Методическая разработка программы по развитию познавательной деятельности «Шаги к развитию»

Kristina Anashina
Методическая разработка программы по развитию познавательной деятельности «Шаги к развитию»

Цель программы: повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у ребенка четвертого года жизни.

Основные задачи:

Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени.

•Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.

•Учить пользоваться планом групповой комнаты, соотносить реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями.

•Стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно – графические навыки.

•Воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимоподдержку.

Программа состоит из 14 занятий (ежедневно по 20 – 25 минут, которые могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой (5-7детей).

Занятие №1

Тема «Огород. Овощи»

Задачи: учить ребенка определять знакомые предметы на ощупь, тренировать память, воспитывать уважение к сверстникам, развитие воображения.

«Что изображено на картинке?»

Цель: развитие восприятия, концентрации внимания.

Оборудование: картинка с изображениями контуров овощей, наложенных друг на друга.

Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько изображено огурцов, морковок, помидоров.

«Чудесный мешочек»

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: мешочек, овощи 6 - 8 штук.

У взрослого в «чудесном» мешочке лежат овощи. Каждый из детей по очереди определяет на ощупь, называет и вынимает из мешочка этот предмет. После того, как все предметы достали, взрослый прячет овощи обратно и предлагает ребенку назвать увиденные овощи.

«На что похоже?»

Цель: развитие воображения.

Оборудование: 5 - 6 карточек с различными фигурами.

Взрослый показывает ребенку карточку с фигуркой. Он придумывают, на какой овощ эта фигура похожа.

Занятие №2

Тема «Сад. Фрукты»

Задачи: учить детей соотносить речевую форму описания предметов с реальными; развивать цветовое восприятие, зрительную память, концентрацию внимания, творческое воображение и мышление.

«Раскрась картинку»

Цель: развитие восприятия цвета, формы, величины.

Оборудование: картинка с изображением сада, наполовину раскрашенная, цветные карандаши.

Взрослый предлагает детям раскрасить картинку до конца, подбирая такого же тона цвета.

«Запомни, какого цвета предмет»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинка с изображением фруктов.

Детям предлагается запомнить фрукты и их цвет. Затем ответить на вопросы взрослого.

«Загадки и отгадки»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, речи.

Оборудование: 6 загадок о фруктах, соответствующие картинки или муляжи фруктов.

Взрослый читает детям загадки, они их отгадывают.

«Волшебная мозаика»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Оборудование: набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур на каждого ребенка.

Взрослый предлагает выложить из геометрических фигур интересную картинку (по теме занятия).

Занятие №3

Тема «Золотая осень»

Задачи: учить детей пользоваться заместителями; уметь соотносить картинка с определенными знаками; развивать умение классифицировать предметы по различным основаниям, речь; тренировать слуховую память, концентрацию внимания; формировать умение создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; воспитывать поддержку, аккуратность.

«Разрезная картинка»

Цель: развитие восприятия.

Оборудование: набор, состоящий из двух картинок «Золотая осень» (одна - целая, используется как образец; вторая - разрезана на 4 части по горизонтали и вертикали). Количество наборов определяется количеством детей.

Каждый ребенок по образцу должен собрать целую картинку.

«Запомни стихотворение»

Цель: развитие слуховой и образной памяти.

Оборудование: стихотворение М. Ходяковой «Еще раз про осень», картинки по содержанию.

Детям предлагается послушать и запомнить стихотворение. Чтение каждой строчки сопровождается показом соответствующей картинки.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года осенью зовется.

Рассказать стихотворение с опорой на картинки 2 раза, затем – без зрительной опоры.

«Зверюшки на дорожках»

Цель: развитие схематического мышления.

Оборудование: набор,состоящий из: 10 картинок (размер 4х4)с изображением животных: 2 волка, 2 лисы, 2 зайца, 2 медведя и 2 лося.Полоска бумаги с различными значками: треугольник, квадрат, круг, овал, плюс. На каждой полоске 10 значков – 2 треугольника, 2 квадрата, 2 овала, 2 круга, 2 треугольника в различной последовательности. Полоска –образец с изображением животных и соответствующих значков: лиса – круг, заяц – треугольник, волк – плюс, лось – овал, медведь – квадрат. Количество наборов рассчитывается по количеству детей.

Взрослый предлагает все значки на своих полосках закрыть подходящими картинками с изображениями животных.Можно использовать элемент соревнования: кто скорее и без ошибок накроет все картинки. Проверять правильность выполнения должны сами дети друг у друга.

«Что такое?»

Цель: развитие воображения.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными кругами (6 штук, цветные карандаши.

Детям предлагается «оживить» круги на тему «Золотая осень».

Занятие №4

Тема: «Деревья»

Задачи: учить запоминать знакомый предмет и находить подобный из множества; развивать наглядно – образное мышление, внимание, связную речь; совершенствовать восприятие и пространственные представления; формировать знания, создавать в воображении образы на основе собственных представлений; воспитывать доброжелательность.

«Игра с листочками»

Цель: развитие восприятия, внимания.

Оборудование: 10 листьев, различающихся по длине, форме, размеру.

Предложить детям среди этих листьев найти: длинные, короткие, большие, маленькие, прямоугольные, круглые.

«Осенние листья»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинка с изображением листьев (вверху образец, под ним 3 ряда листьев по 3 штуки в каждом).

Детям предлагается посмотреть на образец, запомнить его. Далее образец закрывается. Дети должны отыскать листик с образца среди остальных.

«Кто за каким деревом прячется?»

Цель: развитие внимания, образного мышления.

Оборудование: картинки – лабиринты.

Каждый ребенок получает картинку – лабиринт с нарисованными деревьями и детьми. Он должен с помощью указки проследить, кто из детей за каким деревом спрячется, определить его название.

«Нарисуй картинку»

Цель: развитие воображения и мелкой моторики.

Оборудование: комплект счетных палочек на каждого ребенка.

Дети с помощью счетных палочек «нарисовать» знакомые деревья.

Занятие №5

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Задачи: учить запоминать узор и изображать его на бумаге; развивать мелкую моторику, восприятие формы и величины, концентрацию внимания; формировать связную речь, образное мышление; воспитывать отзывчивость, аккуратность.

«Найди каждому листочку свое место»

Цель: развитие восприятия.

Оборудование:карточка с 16-ю квадратами: верхняя строчка по горизонтали - цветовые пятна (красный, зеленый, желтый, справа в трех клетках по вертикали – веточки с разным количеством листочков (от 1 до 3) и 9 предметных картинок, на которых изображены веточки с листьями различной окраски (красный, зеленый, желтый) и количеством листочков (от 1 до 3).

Дети должны разместить картинку с листочками в соответствующий «домик»: заданного цвета, с определенным количеством листочков.

«Нарисуй узор по памяти»

Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики

Оборудование: лист бумаги в крупную клетку, простой карандаш – на каждого ребенка.

Взрослый показывает детям на доске образец узора, составленный из пяти растений, растущих в лесу, который они должны запомнить в течение 15-20 секунд, а затем нарисовать на листе.

«Кто что собрал в лесу?»

Цель: развитие мышления, внимания.

Оборудование: картинка – лабиринт.

Каждый ребенок получает картинку – лабиринт с нарисованными детьми, грибами и лесными ягодами. Он должен определить с помощью указки кто из детей, что собрал в лесу.

«Закончи рассказ»

Цель: развитие творческого воображения, связной речи.

Детям предлагается закончить рассказ: «Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину грибов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо – невидимо. «Давай поставим корзинку на пенечек, а сами соберем цветы для мамы»,- говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая.

Бежал мимо ежик, увидел корзинку с грибами и думает…

Занятие №6

Тема «Одежда»

Задачи: продолжать учить детей создавать новые образы предметов; развивать целостность восприятия, концентрацию внимания, образную память, речь; формировать схематическое мышление, графические навыки и мелкую мускулатуру; воспитывать отзывчивость, опрятность.

«Разрезная картинка»

Описание см. в занятии №3 (картинка подбирается по теме «Одежда»).

«Кто как одет?»

Цель: развитие зрительной памяти

Оборудование: картинка (или фото) с изображениями четырех детей, одетых в соответствии с четырьмя временными года.

Взрослый предлагает детям посмотреть на картинку (20 – 25 секунд) и запомнить, кто как одет. Затем просит детей описать одежду изображенных детей, задавая уточняющие вопросы.

«Найди пару»

Цель: развитие избирательности внимания, образного мышления.

Оборудование: картинка с изображением трех пар различных по окраске варежек.

Дети должны подобрать пару каждой варежке.

«Поможем художнику»

Цель: развитие воображения, мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: цветные карандаши, листы с недорисованными предметами одежды человека.

Дети должны дорисовывать незаконченный образец, чтобы получился знакомый предмет гардероба.

Занятие № 7

Тема «Посуда»

Задачи: учить детей операции классификации, размещению предметов в соответствии с расположением их заместителей; развивать объем памяти, логическое запоминание, избирательность внимания, умение сравнивать предметы, воображение, графические навыки; воспитывать опрятность, аккуратность, бережливость.

«Расставь чашки»

Цель: развитие восприятия.

Оборудование: набор,состоящий из: карточки с четырьмя нарисованными полками и 16 предметных картинок (четыре больших и четыре маленьких чашек разного цвета, четыре красные чашки и четыре синие чашки одного размера). Количество наборов рассчитывается по количеству детей.

Дети должны расставить чашки на стеллаже из 4-х полок (по величине, цвету).

«Что лежало на столе?»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинка с изображением 10 предметов, лежащих на столе.

Взрослый предлагает внимательно (в течение 10 секунд) посмотреть на картинку и запомнить все, что на ней нарисовано. Картинка убирается, дети по памяти рассказывают о предметах, лежащих на столе.

«Найди одинаковые тарелки»

Цель: развитие избирательности внимания, образного мышления.

Оборудование: каждому ребенку раздается лист бумаги, на котором изображены 5 пар тарелок с различными узорами (5 вверху и 5 внизу).

Дети должны соединить тарелки с одинаковым узором.

«Дорисуй!»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Оборудование: листы с изображением посуды с недорисованными элементами.

Детям предлагается дорисовать элементы, чтобы получились картинки с изображением посуды.

Занятие №8

Тема: «Игрушки»

Задачи: учить детей обобщать; развивать умение понимать последовательность сюжета, причинно – следственные связи, связную речь, наблюдательность; формировать воображение детей, умение представлять себе предметы по их схематическим изображениям; воспитывать бережное отношение к игрушкам, доброжелательность.

«Гномы с мешочками»

Цель: развитие восприятия

Оборудование: 1) три вырезанных из бумаги или нарисованных гнома; 2) три небольших мешочка, наполненных песком,крупой или бусинками: один мешочек полный, второй – заполнен на 2/3, третий – на 1/3; 3)три бумажных полоски разной длины: длинная, средняя и короткая.

Взрослый рассказывает о том, что гномы несут мешочки в свой домик, но мешочки разной тяжести. Узнать, какой мешочек у каждого гнома по полоске (самая длинная полоска – тяжелый мешочек, средняя – средней тяжести и т. п.)

Далее дети играют с гномами: взрослый раскладывает перед гномами полоски, а дети должны в соответствии с полосками разместить перед гномами мешочки. Затем взрослый меняет полоски местами и просит следующего ребенка поиграть с гномами.

Игру можно усложнить, увеличив количество гномов до 4-5 и количество полосок и мешочков.

«Повторяй друг за другом»

Цель: развитие слуховой памяти.

Первый играющий или взрослый называет слово по теме «Игрушки», второй повторяет его названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку слова и добавляет к ним свое слово и т. д.

«Что сначала, что потом»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: четыре сюжетные картинки по теме «Девочка купает куклу».

Дети должны выложить картинки в сюжетной последовательности и составить рассказ.

«Какая игрушка?»

Цель: развитие воображения, творческого мышления.

Оборудование: набор из 7-8 картинок, на которых нарисованы фигурки, представляющие схематическое изображение игрушек.

Взрослый показывает детям картинки, и просит рассказать, на какие игрушки они похожи. Следит за тем, чтобы ответы не повторялись.

Занятие №9

Тема «Обувь»

Задачи: учить соотносить реальное пространство с планом; развивать пространственную ориентировку на плоскости, образную память, внимание, наблюдательность; воспитывать взаимопомощь, интерес к совместной деятельности.

«Шкаф с обувью»

Цель: развитие пространственной ориентировки.

Оборудование: картинка с изображением шкафа, разделенная на 9 полочек (3х3); на каждой полочке нарисована различная обувь.

Взрослый спрашивает у детей: «Что стоит в верхнем левом углу; на средней полке справа от ботинок и т. д. ?». Дети должны назвать данный предмет обуви.

«Запомни картинки»

Цель: развитие памяти.

Оборудование: картинка с изображением шести пар обуви.

Взрослый предлагает детям запомнить картинку, а затем по памяти каждый ребенок называет изображенную обувь, так чтобы другие дети не слышали его ответ.

«Где Машины туфельки?»

Цель: развитие образного и схематического мышления.

Оборудование: план комнаты, в которой проводится игра, кукла и ее туфельки, красный кружок.

Педагог сообщает детям, что кукла Маша потеряла свои туфельки, но есть рисунок комнаты, где Буратино отметил красным кружком место нахождения ее туфелек. Взрослый изучает вместе с детьми план комнаты и обучает детей находить собственное место на плане. Затем помогает кукле Маше.

«Волшебные картинки»

Цель: развитие творческого мышления, графических навыков.

Оборудование: набор из 4 карточек с незавершенным схематическим изображением обуви.

Взрослый предлагает детям дорисовать картинки, чтобы получилось целостное изображение обуви.

Занятие № 10

Тема «Птицы перелетные»

Задачи: учить детей обобщать; развивать умение понимать последовательность сюжета, причинно–следственные связи, связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, образную память, мелкую моторику; формировать воображение детей, умение создавать в воображении образы на основе собственных представлений; воспитывать аккуратность, доброжелательность.

«Узнай предмет по деталям»

Цель: развитие целостности восприятия.

Оборудование: картинки с частичным изображением птиц.

Дети по частям предмета (птицы) должны определить ее название.

«Гуляем по лесу»

Цель: развитие памяти.

Оборудование: мяч, 10 предметных картинок, с изображением перелетных птиц.

Дети смотрят на картинки, запоминают их. Потом, встав в круг, взрослый бросает мяч ребенку, ребенок возвращает мяч, называя птицу, которую он запомнил на картинке.

«Что сначала, что потом»

Описание см. в занятии №8 (Сюжетные картинки подбираются по теме «Перелетные птицы»).

«Нарисуй» картинку палочками»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания.

Оборудование: схематическое изображение журавля, счетные палочки.

Глядя на образец, дети должны выложить журавля.

Занятие № 11

Тема «Домашние птицы»

Задачи: учить детей запоминать фигуры и изображать их на бумаге; формировать умение концентрировать внимание, создавать из частей целое; развивать умение классифицировать, обобщать, графические навыки, мелкую моторику, речь; воспитывать бережливость, аккуратность.

«Разрезные картинки»

Описание см. в занятии №3 (набор картинок по теме «Домашние птицы»).

«Преврати фигуру в птицу»

Цель: развитие зрительной памяти, графических навыков.

Оборудование: набор, состоящий из карточки,разделенной на 2 части: на одной части нарисована домашняя птица, на другой геометрическая фигура, напоминающая эту птицу. Фигуры могут быть различными. Количество наборов определяется количеством детей.

Детям предлагается превратить геометрические фигуры в домашних птиц.

«Кто чей детеныш?»

Описание см. в занятии №5, картинка-лабиринт с изображением домашних птиц и их птенцов.

«Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать, уровня обобщенности.

Оборудование: набор из четырех предметных картинок, относящихся к теме «Домашние животные», одна из которых принадлежит к другой классификационной группе.

Задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. Детям предлагаются 4

картинки, одна из которых лишняя. Они должны определить, какая из них лишняя и почему.

Занятие № 12

Тема «Домашние животные»

Задачи: продолжать учить подбирать к словам противоположные понятия; формировать умение классифицировать; развивать мышление, речь, память; воспитывать отзывчивость, любовь к домашним питомцам.

«Кто где живет?»

Цель: развитие мышления, восприятия.

Оборудование: картинка с изображением животных и их домиков (двор, дом).

Детям предлагается «расселить» животных в свои домики.

«Мамы и их детеныши»

Цель: развитие логического запоминания.

Оборудование: 6 картинок с изображением взрослых домашних животных и 6 картинок с изображением их детенышей.

Взрослый по очереди показывает 6 картинок с изображением взрослых домашних животных и предлагает детям подобрать картинки с изображением их детенышей.

Дети должны запомнить их названия, а затем назвать педагогу.

«Говори наоборот»

Цель: развитие мышления и воображения.

Оборудование: мяч.

Взрослый называет детям слова по теме «Домашние животные» и бросает мяч. Ребенок подбирает противоположные понятия, возвращая мяч педагогу.Можно предложить следующие пары слов: большой пес – маленький щенок и т. д.

«Неоконченный рисунок»

Цель: развитие восприятия, воображения.

Оборудование: лист с недорисованным изображением собачки (кошки, цветные карандаши.

Детям предлагается дорисовать рисунок, чтобы получилось изображение домашнего животного.

Занятие № 13

Тема «Зима. Сказки»

Задачи: продолжать учить детей устанавливать причинно–следственные связи, понимать последовательность сюжета; развивать восприятие величины, образную и слуховую память, распределение внимания, связную речь, умение создавать в воображении образы на основе

отдельных признаков предметов; воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

«Сосульки»

Цель: развитие восприятия величины.

Оборудование: набор из 10 «картинок-сосулек» одинаковой ширины, но разной длины (от 2 см до 20 см). Количество наборов соответствует количеству детей.

Дети должны разместить «сосульки» по росту.

«Запомни стихотворение»

Цель: развитие образной и слуховой памяти.

Оборудование: картинки по содержанию стихотворения.

Первый снег.

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И. Суриков

Повторное прочтение сопровождается показом соответствующих иллюстраций. После третьего прочтения дети должны постараться рассказать стихотворение по памяти.

«Что сначала, что потом»

Описание см. в занятии №8 (Сюжетные картинки подбираются по теме «Сказки»)

«Елка с подарками»

Цель: развитие творческого воображения.

Оборудование: большая картинка с изображением новогодней елки, вокруг которой танцуют дети; несколько вырезанных изображений 4-5 мешочков, контуры которых напоминают мяч, куклу, лошадку и т. п. разной величины.

Взрослый рассказывает детям о новогодних подарках, Деде Морозе, показывает подарки – мешочки разной формы и величины. Дети придумывают по очереди, что находится в каждом мешочке (варианты ответов). Игру можно повторять неоднократно, меняя варианты мешочков.

Занятие № 14

Тема «Дикие звери»

Задачи: продолжать учить детей определять предметы на ощупь (тренировать осязательную память); формировать умение по словесному описанию узнавать задуманное; развивать речь, внимание, творческое воображение; воспитывать активность, доброжелательность.

«Кто в мешочке спрятался?»

Цель: развитие осязательной памяти.

Описание см. в занятии №1 (игрушки подбираются по теме «Дикие звери»).

«Загадки и отгадки»

Описание см. в занятии №2 (загадки подбираются по теме «Дикие звери»).

«Кто чей детеныш?»

Описание см. в занятии №5 (подбирается картинка-лабиринт с изображением диких зверей и их детенышей).

«На что похожи кляксы?»

Цель: развитие творческого мышления.

Оборудование: картинка с силуэтным изображением различных диких зверей. Взрослый предлагает детям определить, на каких зверей похожи эти кляксы

Публикации по теме:

Методическая разработка по конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Едем, едем мы домой»Методическая разработка по конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Едем, едем мы домой» Подготовила: Воспитатель Абросимова Елена Петровна ГБОУ ООШ №21 с. п. «Детский сад «Терем- теремок» Методическая разработка по конструктивно.

«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Методическая разработка интегрированной деятельности по экологии в ДОУ в форме КВН «Будь природе другом» Экологический КВН "Будь природе другом" (для детей подготовительной к школе группы и их родителей) Автор : Постникова Людмила Владимировна.

Библиотека изображений:
  • Животные
Автор публикации:
Методическая разработка программы по развитию познавательной деятельности «Шаги к развитию»
Опубликовано: 24 октября 2020 в 20:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...
Мастер-класс «Поделка из картона и цветной бумаги «Новогодний Дворик»
Новогодний Дворик Поделка из картона и цветной бумаги Работа проведена в рамках кружка "Самоделкин" в подготовительной группе Цель: продолжать...
Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу»...
Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Она...