Получи документы

Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность детей к процессу школьного обучения»

Анна Хмелева
Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность детей к процессу школьного обучения»

ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ

К ПРОЦЕССУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Цель собрания: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребёнка к школе; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.

Задачи:

1. Способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников встречи, зарождения основы для будущего доверия.

Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Готовность детей к процессу школьного обучения“» размещена в разделах

2. Дать родителям и педагогам дошкольного учреждения опыт игрового взаимодействия друг с другом, игровой культуры общения.

3. Выработать единые требования в готовности ребёнка к школе.

4. Отслеживать результативность работы с родителями разнообразными методами, (анкета, отзыв, гамма чувств и т. п.)

Участники: воспитатели, учитель начальных классов, родители выпускников детского сада.

ПЛАН проведения:

1. Приветствие. Анализ анкетирования родителей.

2. Упражнение «Знакомство-представление».

3. Вопрос - ответ «Что мы ожидаем от сегодняшней встречи?»

4. Работа в группах. Обсуждение.

5. Мини-лекция «Психологическая готовность детей к школе». Обратная связь. Обсуждение.

6. Результаты интервьюирования детей.

7. Материалы в домашнюю библиотеку. Памятки.

8. Упражнение «Пожелание себе и тебе»

9. Заключительное слово.

10. Обратная связь по итогам встречи.

Предварительная работа:

1. Проведение анкеты неоконченных предложений с родителями дошкольников: «Готовность своего ребёнка к школе я рассматриваю …», «Образ Учителя в моём представлении…».

2. Составление рекомендаций и оказание родителям помощи в подборе игр и упражнений по развитию каждого компонента готовности к школьному обучению.

3. Приглашение учителя начальных классов, родителей детей подготовительной группы на встречу.

4. Оформление фотовыставки «Играя. Развиваем!» Фоторепортаж с занятий с детьми подготовительной группы и мероприятий детского сада.

5. Оформление выставки литературы и методических пособий и игр по подготовке детей к школе.

6. Подготовка интервью детей дошкольного возраста «Хочется ли тебе идти в школу? Почему хочется или не хочется?», «Какие правила, по –твоему, тебе нужно выполнять, чтобы стать потом хорошим учеником?» «Чего ждет и хочет ребёнок от родителей и учителя, готовясь стать первоклассником?»

7. Оформление стендовой информации для родителей «Психологическая готовность к школе».

Ход собрания:

Звучит приятная лиричная музыка.

Родители располагаются на стульях по кругу.

1. Приветствие. Анализ анкетирования родителей.

Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит «ребёнок готов к школе?». Для этого проанализируем результаты анкетирования (выдержки из анкет родителей будущих первоклассников):

«Готовность своего ребёнка к школе я рассматриваю …»

Как период смены ребёнком образа жизни,

Как обычный период детства,

Как сложный и тревожный период и для ребёнка, и для родителей.

Будущий образ учителя нашим родителям представляется:

«Образ Учителя в моём представлении…»

Учитель - это человек, оценивающий моего ребёнка и меня как родителя,

Учитель - это профессионал, на котором лежит ответственность за усвоение моим ребёнком новых норм поведения и знаний,

Учитель - это человек, от которого зависит будущее моего ребёнка.

Сегодня мы будем разбираться в вопросах «Что значит «ребёнок готов к школе?», «Из чего складывается готовность к школе?», «Чем важно овладеть ребёнку, чтобы быть успешным в школе?», но сначала предлагаю всем нам: кому – то познакомиться, а кому – то вспомнить имена друг друга.

Затем предлагается упражнение «Знакомство-представление», цель которой познакомить родителей друг с другом, создать эмоционально-положительный настрой.

2. Упражнение «Знакомство-представление».

Каждый должен познакомиться со своим соседом и представить его всем. При этом необходимо обращать внимание на положительные личностные характеристики, которые могли бы заинтересовать всех присутствующих.

3. Вопрос - ответ «Что мы ожидаем от сегодняшней встречи?»

Сидящим в круге родителям, поочередно передаётся мяч и задаётся вопрос «Что Вы ожидаете от сегодняшней встречи?». Воспитатель во время ответов родителей, по возможности фиксирует запросы, чтобы обобщить их, и в период окончания встречи подвести итоги.

