Работа по методике развития чувства ритма у детей 5–8 лет «Ритмический лес»

Денис Карпуков
Работа по методике развития чувства ритма у детей 5–8 лет «Ритмический лес»

Подготовил и разработал: Музыкальный руководитель МАДОУ №8 г. Сухой Лог

Карпуков Д. М.

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Музыка – это сама жизнь»

Д. Б. Кабалевский.

Введение

В словаре Ожегова мы встречаем такое определение слова «Ритм»:

Ритм- это равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении) Музыкальный ритм, ритм стиха, ритм движений, чувство ритма, сердечный ритм, ритм налаженный ход чего-нибудь, размеренность в протекании чего-нибудь, ритм работы, производства. ритм жизни. Войти в рабочий ритм.

Для себя же я определяю такое понятие слова «ритм»:

Ритм- это точно размеренное, четко выраженное чередование единиц, обусловленных одним явлением.

Чувство ритма – у многих детей недостаточно развито, поэтому, я приступил к изучению данной проблемы. Работая, практически, с детьми 5-8 лет, я заметил, что дети тяжело ориентируются ритмически. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования дает нам несколько направлений, где важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру.

По этому, мной было изучено много методик развития чувства ритма у детей. Конечно, самой верной и результативной, на мой взгляд, показалась методика Карла Орфа. Но и в ней, мне, не доставало нескольких моментов. Я думаю, из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше используя такие формы работы как речевые и музыкальные игры, ритмические упражнения. Таким образом, родилась идея создания методики «Ритмический лес. Конечно, что то было позаимствовано из других методик и многое покажется Вам знакомым, но, мной эта методика опробована на практике и она показала себя очень действенной, уже через месяц ощущается большой «сдвиг» в ориентации детей ритмически.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все тело ребенка.

По этому, методика «Ритмический лес», задействует не только руки, но и весь аппарат человеческого тела, в виде, движений, хлопков, топота.

Цель: Р

Задачи:

1)Воспроизводить ритмический рисунок в виде картинок(ёлочек или солнышек) точно, четко и свободно.

2)Выражать ритмический рисунок в движениях.

3)Следить за сменой ритмического образа.

Предполагаемый результат:

Дети:

-Воспроизводят заданный ритм

-Переводят ритм в движения

-Свободно ритмически ориентируются

-Реагируют и следят за сменой рисунка

Возрастной период: Дети от 5 до 8 лет.

В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Е. В. Коноровой В. А. Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и их учениками М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зиминой. В разработке содержания ритмики участвовали М. А. Румер Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина. Несколько позднее в работе приняли участие А. Н. Заколпская, С. Г. Товбина Е. Н. Соковнина, В. В. Цивкина, Е. П. Иова, И. В. Лифиц и др. Некоторые предложения по совершенствованию этой системы внесли С. Д. Руднева, Л. С. Генералова.

Значение развития чувства ритма в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

– способствует развитию всего комплекса музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

развивает познавательные способности;

– воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

- формирует музыкальный вкус, интересы, потребности

По мнению К. В. Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:

- темпа способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

- метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

- ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует развитию координации речи и движения, интонационную сторону речи. Кроме этого у ребёнка развивается воля, восприятие, внимание и память, выразительность движений и эмоциональность.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально- ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций.

Чувство ритма можно развить на музыкальном занятии через пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические игры, игры на развитие чувства ритма, музыкально - дидактические игры, речевые игры, пальчиковую гимнастику. А так же на логоритмических занятиях, которые основаны на использовании связи слова, музыки и движения.

На музыкальном занятии можно использовать педагогическую разработку И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм», направленную на формирование ритмических способностей детей не только в сфере восприятия, но и в организации движения. (Дроздецкая М. И. «Развитие чувства ритма у детей, с тяжелым нарушением речи, через музыкально ритмическую игру»)

Развитие чувства ритма у детей, с помощью методики «Ритмический лес»

Конечно, не для кого, не секрет, что дети дошкольного возраста обучаются, в основном через игровую форму. Таким образом, методика построена на игровом моменте: путешествия в ритмический лес, где мы будем путешествовать: хлопая, топая и ритмически двигаться. Детям предлагается рисунок, где изображены высокие и низкие ёлочки и большие и маленькие солнышки. Таким образом, фокусируется внимание детей, на образах высоких (длинным звуков) и низких (коротких звуков) ёлочек. Так же больших (длинных звуков) и маленьких (коротких звуков) солнышек. Длинные и большие солнышки и ёлочки называются «ТА», а короткие и маленькие ёлочки и солнышки «та-ти» и всегда пара, за исключением 2 этапа, где добавляется синкопа, там будет одно маленькое солнышко «перепрыгивать» через большое, таким образом «ти ТА ти». Основа названия длительностей взята в методике Н. Бергер. Оформление самого рисунка может быть разным, например: делается грядка, на которую высаживаются короткие и длинные ёлочки. Но, обязательным условием будет то, что если длинная ёлочка может быть одна, то коротких всегда будет две, аналогично и с солнышками. Для того, чтобы дети понимали, по аналогии с классическим музыкальным ритмическим рисунком, что в четверти-две восьмых. Сам процесс очень увлекает детей и каждый хочет прохлопать рисунок индивидуально.

1 этап: Берется простейший рисунок 2 длинные ёлочки или 2 больших солнышка, с которыми дети знакомятся и запоминают их имена «ТА- ТА». Дети должны ровно прохлопать этот ритмический рисунок- ТА-ТА, затем протопать. Потом, берется рисунок в котором сначала идёт большое солнышко а потом 2 маленьких, с которыми тоже необходимо познакомиться с их имена «та- ти»,следовательно сам рисунок будет прохлопываться, как «ТА та- ти»

2 этап: Когда все простые рисунки прохлопаны, добавляется рисунок «синкопа», когда маленькое солнышко или ёлочка «ти», «прыгает» через большое «ТА», так же на этом этапе, когда дети усвоили простейшие рисунки, мы начинаем их соединять между собой.

Составляя, таким образом, «сложные» рисунки.

3 этап: Усвоенные за 2 этапа ритмические фигуры, дети пытаются передать через движения: прыжки, скачки, похлопывания по плечу друга. Это заключительный этап методики путешествия по ритмическому лесу. Далее, элементы данной методики можно включать в обычные музыкальные занятия.

Методические советы по организации

Как я уже сказал ранее, все дети, в отношении ритма и не только, находятся, на разном уровне развития. Конечно, для каких то детей данная методика покажется увлекательной и интересной, у кого- то она вызовет трудности. Следовательно, некоторые дети могут отказаться от выполнения задач данной методики, не стоит их заставлять, лучше просто попросить понаблюдать за другими детьми, потому, что многие дети воспринимают данную методику с восторгом и интересом, что ни в коем случае не может заинтересовать других. Так же, одной из проблемных сторон методики я считаю то, что задействуется очень активная работа мозга, т. к, дети должны не повторять,за музыкальным руководителем а следить за ритмическим рисунком, на что хочу обратить особое внимание. Решить эту проблему, достаточно не просто, для этого необходимо сначала показать ритмический рисунок, прохлопав его, после чего вызвать для показа нескольких сильных ритмически детей, чтобы они показали всей группе, что особой сложности в рисунке нет и простимулировали сам вид деятельности. После чего, дети внимательно следят за ритмическим рисунком.

Используемая литература:

• Дроздецкая Мария Игоревна «Развитие чувства ритма у детей с тяжелым нарушением речи».

• Карл Орф «Методика музыкального воспитания детей».

• Ожегов Сергей Иванович «Толковый словарь».

ЗАЩИЩЕНО АВТОРСКИМ ПРАВОМ,ЛЮБОЕ КОПИРОВАНИЕ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПИСАННОГО МАТЕРИАЛА -ТОЛЬКО С УКАЗАНИЕМ АВТОРА И ССЫЛКОЙ.

Публикации по теме:

Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Ритмическое упражнение «Осень» Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Использование дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма Использование дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма. (В рамках дополнительной общеобразовательной программы для детей.

Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений»Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений» Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Работа по методике развития чувства ритма у детей 5–8 лет «Ритмический лес»
Опубликовано: 17 октября 2019 в 21:11
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 ноября. День ракетных войск и артиллерии

Артиллерия – это бог войны, а офицеры-артиллеристы – элита любой армии. Потому что для этой профессии необходим высокий уровень подготовки (несмотря на то, что с приходом компьютеров громоздкие таблицы на...

19 ноября. День рождения М.В.Ломоносова

19 ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов – российский ученый-естествоиспытатель мировой величины. Химия, физика, астрономия, история, география, геология, металлургия, стекловедение и даже...

Логоритмическое занятие на тему: «Мамин День»
Логоритмическое занятие на тему: «Мамин День». Цель: Коррекция речевых нарушений посредством сочетания слова, ритма, музыки и движения. Задачи: -...
Фотозарисовки «Мое знакомство с островом Тенерифе»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю делиться с вами своими впечатлениями о моих путешествиях. Остров Тенерифе. Остров вечной весны....
Фотоотчет «Осенние поделки»
Доброго времени, уважаемые коллеги! В октябре проводилась в нашем детском саду выставка творческих работ на осеннюю тематику. Как всегда родителям и...