Методическая разработка «Речевые нарушения у детей»

Екатерина Морзавицкая
Методическая разработка «Речевые нарушения у детей»

Методическая разработка "Речевые нарушения у детей"

В наше время по данным исследований 60% детей имеют нарушения речи. И с каждым годом в дошкольных учреждениях количество таких малышей неизменно растет. Благодаря работе специалистов ДОУ : воспитателей, логопедов, дефектологов, во многих случаях удаётся исправить и предотвратить развитие тяжелых речевых патологий в дальнейшем. Однако, специализированных коррекционных образовательных учреждений у нас не достаточно, а логопункты в обычных садах не могут, в силу различных причин, охватить данной работой всех, нуждающихся в помощи, детей. В результате, у части детей к подготовительной группе остаются нарушения речи. В следствии чего у этих деток обязательно появляются трудности в освоении письменной речи, которые в свою очередь приводят к снижению уровня овладения школьной программой.

Так, сейчас среди детей младшего школьного возраста очень распространены такие нарушения, как – дислексия (частичное специфическое нарушение процесса чтения)

Проявляется в затруднении опознания и узнавания букв;

Ребенок неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);

При чтении пропускает буквы (не читает их);

Ребенок может добавлять лишние звуки

В затруднении слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. Ребенок просто

не может составить из букв слога (отрывает в нем звуки друг от друга);

Переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности);

Ребенок читает очень медленно; плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе,

Не может запомнить прочитанное и пересказать его.

- дисграфия (специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера)

Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (с-з, у-ю, б-п и тд.)

Ребенок не может писать ровно (удерживать строку);

Пишет буквы разного размера;

Может добавлять буквы в словах или пропускать их, переставлять их местами;

Может писать слева направо;

Может разрывать при письме слово на части или писать два слова слитно

У него очень плохой почерк

В итоге ребенок в первом классе (бывает, что и в последующих) не может толком выучиться читать и писать.

Каковы же причины этих нарушений? Современные исследователи выделили некоторые основные причины нарушений чтения и письма:

1) У ребенка нарушен речевой слух - то есть он не различает на слух одни звуки от других.

2) Ребенок путает произносительные образы звуков (путает артикуляционные позиции, в которых произносятся звуки). Это бывает, когда ребенок недавно научился правильно произносить звуки, а до этого заменял их на какие-то другие.

3) Ребенок плохо различает и запоминает начертания похожих букв.

4) Ребенок не может одновременно воспринимать и удерживать в памяти необходимый объем материала (зрительного или слухового, или и того и другого вместе). Он не способен, как бы одним взглядом, схватить и на какое-то время удержать в своем внимании, нужное ему в данный момент количество информации. Например, он не может воспринять целиком все слово. Отдельные его части выпадают из поля его зрения (или слуха).

5) Ребенок не может запомнить порядка следования друг за другом предметов или звуков. В этом случае ему трудно определять последовательность букв или звуков в слове.

6) У ребенка недостаточно четкие пространственные ориентировки. В результате он не улавливает направление слева направо и пишет буквы как будто в зеркальном отражении. Эта проблема часто встречается у левшей.

Для того, чтобы избежать серьезных проблем в школе, необходимо еще в дошкольном возрасте выяснить предрасположен ли ребенок к нарушениям чтения и письма. Для этого нужно оценить состояние его некоторых способностей (памяти, внимания, способности к восприятию, а также уровень сформированности у него некоторых умственных действий.

Нужно проверить:

Нарушен ли у ребенка речевой слух.

Хорошо ли он воспринимает на слух и анализирует единицы речи (звукосочетания, слова и предложения).

Устойчивы ли произносительные навыки ребенка.

Хорошо ли он воспринимает и анализирует зрительный материал.

Достаточный ли объем зрительного материала ребенок воспринимает и может удерживать в памяти.

Достаточный ли объем слухового материала он воспринимает и может удерживать в памяти.

Способен ли ребенок улавливать последовательность зрительных объектов.

Способен ли он улавливать последовательность слуховых объектов.

Точно ли он воспринимает и анализирует пространственные отношения.

Публикации по теме:

Методическая разработка для закрепления знания и представления детей о природе расширять природоведческий, бытовой словарь детей, в игровой ситуации закрепить знания и представления о природе. Создать психологический.

Методическая разработка проекта для детей 4–5 лет «Сказка в помощь» Методическая разработка: «Сказка в помощь» Актуальность: Сказки есть в каждом доме, из них дети черпают множество познаний: первые представления.

Методическая разработка «Оздоровительные игры для детей» Оздоровительные игры для детей» Когда ребенок заболевает, это становиться общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми.

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

Методическая разработка по экологическому воспитанию детейМетодическая разработка по экологическому воспитанию детей Методическая разработка дидактических игр по экологическому воспитанию детей средней группы. Автор: воспитатель средней группы Миронова.

Методическая разработка в ДОУ «Учите детей наблюдать» Дети – дошкольники, как известно, очень эмоциональны, восприимчивы. Они усваивают массу знаний об окружающих их предметах и явлениях и стремятся.

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Урень Нижегородской области Методическая разработка.

Презентация «Речевые нарушения и организация коррекционной работы» «Речевые нарушения и организация коррекционной работы» Познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное.

Проектная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это интересный, ёмкий метод работы с.

Речевые нарушения детей Речевые нарушения у детей- серьезная проблема нашего времени. Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Методическая разработка «Речевые нарушения у детей»
Опубликовано: 28 апреля 2018 в 19:38
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

Презентация «Викторина по сказке Джанни Родари» ко Дню рождения писателя для детей...
« Прививая вкус к вымыслу и умножая способы выдумывания историй, мы помогаем детям проникать в действительность через окно, минуя дверь. Раз это...
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи»
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи» Образовательная область: «художественно - эстетическое развитие» Интеграция с другими...
Конспект комплексного открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и...
ЦЕЛЬ: продолжать формировать представление у детей об овощах и фруктах. Задачи: учить детей узнавать, называть и описывать овощи и фрукты; использовать в...