4. Работа в группах:

Родители делятся на группы, располагаются за столами.

Вопросы для обсуждения:

Чем важно овладеть ребёнку, чтобы быть успешным в школе?

Какие навыки могут помочь ребёнку в школе?

Обсуждение:

По окончании отведенного времени, родители вывешивают свои плакаты и рассказывают, на что, по их мнению, нужно обратить внимание при подготовке ребенка к школе и какие навыки помогут ребёнку быть успешным

Очень радует, что за последнее время, психологическая грамотность родителей возросла. Если в прежние года родители всегда и везде ставили на первое место навык умения читать и писать, то в последние время, такие навыки как, умение слушать и слышать взрослого, навыки общения, трудолюбия, самостоятельности, развитое внимание и мышление занимают ведущее место в списках родителей.

5. Мини-лекция «Психологическая готовность к школе»

В мини-лекции возможно использование материала «Психологическое развитие детей 6 – 7 лет - Приложение 1

Если есть родители, считающие, что навык умения читать и писать при подготовке к школе является самым важным, то психологу необходимо показать место этого навыка в таблице (родителям раздаётся таблица «Психологическая готовность к школе» - Приложение 2)

В ходе обсуждения важно вовлекать в общение учителя начальных классов, воспитателей. Они рассказывают о различных играх и упражнениях, направленных на развитие и тренировку компонентов готовности к школьному процессу обучения, обращая внимание на выставку методической литературы, пособий и игр по подготовке детей к школе.

Обратная связь. Вопросы. Обсуждение

Очень важно опираться на мнение родителей, давать возможность им высказываться, делиться положительным опытом, наблюдениями, и ошибками, особенно ценно мнение тех родителей, кто уже имеет старших детей школьников.

Очень часто в процессе обсуждения родители задают вопросы.

(Примерные варианты вопросов)

Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

Педагог: Не более 20 – 30 мин. Если вы видите, что ребенок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребенку заниматься самостоятельно.

Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?

Педагог: Предлагайте ребенку небольшой объем знаний – не более 5 мин. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.

6. Результаты интервьюирования детей.

Далее родителями прослушиваются результаты опроса детей

«Хочется ли тебе идти в школу? Почему хочется или не хочется?»,

«Какие правила, по –твоему, тебе нужно выполнять, чтобы стать потом хорошим учеником?»,

«Чего ждет ребёнок от родителей и учителя, готовясь стать первоклассником?»

Родители обсуждают полученные результаты.

7. Материалы в домашнюю библиотеку. Памятки.

Раздаются памятки для родителей:

«Готовы ли к школе родители» (Приложение 3)

«Памятка для родителей будущего первоклассника» (Приложение 4.)

8. Упражнение «Пожелание себе и тебе»

Заряжает участников положительными эмоциями и оставляет в памяти радостные впечатления.

Родители встают в круг берутся за руки, первый участник поднимает свою левую руку, при этом держит правую руку соседа, и произносит вслух кратко (желательно одним словом, выражением) пожелание себе и всем участникам тренинга. Затем следующий участник игры поднимает свою левую руку и т. д.

9. Заключительное слово.

Сегодня мы постарались ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит «ребёнок готов к школе?».

К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребёнка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, подготовка нужна, но ее недостаточно для успешного обучения в школе – правильнее развивать волевую регуляцию, положительно мотивировать ребёнка по отношению к школе и развивать познавательную активность будущего ученика.

Особое внимание следует уделить игре. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, волевая регуляция, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, сопереживать, помогать другим и т. д. Считаем эти направления ведущими, т. к. наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел слушать, слышать, понимать и принимать задания взрослого, умел работать по заданному образцу, сосредотачиваться на инструкции, т. е. умел самостоятельно добывать и применять знания.

Поэтому цель подготовки к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности (волевой регуляции). Задача детского сада и родителей – направить и помочь ребёнку.

В этот трудный период задача родителей – поддерживать, помогать, вдохновлять своего ребёнка и гордиться его успехами.

Главное же, побольше веры в себя и своего ребенка. Пусть никакие задержки не пугают вас. Развитие детей в этом возрасте идет быстрыми темпами и не всегда равномерно. За полгода, даже за один-два месяца степень готовности может достигнуть уровня, вполне достаточного для начала обучения в школе.

10. Обратная связь по итогам занятия.

Анкета.

Будем благодарны за ответы на следующие вопросы:

Мне понравилось___

Мне не понравилось___

Я хотел (а) бы___

В следующий раз___

Было ли Вам интересно? (Да, нет) ___

Была ли полезна информация? (Да, нет) ___

Ваши пожелания ___

Приложение 1.

Психологическое развитие детей 6 – 7 лет.

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственное решение на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Попытки самостоятельно придумать объяснение различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическим схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи, в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Приложение 2.

Психологическая готовность к школе

Компоненты психологической готовности

Интеллектуальная готовность -

(уровень развития познавательных процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, воображения) Наличие широкого кругозора и запаса знаний, словарного запаса. Познавательный интерес к окружающему миру. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу, сравнивать, обобщать). Логическое запоминание. Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха. Бесконечный интерес к окружающему.

Мотивационная (личностная) готовность -

(отношение к школе, к процессу обучения, знания о школе) Включает в себя принятие ребенком позиции школьника, положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности, умение видеть главное в школьной жизни, осознанное желание учиться в школе - на основе интереса приобрести новые знания.

Социально-психологическая готовность -

(коммуникативные навыки, навыки общения) Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия с другими людьми

Эмоционально-волевая готовность (произвольная) - способность управлять своим поведением.

Умение ставить цель, преодолевать борьбу мотивов, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия, преодолевать препятствия и достигать цели. Умение слушать, слышать, понимать и принимать задания взрослого, умение работать по заданному образцу, сосредотачиваться на инструкции.

Эмоциональная устойчивость. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания взрослого. Произвольное управление своим поведением.

Сенсомоторная готовность – (готовность кистей и пальцев рук к письму) Развитие координации «глаз – рука». Выполнение действий руки того, что видит глаз. Развитие крупной моторики, умение контролировать движения руки, развитие мелкой моторики пальцев рук, подготовка пальцев рук к письму. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Приложение 3.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«Готовы ли к школе родители?»

Готовы ли Вы:

- помочь, не рассердившись;

- не кричать, принимать спокойно все так, как есть;

- не обижать;

- не сравнивать с другими своего ребенка;

- не наказывать без явной причины.

В общем, готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.

Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?

• Что он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени.

• Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты – обязан».

•Что его работоспособность – 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.

• Что ему непривычно будет «быть одним из многих».

• Что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движение.

• Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом, как, никогда: приводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т. д.

• Старайтесь сделать в выходные что-то интересное вместе с ребенком и для ребенка: праздник, поход в музей, запуск воздушного змея, выпуск семейной газеты, пикничок в лесу и т. д.

• Ребенку нужны положительные эмоции.

• Постарайтесь заранее (летом) научить открывать дверной замок (если в этом есть такая необходимость, предупредив об осторожности.

• Заранее научите его аккуратно вешать школьную одежду на вешалку и переодеваться в домашнюю.

• Берегите психику ребенка.

• Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали и т. д. Надо спокойно выяснить, что произошло, стараться вслух не делать своих «взрослых выводов».

• Ребенок ждет от Вас похвалы даже в мелочах. Старайтесь разделить вместе с ним его радость. Поделки ставьте на самое видное место, тетрадь с пятеркой покажите бабушке и дедушке и т. д.

• Дайте возможность ребенку почувствовать себя счастливым и умеющим.

Это лишь маленькая частичка того, что нужно знать о ребенке-школьнике. Главное-понимание, любовь, доверие, забота. Если Вы еще раз все это прочтете, то, может быть поймете, какое это испытание для ребенка.

Приложение 4.

Памятка для родителей первоклассников.

1. Посмотрите на своего ребенка со стороны.

2. Почитайте умные книги.

З. Поиграйте с ребенком в «умные» игры.

4. Обратитесь к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень

Вашего ребенка и подсказал, на что обратить внимание.

5. Спокойно побеседуйте со своим ребенком:

- Расскажите о школе.

- Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителем (не запугивая, и не рисуя радужных картин).

- Вспомните радостные минуты своего школьного детства, свои огорчения, свои школьные сюрпризы, подарки, праздники, первые положительные оценки.

6. Постарайтесь, покупая вместе все принадлежности для школы, вспомнить свой первый пенал и свою первую ручку, портфель, форму. Расскажите, как приятно вам было идти в школу.

7. Постарайтесь дать понять ребенку следующее:

«Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями».

8. Для ребенка «первый раз - в школу», все равно, что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, а вдруг не поймут - тревога ожидания, настороженность и, если вдруг действительно не поймут, боль, обида, слезы, капризность. Кто поможет нам?

9. Поддержите, приласкайте, погладьте (человеку необходимо 16 поглаживаний в день). Расскажите сказку и через игру, сказку, музыкальные образы и т. д. постарайтесь настроить его на обучение.

Обратите внимание:

1. Если Вы привыкли быть с книгой, Ваш ребенок будет делать то же самое.

2. Если Вы рисуете вместе с ним, лепите, изобретаете, от этого двойная польза (только не делайте за него, делайте вместе).

3. Если ребенок с детства общается с энциклопедиями, справочниками, это снимет многие проблемы в школе.

4. Если ребенок вместе с Вами бывает в музеях, на выставках, на интересных спектаклях, то это еще один «плюс».

5. Если, гуляя с ребенком (в парке, в лесу, Вы много рассказываете ему о растениях, птицах, животных, а также даете высказаться самому ребенку и внимательно его слушаете - это еще один «плюс». Развиваются любознательность, речь, умение слушать и пр.

6. Если Вы умеренно смотрите телевизор, и только то, что полезно, то уберегаете своего ребенка от страхов, нервного перенапряжения, рекламных шаблонов в речи, плохого зрения, недосыпания и многого другого.

7. Если Вы даете возможность ребенку высказаться по тому или иному вопросу и стараетесь дослушать его до конца, то помогаете развиваться его речи, его логическому мышлению, содействуете внутренней свободе, раскрепощению.

8. Если Вы стремитесь понять переживания и слезы Вашего ребенка, то способствуете созданию более доверительных и добрых отношений между вами.

9. Если Ваш ребенок не забывает о Вашем дне рождения, готовит что-то сделанное своими руками, примите это с благодарностью и любовью и поставьте на самое видное место.

10. Если Ваш ребенок стремится в чем-то помочь Вам, пусть неуклюже и не очень аккуратно, постарайтесь принять это и оценить, так как Ваш ребенок хотел помочь Вам как мог.

Все это и многое-многое другое - слагаемые успешного обучения Вашего ребенка в школе.

Публикации по теме:

Вводное родительское собрание в старшей-подготовительной группе Родительское собрание в старшей- подготовительной группе. В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей.

Родительское собрание «Коронавирусная инфекция» в подготовительной группеРодительское собрание «Коронавирусная инфекция» в подготовительной группе Доклад «Коронавирусная инфекция» Коронавирусы — это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но в некоторых случаях.

Родительское собрание в 1–2 классах «Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе» Родительское собрание. Учитель: Антинг Валентина Германовна Тема. Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе Цель: информирование.

Родительское собрание в подготовительной группе «Новый учебный год»Родительское собрание в подготовительной группе «Новый учебный год» Цель : создание комфортных условий для моделирования перспектив взаимодействия родителей-детей-педагогов на новый учебный год. Задачи:.

Родительское собрание в подготовительной группе «Что такое игра?» I.Уважаемые родители! Приглашаем вас стать участниками специальной образовательно-игровой программы для родителей, чьи дети идут «первый.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группеРодительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группе Доклад: "Развитие творческих способностей детей шестилетнего возраста образовательной деятельности в ДОУ и в семье с применение ИКТ. ".

Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников» в подготовительной группе «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольников» Цель:Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей в детском.

Родительское собрание в подготовительной группе «Возвращение в детство» «Я скажу друзья вам прямо Просто и без лишних слов, Поменяться местом с мамой Я давно уже готов». Цель: показать родителям как живется.

Совместная деятельность воспитателя и детей по оформлению приглашения на родительское собрание в подготовительной группеСовместная деятельность воспитателя и детей по оформлению приглашения на родительское собрание в подготовительной группе .

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность детей к процессу школьного обучения»
Опубликовано: 17 апреля 2021 в 15:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД