Методическая разработка «Структурно-смысловая обработка текстового материала»

Аренкина Анна Анатольевна
Методическая разработка «Структурно-смысловая обработка текстового материала»

«Структурно-смысловая обработка текстового материала. Как правило, при пересказе художественного произведения, педагоги испытывают трудности в выборе текста и составление вопросов по его содержанию.

Существуют определенные критерии отбора произведений:

1. - соответствие текста тематическим циклам ;

2. - объем текста; учитывая недостатки смыслового восприятия, дефицита объема речеслуховой памяти свойственные детям с тяжёлыми нарушениями речи, первоначальный объём текстов не должен превышать 6-7 предложений, с тенденцией постепенного увеличения до 12-13 единиц.

3. - доступность содержания ;

содержание текста должно быть понятно детям.

4. - композиционное построение текста - должно включать в себя завязку - начало, развитие сюжета - середина и конец произведения. Как правило, художественное произведение имеет одну сюжетную линию, в которой описанные события развиваются динамично, все больше и больше увлекая ребенка своим замыслом. Пересказ готового текста становится более доступным при включении в него диалогической речи.

Авторские тексты, не соответствующие каким-либо вышеперечисленным критериям нуждаются в адаптации. Можно брать готовые дидактические тексты из методической литературы или использовать свой творческий потенциал в их составлении. Если текст соответствует всем критериям, то и вопросы к нему составляются легко.

Чёткий конкретный вопрос произносится неторопливо, с помощью логического ударения ставятся смысловые акценты.

1)По содержанию текста планируется не более 5-6 вопросов;

-т. к. реальные возможности ребёнка не позволяют удерживать в памяти большой объём информации;

2) Сам вопрос должен содержать не более 5-9 языковых единиц;

- т. к. объём речеслуховой памяти у детей 5 летнего возраста с речевой патологией от 6-7 слов до 10;

3) Вопрос формулируется таким образом, чтобы ответ был предложением или абзацем из текста.

Предлагаю вашему вниманию модель плана занятия по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы.

Пересказ рассказа «Нитка-иголка» с демонстрацией действий.

Программное содержание:

- учитывать индивидуальные психофизические и речевые особенности каждого ребенка, повышать мотивацию к овладению связной речью;

- учить детей полностью воспроизводить смысловую программу художественного произведения не допуская разрывов и пропусков в содержании сообщения с достаточным количеством интонационно оформленных лексико - грамматических единиц текста несущих семантическую, смысловую и эмоциональную нагрузку;

- воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности; положительное отношение к труду, желание трудиться; развивать пальцевую моторику;

Материал демонстративный и раздаточный: бусинки, нитки, пластмассовые иголки.

Предварительная работа над языковыми единицами текста.

1. Объяснение лексического значения слов. Расширение семантического поля слов и словосочетаний:

*бусы – это украшение из нанизанных на нитку шариков -бусинок.

*однажды – можно сказать по другому: как-то раз или один раз;

*важнее – главнее;

*мнется – становится неровной;

*сворачивается – сгибается и тоже становится неровной;

*принялась – стала, начала;

*нанизала – надела, продела, прошла, пронырнула;

2. Работа над наиболее трудными словосочетаниями и предложениями текста:

* Иголка говорит нитке: «Видишь, на столе бусы рассыпанные лежат, попробуй-ка, собери».

*Нитка мнётся, сворачивается, ничего у неё не получается.

*Прошла-пронырнула

Рассказ педагога.

Однажды поспорили нитка и иголка кто из них важнее.

Иголка говорит нитке: «Видишь, на столе бусы рассыпанные лежат, попробуй-ка, собери». Стала нитка бусы на себя нанизывать. Нитка мнётся, сворачивается, ничего у неё не получается.

Тогда иголка сказала: «Посмотри, как я это сделаю». Она принялась бусинки на себя нанизывать. Сквозь одну бусинку прошла - пронырнула, но бусинка соскальзывала с иголки. Сколько не пытались нитка и иголка нанизать бусинки, ничего у них не получилось.

Но вот пришла швея, взяла она нитку, продела в иголку и нанизала бусинки на нитку, получилось украшение.

Вопросы:

- Почему поспорили нитка с иголкой?

- Что сказала иголка нитке?

- Что стала делать нитка?

- Что сказала и стала делать иголка?

- Как остановила их спор хозяйка? - Как вы думаете, кто же из них главный?

Методическая разработка «Структурно-смысловая обработка текстового материала»

Публикации по теме:

Лучшая методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 п. Вохма» Вохомского района Костромской области Руководители проекта:.

Методическая разработка Предлагаю вам конспект НОД для детей средней группы по теме: "Поможем Винни Пуху". Этот конспект познавательное занятие, направленного на.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом Описание работы: Психологи, педагоги, медики отмечают общую.

Методическая разработка «Дикие животные» .

Методическая разработка дидактических игр, игрушек с использованием бросового материала из опыта работы. Часть 2Методическая разработка дидактических игр, игрушек с использованием бросового материала из опыта работы. Часть 2 Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию часть 2 методической разработки по изготовлению игр, игрушек и других поделок из бросового.

Методическая разработка для воспитателей "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность" К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека.

Методическая разработка «Кукла Василиса». Методические рекомендации по использованию пособия «Кукла Василиса» Представляем вашему вниманию многофункциональное пособие «Кукла Василиса».

Методическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок из бросового материала в год экологииМетодическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок из бросового материала в год экологии Методическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок из бросового материала в год экологии. Часть 1 Актуальность.

Методическая разработка по пластилинографии Волшебство пластилинографии. Своё повествование я начну с предистории, а она похожа, я уверена, на Ваши истории, дорогие педагоги. На работе.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Методическая разработка «Структурно-смысловая обработка текстового материала»
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 12:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Огородная сказка
Жили-были дед и баба. Не любили они на печи лежать да в окошко глядеть. А любили трудиться, радость и любовь людям дарить. А огород у них был волшебный,...
Фотоотчет «Снеговик»
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее...
Подарок папам на 23 февраля
Вот какие замечательные открытки сделали мои ребята из средней группы. Мы старались, мы старались, Может быть не получалось, Мы ревели и...
Наш фотоотчёт об экоуроке
В рамках проведения Всероссийских экологических уроков и с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников, в подготовительной группе «Солнышко»...
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием...
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» ( с использованием метода моделирования. Задачи:...