Получи документы

Методическая разработка «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»

Евгения Журбина
Методическая разработка «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»

Методическая разработка

«Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»

Журбина Евгения Викторовна

старший воспитатель

Методическая разработка

«Люби и знай свой край.»

Введение.

Публикация «Методическая разработка „Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО“» размещена в разделах

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подражающего поколения нравственно моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству. Начиная работу по патриотизму воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные,социальные, экономические особенности региона, где он живет. Одно из наиболее эффективных средств развития и воспитания детей — обращение к традиционной русской культуре. Детская душа очень чувствительна к родному слову, красоте нашей природы, народной музыке, поэтому русская культура должна стать для ребенка началом, порождающим личность. Элементы такой культуры являются составной частью мира взрослых и в то же время доступны каждому ребенку. Знакомясь с ней, ребенок осваивает опыт предыдущих поколений. Народная культура — основа воспитания. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без использования исконных методов и приемов народной педагогики. Ведущая роль в возрождении национальной культуры принадлежит детскому саду, как первой ступени образования. Освоение наследия традиционной отечественной культуры состоит для нас в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, истории и культуре страны.

Основу жизненного цикла составляет народный календарь, работа в соответствии с которым дает возможность ребенку лучше ориентироваться во временных понятиях. Периодичность повторения различных праздников и событий позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, с постепенным усложнением и углублением.

Объем содержания по каждой теме можно варьировать в зависимости от уровня знаний педагога и подготовленности детей.

Методическая разработка «Люби и знай свой край.» преследует цель: заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, помочь ребенку ощутить духовную жизнь своего народа.

В ходе ее реализации решаются следующие задачи:

— создать условия, помогающие воспитывать интерес к русской народной культуре, русскому языку посредством сказок, потешек, пословиц, поговорок, считалок, загадок, закличек, приобщая детей к нравственным общечеловеческим ценностям;

знакомить дошкольников со всеми видами русской народной культуры: от архитектуры до живописи и орнамента; от танца, сказки, музыки — до театра;

— воспитывать любовь к своей семье, интерес к прошлому и настоящему нашей Родины, уважение к культуре других народов.

Материал по региональному компоненту можно включать в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой.

1. Устное народное творчество

2. Цель: формировать интерес к русскому языку, обогащать речь детей «жемчужинами» русского фольклора.

Сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, заклички, лучшие произведения русских писателей и поэтов, рассказы о защитниках земли русской способствуют увеличению словарного запаса детей, посредством ознакомления с новыми словами. Формируют нравственные качества, так как каждое произведение несет в себе духовно-нравственный потенциал, учит детей рассуждать и анализировать происходящее.

3. Народный быт

Цель: ввести детей в неповторимый мир народного быта путем его действенного познания.

Задачи:

— познакомить с предметами домашнего обихода, мужским и женским костюмами, особенностями интерьера крестьянской избы, хозяйственной утварью, орудиями труда, их названием и назначением;

— подчеркнуть историческую преемственность с современными аналогами.

Работа по народному календарю, связанная с временами года, позволяет не только научиться видеть красоту окружающего мира, но и стать его активным преобразователем.

4. Народные промыслы

Цель: стимулировать детское творчество путем ознакомления дошкольников с разными видами народно-прикладного искусства, с историей игрушки в России.

Задачи:

— учить составлять простейшие композиции, отличать предметы прикладного искусства от других видов изобразительного искусства;

— знакомить с глиняными, деревянными, игрушками, тряпичными куклами-скрутками;

— приобщать к основам рукоделия.

5. Музыкальный фольклор

Цель: знакомить с разными народными музыкальными жанрами и музыкальными инструментами.

Задачи:

- знакомить с хороводными, колыбельными, лирическими, плясовыми песнями, народными музыкальными инструментами (дудкой, гуслями, балалайкой, гармонью, трещотками, гудками, свистульками, ложками, бубенцами); с календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми праздниками;

— учить исполнять народные танцы.

5 Народные игры

Цель: формировать навыки здорового образа жизни.

Задачи:

— знакомить с доступными народными способами укрепления здоровья, народными играми;

- развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость; проводить спортивные праздники, досуги на основе народного календаря.

Заключение.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Использование в образовательном процессе компонентов национальной культуры открывает широкие возможности в развитии дошкольника.

В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своей страны своего края. Региональный компонент выступает средством формирования в детях чувства любви к малой родине, закладывает крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории, культуре, обычаям и традициям родного края.

Основным содержанием регионального компонента является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к истории своего народа,

эмоционально, с желанием и собственно детской инициативой познавали традиции и особенности культуры своего города; проявляли искренне заинтересованное внимание к культуре, природе родного края, людям, которые живут рядом и нуждаются в помощи и поддержке.

Диагностика детей показала, что у них появился интерес к краю, где они живут. Этот интерес проявился в детских рассказах, рисунках, от детей он передаётся и родителям. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Публикации по теме:

Региональный компонент «Кузбассу — 75 лет»Региональный компонент «Кузбассу — 75 лет» Хоть мы и маленькие но тоже участвуем в жизни страны. Кузбасс - мой край родной автор: Лидия Некрасова Люблю тебя, мой край родной, Твои.

Национально-региональный компонент в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучение использованию национально-регионального компонента для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО. Методическая разработка «Где прячутся буквы?» КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гости к дедушке — Ытьх». Региональный компонент Конспект непрерывной образовательной деятельности «В гости к дедушке - Ытьх» (Открытый просмотр для родителей старшей группы) Образовательная.

Национально-региональный компонент РСО-АланияНационально-региональный компонент РСО-Алания Северная Осетия – край белоснежных гор – великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов. «…До конца своих дней Благодарен.

Региональный компонент Ставропольского края в подготовительной группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12» ПРЕДГОРНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Перспективный.

Региональный компонент в ДОУ Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Моё родное Ставрополье, мой родной город». Цель: Закрепление.

Региональный компонент в подготовительной группе Реализация регионального компонента в подготовительной группе компенсирующей направленности "Красота родного края, открывающаяся благодаря.

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим – Хоть новому принадлежим. В. Шефнер Необходимость внедрения.

Региональный компонент в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я музыкальный руководитель д/с №35 «Солнышко» х. Родниковского. Сегодня хочу представить вам опыт своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО»
Опубликовано: 30 января 2018 в 14:50
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД