МААМ-картинки

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром

Елена Ерохина
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром

(2–3 года)

Слайд №1

Я – Ерохина Е. В. – воспитатель (зачитать название полностью со слайда,

мое педагогическое кредо:

"С детьми всегда должна быть рядом,

Даря тепло и согревая взглядом,

Их в мир прекрасного вести,

И помнить заповедь -"Не навреди!

Слайд №2

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром» размещена в разделах

Тема моей работы: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста (2-3года) в процессе ознакомления с Предметным миром» (Образовательная область «Познавательное развитие)

Слайд №3

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Немаловажное значение в развитии сенсорного восприятия в жизни ребенка 2-3 лет имеют игровые обучающие ситуации по ознакомлению с Предметным миром.

Поэтому я и решила погрузиться в данную тему. Ведь именно в дошкольном возрасте, закладывается основа развития мышления.

Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети с трудом запоминают цвет, форму предметов, не различают и не соотносят предметы по величине, но им очень нравится играть с взрослыми, они внимательно слушают, запоминают, а затем выполняют действия с предметами: исследуют предлагаемую форму: обводят пальчиком готовую форму, данные действия детей побудили меня разработать систему занятий по Предметному миру и реализовать данную систему в работе с детьми с целью улучшения результативности сенсорного развития.

Игра- ведущий вид деятельности дошкольника, считаю, что изучение влияния на сенсомоторное развитие игровых обучающих ситуаций по Предметному миру актуально.

Слайд №4

На основе изученной психолого-педагогической литературы я предположила, что углубленная работа с детьми, направленная на развитие сенсорных эталонов, во многом определит успешность формирования не только умственного развития, но и всестороннего развития в целом.

Мною была изучена следующая методическая литература

1. Венгер Л. А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 1988.-144 с.

2. Крулехт М., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 52-54

3. Морозова О. Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55

4. Плеханов А., Морозова О. М., М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35

5. Карпухина Н. А. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада» (Ребенок и окружающий мир) С. 6-40.

Слайд № 5

На основании изученной литературы было дано теоретическое обоснование темы моей работы и определена ведущая педагогическая идея:

(Зачитать со слайда)

Слайд №6 Цель моей работы: сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года) в процессе ознакомления с Предметным миром

Для достижения данной цели, я определила ряд первоначальных задач. Которые необходимо решить в процессе работы:

Обучающие:

-Ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина);

Развивающие:

-развитие познавательной активности в выполнении действий с предметами.

Воспитательные:

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Слайд №7

Образовательная область «Познавательное развитие» (ФГОС ДО) предполагает

• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• Формирование познавательных действий, становление сознания;

• развитие воображения, творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале) и др.

Утвержденные в январе 2014 г. ФГОС дошкольного образования, где определены направления развития и образования детей и задачи, которые решаются в процессе реализации данных направлений подтверждают значимость того опыты работы, который я представляю.

Слайд №8.

Сенсомоторное развитие включает в себя несколько разделов

-усвоение сенсорных эталонов, развитие ощущений, развитие крупной и мелкой моторики.

Я выделила первый раздел «Усвоение сенсорных эталонов», направленный на формирование представлений о форме, цвете, величине предмета.

Слайд № 9.

На данном слайде представлены ориентиры в усвоении сенсорных эталонов у детей от 2 до 3 лет (зачитать с таблицы)

Слайд №10 Свою работу я построила следующим образом: провела анализ развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет на начало учебного года, руководствуясь педагогической диагностикой Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова,

Затем разработала перспективно-тематический план по ОО «Познавательное развитие» (Предметный мир, направленных на развитие сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.

После реализации данной системы в работе с детьми в процессе игровых обучающих ситуаций на конец учебного года снова провела анализ.

Слайд №11 На данном слайде представлены критерии, на основании которых я проводила анализ и результаты диагностики на начало учебного года.

умение по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру;

умение узнавать шар, куб, называть размер (большой – маленький);

Умение группировать однородные предметы.

Слайд №12 На основании данных диагностики мною был разработан индивидуальный маршрут развития ребенка, который испытывает затруднения в группировке предметов по цвету.

Образец данного маршрута представлен на слайде.

Слайд №13,14 Мною была разработана система игровых обучающих ситуаций, направленная на развитие сенсорных эталонов. Фрагмент перспективно-тематического плана представлен на данных слайдах.

Слайд №15.

При планировании и организации игровых обучающих ситуаций я учитывала следующие педагогические принципы:

- системность и повторность, интеграцию, сознательность и активность, индивидуально-дифференцированный подход и постепенное усложнение материала.

Слайд №16,17 В своей работе я использовала следующие формы организации работы с детьми: игровые обучающие ситуации (организованная образовательная деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность.

Проводила предварительную работу:

Наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, игры-иммитации, игровые ситуации.

Слайд №18. Данная система игровых занятий выстроена поэтапно от простого к сложному:

1. Знакомство с одним признаком (цвет, форма, величина).

2. Знакомство с двумя признаками. (цвет- величина, цвет-форма, величина- форма, величина-цвет).

3. Развитие умения группировать, чередовать предметы по одному по двум признакам. (Цвет, форма, величина, (цвет- величина, цвет-форма, величина- форма, величина-цвет).

Слайд №19. При организации работы с детьми использовала следующие методы и приемы. (Зачитать со слайда)

Слайд №20 На слайде представлен фрагмент игрового занятия, «Спрячь мышку».

Слайд №21,22

На следующем слайде представлен фрагмент игрового занятия «Пирамидка»

Слайд №23

Игровое упражнение «Найди свой домик»,

Слайд №24 Игровое упражнение «Разноцветные поляны»

Слайд №25 Игровое упражнение «Матрешки».

Слайд №26 На следующем слайде представлен фрагмент игрового занятия «Сделай узор»,

Слайд №27 Игровое упражнение «Курочка и цыплята».

Слайд №28 На данном слайде представлены варианты игры, способствующей закреплению этих же задач.

Слайд №29 Игровое упражнение «Помоги бабочке найти свой цветок»

Слайд №30 На следующем слайде представлены варианты игровых упражнений, способствующих закреплению данных задач.

Слайд №31 Таким образом данная система игровых занятий по Предметному миру способствует наиболее эффективному усвоению детьми сенсорных эталонов.

Слайд №32 ,33,34,35,36,37,38

Немаловажное значение для достижения результативности в работе с детьми имеет предметно-развивающая среда. На данных слайдах представлено оборудование и пособия, которые используются детьми в процессе игровой деятельности: куклы разного размера в одежде разных цветов, цветные шнурочки, вкладыши (перечисляешь сама)

Слайд № 39 После реализации данной системы в работу с детьми я провела анализ с целью выявления показателей развития сенсорных эталонов у детей

2-3 лет в процессе игровых обучающих ситуаций на конец учебного года. На данных диаграммах отмечается положительная динамика.

Слайд №40

На данной диаграмме видно, что наблюдается положительная динамика по всем исследуемым параметрам, а именно:

умение по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру;

умение узнавать шар, куб, называть размер (большой – маленький);

Умение группировать однородные предметы.

Слайд №41

Участниками образовательного процесса являются родители (законные представители) ребенка. Они посещали консультации, дни открытых дверей. Принимали активное участие в анкетировании, ими было изготовлено много игровых пособий по развитию сенсорных эталонов.

Слайд №42,43,44 На данных слайдах представлены игры, выполненные руками родителей, которые проявили творчество и выдумку в разработке и использовании различных материалов.

Слайд №45

Родители получили теоретические и практические знания по организации полезной игровой деятельности детей с использованием различного материала, направленного на закрепление знаний о цвете, форме, размере предметов.

Слайд №46

Работа по данной теме очень заинтересовала моих коллег, работающих с детьми раннего возраста.

Имея определенные результаты и наработки по развитию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет, я выступала на Педагогическом совете и проводила открытые занятия, мастер-классы, семинары-практикумы для педагогов ДОО.

Мой опыт работы представлен на различных Интернет страничках. Разработанный мною конспект ОД по Предметному миру был представлен на конкурсе «Рассударики», по результатам которого я стала дипломантом этого конкурса.

Слайд №47

В результате проделанной работы дети стали интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними; эмоционально вовлекаться в действия с игрушками и другими предметами, стремясь проявлять настойчивость в достижении результата своих действий:

Научились действовать по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру;

Научились узнавать шар, куб, называть размер (большой – маленький);

Научились группировать однородные предметы.

Слайд №48

На данном слайде представлены электронные образовательные ресурсы, которые я использовала в работе по повышению своего профессионального уровня и в работе с детьми.

Слайд №49

- В перспективе на основании полученных положительных результатов по развитию сенсорного опыта детей (сенсорные эталоны - форма, цвет, величина) в процессе ознакомления с Предметным миром наметила продолжение работы по теме сенсомоторное развитие в будущем по направлениям: развитие ощущений, развитие мелкой моторики.

Публикации по теме:

Экологическое развитие в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром Теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного.

Методическая разработка «Педагогическая поддержка семьи в воспитании детей раннего возраста» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области Академия социального управления.

Методическая разработка «Использование музыки в процессе ознакомления детей 6–7 лет с родным городом» Дошкольный возраст — это важный этап в развитии личности: начинается приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, миру культуры, искусства,.

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» Предисловие. Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений! Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни.

Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста» Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. Развитие речи малыша – это длинный.

Образовательно-методическая траектория на 2015–2016 учебный год по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Цель работы: сформировать у детей восприятие окружающей действительности через накопление.

Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром (из опыта работы) Сообщение из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром Давыденко Татьяна.

Проект «Развитие экологического воспитания в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром» Автор проекта: Хопкина Елена Геннадьевна, воспитатель детского сада № 48. Продолжительность проекта: апрель - май. Тип проекта: познавательно.

Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края В настоящее время развитие художественно-творческой деятельности, эстетического восприятия, способностей детей являются актуальными проблемами.

Развитие логического мышления в процессе ознакомления ребенка с растительным и животным миром Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №43 «Дюймовочка» города Моздока Республики Северная Осетия Алания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 20:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД