Татьяна Самсонова
Развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – удивительный мир, где ребёнок удивляется и познаёт, общается и взаимодействует, приобретает опыт и ошибается, творит и подражает. Этот период так важен и ценен, ведь именно тут закладываются базовые основы личности, формируется характер.
Внимательно наблюдая за ребёнком, можно заметить, как быстро он впитывает всё новое, научается и использует в игре и общении полученные навыки. Поэтому так важно в этот период, чтобы рядом был грамотный или мудрый взрослый, способный донести до детей основы «разумного, доброго, вечного», человек, понимающий самоценность дошкольного детства.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Как хорошо известно, игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру происходит формирование устойчивых познавательных интересов, представлений об окружающей действительности, о труде взрослых, которым дети подражают в игре. Игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере общаться, проявить самостоятельность и творчество. Но современные дети, к сожалению, стали мало играть именно в совместные игры, где так важно договориться, придумать правила и принять на себя определённую роль - им непросто общаться. А ведь так важно для полноценного и благополучного будущего дошкольника умение организовать самостоятельную и совместную со сверстниками деятельность в форме сюжетной игры, а умение это строится, в первую очередь, от умения общаться.
В этом сложном игровом процессе должно происходить интенсивное общение межу детьми: споры, договорённости, отстаивание своего мнения, нахождение компромиссов, где и должны формироваться коммуникативные навыки.
[i
]Комплекс занятий по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
[/i][/b]Тема занятия Задачи Краткое описание
1.«Мой любимый магазин»
Образовательная: дать детям понятие «продуктовый отдел», «ассортимент»;
Развивающая: развиваем ролевые связи и ролевой диалог;
Воспитательная: воспитывать умение выслушать сверстника. Детям предлагается вспомнить свой любимый магазин и рассказать о том, что там продают. Затем воспитатель предлагает «построить» большой общий магазин, где будут отделы по желанию детей. Начинается обсуждение и совместная игра.
2.
«Вызов врача на дом»
Образовательная: дать детям понятие «пациент, рецепт»;
Развивающая: развиваем ролевое взаимодействие;
Воспитательная: воспитывать желание к согласованию в игре. Воспитатель обращает внимание, что некоторые дети отсутствуют в группе по болезни. Дети высказывают свои предположения, опираясь на свой опыт. Затем педагог предлагает игровую ситуацию «вызовем нашим друзьям врача на дом». Распределяются роли, подбираются атрибуты, совместная игра.
3
.«Наш лучший повар»
Образовательная: дать детям понятие «Блюдо, меню, рецепт, кулинария»;
Развивающая: развиваем инициативу во взаимодействии со сверстниками;
Воспитательная: воспитывать желание помочь сверстнику в игре. Воспитатель предлагает вспомнить, что они ели сегодня и кто это приготовил. Дети рассуждают и делятся опытом в кулинарии. Затем предлагается «открыть» кафе. Распределение ролей, подбор атрибутов. Обсуждение, совместная игра.
4
.«У модного парикмахера»
Образовательная: дать детям понятие «Клиент, мужской и женский зал, маникюр»;
Развивающая: развиваем гендерное ролевое взаимодействие;
Воспитательная: воспитывать умение согласовывать со сверстником действия в игре. Воспитатель предлагает детям посмотреть журналы с причёсками. Обсуждаются причёски мужские и женские; дети высказывают предположения о работе парикмахера, подбираются атрибуты, выстраивается игровое пространство. Воспитатель предлагает распределить роли парикмахеров и клиентов, сам становится старшим парикмахером для косвенного руководства игрой.
5
.«Служба такси»
Образовательная: дать детям информацию о правилах вызова такси, о правилах поведения в такси, даётся понятие «диспетчер»;
Развивающая: развиваем самостоятельность и творчество в игровых замыслах;
Воспитательная: учить детей принимать игровые задачи сверстников или тактично отказываться в игре. Воспитатель предлагает детям тему для обсуждения «Как работает служба такси?» Дети высказывают своё мнение. Педагог предлагает «открыть» свою службу такси. «Что для этого нужно?» Идёт обсуждение, подбираются атрибуты, распределяются роли. Формируются два игровых пространства: 1) офис службы с диспетчером и 2) водители такси и пассажиры.
6
.«В автобусе»
Образовательная: дать знания об особенностях работы водителя, кондуктора и механика;
Развивающая: развивать самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач;
Воспитательная: учить детей самостоятельно доброжелательно договариваться со сверстниками в игре.
Воспитатель предлагает детям представить, что они отправились на экскурсию на автобусе. Идёт обсуждение, опираясь на опыт детей. Затем педагог предлагает проблемную ситуацию: «Автобус сломался. Что делать? Кто сможет произвести ремонт?» Формируется игровое пространство, подбираются атрибуты, «выстраивается» автобус, распределяются роли.
7
«Подводное путешествие»
Образовательная: дать знания о профессиях на подводной лодке – капитан, штурман, кок, матрос;
Развивающая: развивать тематику игр, постановку репродуктивных и инициативных игровых задач;
Воспитательная: учить детей принимать игровые задачи сверстников и договариваться в игре. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с водным транспортом. Дети делятся знаниями и впечатлениями. Затем воспитатель предлагает отправиться в подводное путешествие. Рассказывает о «морских» профессиях, предлагает построить подводную лодку. Дети распределяют роли, строят лодку, подбирают атрибуты.
8
.«Строим замок пиратов»
Образовательная: дать детям такие понятия как «сокровища», «клятва», «пир»;
Развивающая: развивать самостоятельность в выборе замыслов и постановке игровых задач;
Воспитательная: учить детей поддерживать доброжелательное взаимодействие в игре. Воспитатель задаёт вопрос: «Кто такие пираты, чем они занимаются?» От ответов детей строится дальнейший рассказ: воспитатель подводит детей к теме постройки пиратского замка с сокровищницей. Распределяем роли, придумываем пиратские имена. На большом листе бумаги рисуем план замка с отметкой «сокровища» и начинаем строительство.
9
.«Лучшая семья»
Образовательная: дать детям такие понятия как «уют», «домашние обязанности», «семейный быт»;
Развивающая: развивать инициативные игровые задачи;
Воспитательная: учить детей договариваться и делиться опытом в игре. Воспитатель задаёт тему: «Какую семью можно назвать лучшей?» Дети рассуждают, обсуждают. Педагог подводит детей к мысли, что у каждой семьи должен быть свой дом, где создаётся уют. Происходит распределение ролей, подбор атрибутов, обсуждение сценария игры. Затем дети приступают к постройке и обустройству дома.
10
.«В гости к Винни-Пуху»
Образовательная: дать детям такие понятия как «одиночество», «дружеский визит»;
Развивающая: развивать выразительность ролевых действий;
Воспитательная: учить детей договариваться и вести ролевую беседу. Воспитатель читает письмо, где Винни-Пух жалуется на одиночество и приглашает детей в гости. Проходит обсуждение «Как и чем мы можем помочь герою? На чём поедем в гости, что возьмём в подарок?» Выбрав способ передвижения, «подарки» и распределив роли, отправляемся в гости. Девочки наводят порядок и готовят герою сладкое угощение, мальчики носят дрова, топят печь и собирают ягоды для варенья. Далее сюжет разворачивается по инициативе детей.
11
.«Открываем свой супермаркет»
Образовательная: дать детям такие понятия как «супермаркет», «кассир», «продавец-консультант»; «товарный чек»;
Развивающая: развивать воображение при действиях с воображаемыми предметами;
Воспитательная: учить детей вести доброжелательную ролевую беседу. Воспитатель предлагает открыть свой магазин, где будет продаваться то, что мы захотим. Идёт обсуждение, какие отделы будут работать, что там будем продавать, что нам может пригодиться? Подбираются атрибуты, выстраивается магазин, распределяются роли: кассир, продавец-консультант, охранник, грузчик, шофёр, покупатель.
12
.«Лесные невидимые солдаты»
Образовательная: дать детям такие понятия как «воин», «военный человек», «храбрость», «отвага»;
Развивающая: развивать инициативность и содержательность ролевых действий;
Воспитательная: учить детей договариваться и учитывать мнение играющих рядом сверстников. Воспитатель задаёт тему: «Кто такой настоящий солдат? Какой он? Что он делает?» Проходит свободная беседа – дети высказывают своё мнение, педагог раскрывает понятия как «воин», «военный человек», «храбрость», «отвага». Затем педагог читает письмо, полученное от лесных жителей с просьбой о помощи – защитить их от злых охотников. Распределяются роли, подбираются атрибуты, дети выбирают способ передвижения, обсуждают план своих действий по освобождению лесных жителей, рисуют карту. Роли охотников выполняют крупные мягкие игрушки.
13
.«В школе»
Образовательная: расширять и углублять знания детей о школе, как учебном учреждении;
Развивающая: развивать моделирование ролевого диалога;
Воспитательная: учить действовать в рамках принятой на себя роли. Воспитатель заранее готовит следующие атрибуты: указку, тетради, доску и мел, звонок (колокольчик).Педагог привлекает внимание детей вопросом: «Для какой профессии нужны все эти предметы?» (Ответы детей). Воспитатель рассказывает о профессиях (учитель, директор, библиотекарь охранник, медсестра, повар) существующих в школе и предлагает поиграть в школу. Распределяются роли, подбираются атрибуты, выстраивается игровое пространство.
14
.«Клиника для животных»
Образовательная: расширять представления детей о профессии ветеринара, дать понятия терминов «когтерезка», «переноска для животных», «защитный колпак для кошек и собак»;
Развивающая: учить развивать сюжет на основе знаний, полученных ранее;
Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Педагог на экране демонстрирует слайды, иллюстрирующие работу ветеринара. Объясняет принцип и особенности работы с животными. Далее детям предлагается распределить роли: ветеринары, регистратор, медсёстры, посетители с животными. Обсуждаются их ролевые действия. Подбираются и изготавливаются атрибуты: телефон, медицинские халаты, журнал записи, витамины, лекарства, медицинские инструменты и носилки.
15
.«Экскурсия в музей»
Образовательная: обогащение активного словаря, дать понятия терминов экскурсовод, экспонат, реставрация;
Развивающая: развитие речи, сюжета игры согласно заданной теме;
Воспитательная: закрепление правил поведения в общественных местах. Педагог на слайдах демонстрирует выставочные экспозиции различных музеев, объясняет принцип и назначении их работы. Идет рассказ о сотрудниках музея: экскурсовод, реставратор, хранитель, художник, оценщик, билетёр, экскурсанты. Детям предлагается создать собственный музей своих творческих работ. Подбираются экспонаты, расставляются по группе, распределяются роли.
16
.«Сказочный бал»
Образовательная: закреплять знание пословиц и поговорок на тему доброты; пополнить словарь: «кавалеры и дамы», «комплимент»;
Развивающая: развивать творческую активность и инициативу детей;
Воспитательная: продолжать знакомить с правилами этикета, нравственными нормами; Предварительная работа: заучивание пословиц и поговорок о добре; педагог готовит шляпы, перья, банты для украшения костюмов. Педагог привлекает внимание детей: «Нам принесли приглашение на бал! Самых добродушных и воспитанных детей ждут на день рождения принцессы. Идёт обсуждение, какой подарок подарить, в каких нарядах идти на сказочный бал, как нужно вести себя на балу. Дети придумывают аксессуары для своего наряда. Принцесса – красивая кукла. Распределяются роли: сказочные герои, король и королева, педагог - фея, ведущая бал.
Заключение
В работе были исследованы особенности процесса общения детей 5-6 лет во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми. Взрослый, осуществляя руководство игрой, выступает образцом для подражания, а также источником опыта и покровительства. Ровесник же выступает в роли его отражения, где ребёнок видит самого себя и может прямо сопоставить и сравнить свои достоинства и минусы. В общении со сверстниками старший дошкольник усваивает нормы полоролевого поведения, так как этот возраст является сензитивным для социализации, а также для развития способностей к разным видам (вербальному, невербальному, эмпатийному) общения. Достаточно развитый уровень коммуникативных навыков позволяет ребёнку быстрее войти в социальную среду, где происходит процесс личностного развития.
Анализ проведённого исследования позволяет сделать выводы, что предложенная нами развивающая программа по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры оказала заметное влияние на успешное развитие компонентов межличностного общения и взаимодействия.
На основании проведённой развивающей работы установлено, что у дошкольников значительно повысился уровень коммуникативных навыков, характеризующийся:
- повышением уровня эмоционального благополучия;
- активностью диалогической и монологической речи детей ;
- использование детьми в различных видах деятельности вербальных и невербальных компонентов общения;
- более открытым и уверенным игровым взаимодействием;
- снижением общего уровня конфликтности и агрессивности детей;
- смелостью и активностью при самовыражении во всех видах деятельности.