сюжетная роспись.

Фото №5 Цель урока Познакомить учащихся с элементами Городецкой росписи сформировать навыки композиции

Цветочная роспись.

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

Виды цветочной композиции:

«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».

Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных досок, симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».

Сюжетная роспись.

Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок, как то: роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т. п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.

Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.

Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.

Список литературы:

Городецкая роспись. С. П. Чуянов. НН «Литера», 2009

Актуальность выбранной темы Публикация Развитие творческих способностей детей младших классов с помощью городецкой росписи размещена в разделах Городецкая роспись узоры Начальная школа классы Урок ИЗО Народные промыслы Школа Материалы для школьных педагогов Темочки Развитие композиционных навыков с помощью Городецкой росписи Тип урока комбинированный Задачи урока Научить определять характерные особенности росписи Научить определять значение цвета Научить рисовать элементы росписи и правильно их компоновать Воспитать интерес у детей к декоративно прикладному творчеству Развивать нравственные и эстетические чувства
Публикации по теме:

Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционной техники рисования Современный мир не стоит на месте. Именно поэтому необходимо воспитывать детей не ограничивая их в рамках, а датвать возможность раскрываться.

Формирование и развитие эстетических представлений и художественного опыта у детей с помощью техники росписи по стеклуФормирование и развитие эстетических представлений и художественного опыта у детей с помощью техники росписи по стеклу Мастер-класс на тему: «Формирование и развитие эстетических представлений и художественного опыта у детей с помощью техники росписи по стеклу».

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования» «Творчество не приходит по какому-то наитию…Творчеству надо учить». В. А. Сухомлинский. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка.

Консультация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы» Файл №1 Тема моей консультации : «Развитие художественно- творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных форм работы».

Развитие коммуникативных способностей детей с помощью социальной игры Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью, которого.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через образовательную область «Познавательное развитие» Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Развитие творческих способностей детей средней группы с помощью художественного и ручного трудаРазвитие творческих способностей детей средней группы с помощью художественного и ручного труда «Развитие творческих способностей детей средней группы с помощью художественного и ручного труда».Актуальность Проблема развития детского.

Развитие творческих способностей дошкольников с помощью хореографии Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся.

Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности. Из опыта работы Управление образования администрации Красногвардейского района Развитие творческих способностей у младших дошкольников.

Развитие творческих способностей обучающихся 1–4 классов на уроках математики (комплекс заданий) Введение «Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей младших классов с помощью городецкой росписи
Опубликовано: 2 октября 2018 в 12:10
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД