Создание условий для успешной адаптация ребёнка в детском саду

Галия Сибатуллина
Создание условий для успешной адаптация ребёнка в детском саду

Адаптация-привыкание организма к новым условиям и новой среде. Для малыша, который с рождения и до ранних лет всё время был дома рядом с папой и мамой, детский сад является той новой обстановкой, неизведанным пространством, с новыми впечатлениями и совершенно другим окружением. Актуальность проблемы заключается в том, как будет проходить адаптация зависит привыкание ребёнка к детскому саду и протекание физического и психического развития. Адаптация может проходить с осложнениями, поэтому эта проблема стоит настолько остро, что нужна система работы в этом направлении и комплексный подход.

Самым тяжёлым и стрессовым моментом является отсутствие мамы, самого близкого и родного человека. Ребёнок чувствует себя брошенным покинутым среди незнакомых людей малыш испытывает страх, потому что не знает как себя вести в новой среде. Воспитатель советует первое время находится маме в детском саду.

Самое важное условие адаптации является создание благоприятной атмосферы в группе (атмосфера тепла,уюта, благожелательности). Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения, страх, легче пройдёт адаптация. Воспитателю нужно "одомашнить" группу (например сделать небольшой "домик", где может побывать один, поиграть, отдохнуть. Надо любить детей быть эмоционально искренней, доброй, отзывчивой.

Растения и вообще зелёный свет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребёнка (должны быть такие растения как фикус, бегония, аукуба, коллеусы, яркие цвета герани)

В группе необходим спортивный уголок, который удовлетворял бы потребности в движении. Воспитатель оформляет уголок так, чтобы у ребёнка появилось желание заниматься в нём.

Воспитатель формирует у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад (приглашает осмотреть группу, показывает игрушки, кровать.

Воспитатель обсуждает с родителями как облегчить период адаптации. Узнаёт о привычках ребёнка (например шарф завязать спереди или сзади, ребёнок привык спать с укачиванием или нет) Воспитатель реализует индивидуальный подход, где учитываются индивидуальные потребности каждого ребёнка.

Лучшее лекарство от стресса-смех. Воспитатель создаёт условия, чтоб ребёнок больше смеялся (использует игры забавы, пускает мыльные пузыри, приглашает необычных гостей: клоуна, петрушку).

Присутствие у детей любимой игрушки. Воспитатель разрешает приносить игрушки, так как она выполняет функцию психологической защиты ребёнка, функцию партнёра по общению: она-это единственный давно знакомый "друг". Близость такого друга облегчает малышу переживания опасности, даёт ощущение нужности, самостоятельности. Воспитатель делает полочку для любимой игрушки.

Важно отметить и о ласковом обращении с ребёнком. Периодические пребывания на руках взрослого дают ему чувство защищённости, помогают быстрее адаптироваться. Воспитатель изготавливает яркие подвески, подвешивает на края зонтика, высоко висящего, различные маленькие игрушки, подходит вместе с ребёнком и рассматривает их.

Ребёнку хочется чтобы мама была всегда рядом. Воспитатель создаёт "Семейный альбом" с фотографиями детей и их родителей. Малыш в любой момент сможет увидеть маму и не так тосковать.

Формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю является важным моментом в адаптации. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, он должен понять что его любят. Воспитатель много общается с детьми, придумывает различные истории (придумки).

Успокаивающее значение для ребёнка имеет музыка. Воспитатель включает знакомые сказки, потешки, песенки ("Топ-топ топает малыш", подготавливает фонетику негромкой спокойной музыки.

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимания кистей рук. Воспитатель готовит игры с нанизыванием шариков на шнур, предлагает игрушки-пищалки.

Обеспечение индивидуальными играми, поиск потребностей каждого ребёнка в этом состоит задача помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

В стрессовой ситуации ребёнок засовывает палец в рот. Это затормаживает отрицательные эмоции Чтобы это предотвратить воспитатель может поставить на видное место воду и блюдечко с печеньем, с сухариками.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. В период адаптации они имеют успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры воспитатель организует на улице. В осенне-зимнее время нужно иметь уголок песка и воды в группе. Воспитатель предлагает для разнообразных увлекательных игр небьющиеся сосуды разной конфигурации и объёма: ложки, воронки, формочки, сито. (дети любят купать резиновых кукол, пускать кораблики, на песке делать отпечатки рук).

Важное условие в адаптации является добровольность участия ребёнка в игре. Воспитатель добивается того, чтобы ребёнок сам захотел принять участие в предложенной игре. Увидев как играют другие, увлёкшись ребёнок сам включается в игру. Воспитатель должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает в игровую деятельность, делая её важной и значимой для них, он становится центром притяжения. Воспитатель организовывает и направляет игру, многократно её повторяя, не оценивая действия (не говорить "неверно", "не так").

Создание игровой зоны. Воспитатель ставит яркие игрушки на видное место, чтоб ребёнок захотел потрогать и остаться с ними поиграть.

Надо отметить положительное влияние на адаптацию изобразительной деятельности, так как это возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Создание центра изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам, бумаге, поможет решить эту проблему в любое время как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Воспитатель предлагает фломастеры, маркеры -это доставляет особое удовольствие у детей. Они оставляют толстые линии, на прикреплённом к сене листа бумаги.

Важную роль в период адаптации играет работа с родителями, где воспитатель советует настраивать ребёнка на мажорный лад, внушать то, что это замечательно что он дорос до детского сада, стал таким большим. Если ребёнок тяжело расстаётся с мамой, воспитатель советует, чтоб ребёнка отводили отец или бабушка. В первые дни приводить к 9ч. (на дневную прогулку). Время прибывания увеличивать постепенно.

Воспитатель изготавливает папки-передвижки "Готовим малыша в детский сад", где пишет в них рекомендации о том как облегчить привыкание ребёнка к новым условиям, предлагает анкеты, которые заполняются родителями, затем анализируются педагогами.

В адаптационный период воспитатель должен дать ребёнку возможность проявить себя, выразить свои эмоции. Воспитатель не должен загонять его в рамки, так как ребёнок по-своему видит мир, у него свой взгляд на вещи.

Таким образом надо отметить два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная уверенность) и "положительная" внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять условия среды). Ребёнок активно играет, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, соблюдает режим дня, хорошо кушает, спокойно спит, отсутствуют заболевания, есть динамика психомоторного развития.

ЛИТЕРАТУРА

Ватунина Н. Д. "Ребёнок поступает в детский сад". Пособие для воспитателей детского сада.

Козлова А. В. Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьёй". Пособие для воспитателей детского сада.

Глебова С. В. "Детский сад-семья".

Гринёва И. А. Жомир М. Ю. "Первый раз в детский сад".

Русаков А. С. "Адаптация ребёнка в детском саду". Советы педагогам и родителям. Сборник.

Жесткова Л. С. "Совместная деятельность детей, педагогов, родителей".

Волкова Е. М. "Рекомендации по адаптации в детском саду". Журнал "Справочник старшего воспитателя".

Публикации по теме:

Методическая разработка «Русская народная песня в детском саду» Что означает современный подход к вокальному развитию ребёнка? На мой взгляд, это понимание и приятие его индивидуальных особенностей в.

«Создание условий успешной социализации личности посредством народных игр» Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества. Воспитание основ толерантной культуры необходимо.

Доклад «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Доклад (из опыта работы) «Создание условий в детском саду и семье для восприятия художественных произведений» Для маленького ребенка каждый.

Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду Раньше было принято считать, что если ребенок плачет в период привыкания к детскому саду, то это пройдет. Ни родители, ни педагоги не придавали.

Методическая разработка Перспективное планирование «Адаптация детей через фольклорные формы» (младшая группа) Перспективное планирование «Адаптация детей через фольклорные формы» Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из.

Методическая разработка «Тестопластика — лепка в детском саду» Методическая разработкаТестопластика – лепка в детском саду. Конопляникова Ольга Владимировна, воспитатель, ГБДОУ № 40, детский сад комбинированного.

Методическая разработка «Создание мини-музея «Пчелка»Методическая разработка «Создание мини-музея «Пчелка» Цель:формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно пчела в различном ее.

Опыт работы «Адаптация ребёнка в детском саду» Первый раз в детский сад Ну вот кажется всё ужен позади – детский сад выбран, документы собраны, все врачи пройдены, анализы собраны,.

Памятка для родителей «Адаптация ребёнка в детском саду» Что такое адаптация? Обратимся к энциклопедии. В ней говорится, что адаптация происходит от латинского слова "приспособляю" - сложный процесс.

Создание условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста В жизни детей младшего возраста, вновь поступивших в детский сад, начинается достаточно непростой период, который называется адаптационным.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Создание условий для успешной адаптация ребёнка в детском саду
Опубликовано: 23 октября 2015 в 23:23
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект беседы о правилах пожарной безопасности в средней группе «Осторожное...
Цель: закрепить знания правил пожарной безопасности, прививать интерес к работе пожарного. Задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности,...
Консультация для родителей «Обучение с увлечением»
Дорогие родители! Игры, которые хотим Вам предложить, рассчитаны на развитие творческих способностей у детей младшего возраста. Но нужно запомнить, что все...
Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего...
Пояснительная записка Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект познавательного занятия, посвящённого Дню Победы. Данный материал может быть...
Фотоотчет о переписке с ребятами из города Ижевск. Посткроссинг
Приезжайте в гости, от души будем рады мы желанной встрече. Ждут вас, не дождутся перепечи и рыбалка в утренней тиши. Побродите по заросшим склонам,...
Лэпбук своими руками «Зима»
Зимушка-зима В ледяной карете мчится Зимушка-зима, Ветер крыльями стучится В сонные дома. Расцветают скверы, парки Снежной белизной. И...