Сборник дидактических игр природоведческого содержания

Юлия Столпянская
Сборник дидактических игр природоведческого содержания

Сборник

дидактических

игр природоведческого содержания.

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ

(игра для детей 6-7 лет)

Цель. Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.

Материал. Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.

Задания.

1. Составить дерево или кустарник.

2. Найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. (Дерево от кустарника отличают, как правило, по трем признакам:

а) по высоте;

б) по толщине ствола;

в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника - несколько).

3. Выбрать самый главный из отличительных признаков.

Правила

1. Количество играющих 6- 7 человек.

2. Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить дерево

и кустарник и ответить на поставленные вопросы.

Алгоритм проведения.

1. Педагог ставит игровую задачу:

— Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранее

заготовленной) для каждого вашего дерева и кустарника найдется

место. На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задача

заключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и кустарников и выполнить задание.

2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

3. Дети начинают выполнять игровые действия.

4. Выявляется победитель.

5. В конце игры подводится итог.

СОБЕРИ РАСТЕНИЕ

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задание:

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правило:

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение

и посадил его на лужайку.

Алгоритм проведения:

1. Педагог:

— Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что. (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)

— Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)

— Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.

3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку

4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.

5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел

на цветы лужайки.

6. В конце игры подводится итог.

ЧУДО ЦВЕТОК

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах (в данном случае — о растении).

Материал. Дидактическая картина, поделенная на две половины: па одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой - карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения, этапов жизни растения, которые возможно вставлять на первую половину дидактической картины в определенной последовательности, иллюстрируя тем самым цикл жизни растения.

Задания

1. Подобрать только те карточки, на которых изображены условия для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины.

2. Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.

Правило:

1. Количество играющих не более 5 человек.

2. Играть по очереди.

3. Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.

Алгоритм проведения:

1. Педагог проводит краткую беседу с детьми, настраивает их на будущую игру.

- Все мы любим цветы — и взрослые, и дети. За что мы их любим? (За красоту.)

- Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день?

2. Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чем будет игра.

3. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

4. В конце игры подводится итог.

КОМУ НУЖНА ВОДА, А КОМУ ПОЛЯНКА

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Знакомить детей с любимым местожительством различных растений (солнечная полянка или затененная опушка леса, рядом с водой или в воде). Знакомить с научной терминологией, характеризующей растения по условиям проживания (влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое). Рассказать о способах приспособления растения к обилию или недостатку влаги, выявить связь между средой обитания растений и их внешним видом. Закреплять знания детей о строении растений, разнообразии внешнего вида, об особенностях строения корня, листьев и т. д.

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором присутствует водоем, лесная полянка; вырезанные изображения цветов лесов, полей, водоемов.

Задания:

1. Выбрать одно из растений, которое понравилось больше остальных, назвать его. Рассказать, чем оно понравилось, составить рассказ о его внешнем виде.

2. Подумать и сказать, на какое место прекрасной картины хотел бы посадить цветок.

3. «Посадить» цветок и объяснить, почему именно это место выбрал для цветка.

Правило:

1. В игру могут играть от 2 до 5 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно справится с игровой задачей,

сможет связно объяснить свои действия.

Алгоритм проведения:

1. Педагог рассказывает детям о разнообразии растений и их потребностях в тех или иных условиях. Предлагает вспомнить, какие растения дети встречали в лесу, в поле, а какие - в водоемах или близко к воде. В каких местах любит расти одуванчик - на солнечной полянке или на затененной опушке леса? Где бы понравилось расти желтой калужнице - рядом с водой или в воде?

2. Педагог знакомит детей с игровой задачей и правилами игры.

3. В конце игры подводится итог

ПОСТРОЙ ДОМИК ДЛЯ ЖИВОТНОГО

(игра для детей 6-7 лет)

Цель. Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.

Материал. Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т. п., строй материалов (веточки, травинки, пух, листья и т. д., самих животных.

Задания:

1. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь,

2. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного.

3. Подобрать домик для животного.

4. Рассказать о своем выборе.

Правило:

1. В игру играют в командах (3 команды по 2—3 человека в каждой,

2. Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить

свой выбор, выиграл.

Алгоритм проведения:

1. Педагог объявляет ребятам о том, что в детский сад пришил телеграмма.

- Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жилье. Поможем построить домики зверям

- Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их

по имени. Чтобы у нас все хорошо получилось, нужно знать, как

правильно это сделать.

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и начинают совместно играть.

3. В конце игры подводится итог.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Конспект НОД. Как написать?» 1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре. Первое, с чего начинаем.

Методическая разработка «Битва под Москвой» Данная разработка представлена в рамках «Дня Воинской Славы» Цели: - Познакомить детей с соотечественниками, которые участвовали в обороне.

Методическая разработка «Шкатулка рукоделия» .

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности План–конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Кто живет в почве». Интеграция образовательных областей:.

Сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Природа и человек». Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Сборник дидактических игр (для формирования толерантности) Раздел 1. Дидактические игры (традиции и обычаи народов Мира) Дидактические игры данного раздела объединены единой целью: развитие расовой.

Сборник дидактических игр по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Игры с предметами (телефоном) Заказ такси по телефону Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок.

Сборник дидактических игр по основам безопасности для детей дошкольного возраста Дидактическая игра «Что полезно, а что нет?» Цель игры: Формировать у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сборник дидактических игр природоведческого содержания
Опубликовано: 25 мая 2016 в 22:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах
Подготовка к ОГЭ по обществознанию в 8-9 кл. Тема «Человек» параграфы Основные отличия человека от животного Человек- 1. обладает мышлением и...
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыт со скорлупой яйца»
Дети от природы очень любопытны. Чем больше ребёнок узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем. Родители могут и сами ответить на вопросы своего чада, но...
Лэпбук «Зима — оттенки белого»
Преимущества занятий с лэпбуком: • лэпбук отличается от других дидактических пособий компактностью и универсальностью, • информация в лэпбуке...
«О чём нам рассказывает название улицы Мизерова» в рубрике «Записки путешественников»
Улицы нашего города. Как много они могут рассказать о прошлом Красноуфимска. В «Записках путешественников», на сей раз, мне хочется поведать вам, уважаемые...
Конспект НОД во второй младшей группе «Комнатные растения»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Мир природы и мир человека» для второй младшей группы. воспитатель Николаева Анна...