Ольга Хохлова
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Разработать сюжетно-ролевую игру «Детский сад» и апробировать ее в образовательной среде детского сада. Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литера-туру в соответствии с темой работы;
2. Уточнить, углубить методическое обоснование сущности и структуры сюжетно-ролевых игр.
Публикация «Методическая разработка сюжетно-ролевой игры „Детский сад“» размещена в разделах
3. Разработать разновидность сюжетно-ролевых игр и применение их в различных видах детской деятельности.
Формы работы:
1. Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и передового педагогического опыта.
2. Формирующий эксперимент в процессе педагогической деятельности.
Предметно-развивающая среда: оформление стенда «Профессии сотрудников», создание альбома. Внесение в игру кукол, игрушечной посуды, набора «Доктор», игрушечного телефона, предметов-заместителей.
Игровой материал.
Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители.
Столы, стулья, куклы, детские игрушки и книги, кукольная посуда, фартук и косынка для повара, халат и шапочка для медсестры, медицинские атрибуты, грузовая машина, муляжи отображающие продукты питания. Детские музыкальные инструменты.
Игровые роли.
Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, помощник воспитателя (няня, повар.
Предварительная работа: закрепление знаний детей о работе сотрудников детского сада : заведующего, методиста, медсестры, логопеда, психолога, повара, дворника и других работников. Воспитание интереса и уважения к труду людей разных профессий. Обратить внимание на личностные качества сотрудников: ответственность, аккуратность, трудолюбие, и т. д. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Рекомендации по проведению сюжетно-ролевой игры «Детский сад»
Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей - стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Построим новый детский сад». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад».
Цикл экскурсий - экскурсия в кабинет медицинской сестры, заведующего, бухгалтерию, пищеблок и т. д. Проигрывание ситуаций : «Кто поможет, если…», «Что будет, если…», и т. д.
Цикл бесед: «Кто и как работает в нашем детском саду», «Наши помощники» и т. д. Рассматривание фотографий по теме. Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад». Организация центров активности: «Прачечная», «Кухня», «Больница», «Столовая» и др. «День игр» - в центрах занятости организовать сюжетно-ролевые игры по интересам.
-Рассматривание картин "Детский сад", "Ясли" (из серии "Наша Таня").
-Занятие по развитию речи на тему "Составление рассказа о своей группе".
-Игры - инсценировки "Праздник в детском саду", "В детском саду делают прививки", "Маша первый раз пришла в детский сад".
-Прослушивание песни "Детский сад" А. Филиппенко.
Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседуют с медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.
После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает знания, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д. Далее воспитатель может предложить детям, поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может выступить в игре, как равноправный партнер, выполняя, главную или второстепенную роль, косвенно, влияя на изменение, игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений. По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.
Для заинтересованности детей, необходимо внести в игру новые игрушки: несколько кукол и большую грузовую машину. Вместе с детьми распределяем роли.
После распределения ролей, выбираем место для игры : центр "Больница" -медкабинет, полки с посудой модуль –кухня центр "Жилая комната" -группа детского сада, музыкальный уголок -музыкальный зал.
Игра начинается со звонка будильника. Ребенок загружает продукты и везёт в детский сад, повар начинает готовить завтрак. Мамы собирают детей (кукол) в садик. Во время игры напоминаю детям о необходимости быть вежливым: здороваться друг с другом, прощаться. Через некоторое время предлагаем девочке роль медсестры. Дальше игра продолжается самостоятельно.
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась не-обыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие маму и папу.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.
Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе, и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.
Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как со-хранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.
Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к куль-туре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Приложение
Разновидность сюжетно-ролевой игры «Детский сад»
Сюжетно-ролевая игра
«Построим детский сад в городе мастеров»
в подготовительной группе
Цель:
1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми, вы-бравшими определенные роли.
2. Закреплять ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строите-ля.
3. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре.
4. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманности, ответственности, дружелюбия.
5. Учить самостоятельно, определять и продумывать замысел строительства детского сада по проекту, подбирать для его воплощения необходимые строительные материалы.
Задачи:
1. Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, и-пользовать атрибуты в соответствии с сюжетом игры. Уточнить и закрепить названия элементов архитектуры: этаж, окна, блоки, вход, крыльцо и т. д. Справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры.
2. Отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь, навыки речевого этикета.
3. Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве, творческие способности и умения.
4. Воспитывать интерес к строительным профессиям, уважение к общественно-полезному труду; понимание важности и почётности любой профессии. Закреплять представление об их значении для жизни города.
5. Расширять представления детей о гуманности работы озеленителей, её необходимости для сохранения природы.
Словарная работа: архитектор, проект, строительство, фундамент, цемент, блоки, озеленители.
Предварительная работа:
-беседы о профессиях с использованием иллюстраций;
-чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?»,
Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»;
- создание макета детского сада;
- беседа о том, какие помещения вы хотели бы, чтобы были в новом детском саду;
- работа с родителями: совместное рисование помещений детского сада;
- беседа о профессиях архитектора, строителя, озеленителя, об их орудиях труда;
- рассматривание фотографий, картинок разных детских садов, их конструкции, этажность, форма здания, крыши, окон, двери и т. д.);
- изготовление блоков для строительства детского сада (оклеивание коробок);
-рисование, выбранного проекта детского сада для игры;
- рассматривание картинок оформления разных цветочных клумб;
- вырезание цветов по шаблонам;
- беседа о том, что при открытии и ввода в эксплуатацию нового здания устраивается
- традиционный праздник с разрезанием красной ленты при входе здания.
Работа с родителями: Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых
уголков “Больница”, “Парикмахерская”, “Семья”, “Юный строитель”.
Методы и приемы : создание игровой обстановки, беседа, художественное слово, вопросы, мотивация “Город мастеров”, музыкальное сопровождение, игра, сюрпризный момент.
Материал к занятию:
- конспект игры, оформление зала, магнитофон, торжественная музыка, красная ленточка, коробки-блоки, строительный материал, совочки, лопатки, лейки,, фартуки, эскиз проекта детского сада, стол с телефоном и компьютером, руль, указка, мольберт, макеты деревьев, клумбы, вырезанные цветы, грузовые машины, мультимедийная установка.
Ход игры:
Воспитатель:
Ребята, какие профессии вы знаете? (Дети называют).
А кем бы вы хотели стать когда станете взрослыми? (Дети называют)
Но чтобы стать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Ах, как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?
А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город мастеров». Все дети, попадая туда, становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?
Воспитатель: А на чём же мы поедем?
Дети: Давайте поедем на автобусе.
Воспитатель: Не забудьте о правилах поведения в общественном транспорте.
Дети: Во время движения нельзя руками трогать двери, громко разговаривать, высовываться в окна.
(В группе стоят стулья в два ряда).
Воспитатель: А как называются те люди, которые едут в автобусе?
Дети: Пассажиры.
Воспитатель:
Правильно. Пассажиры.
Вы будете пассажирами, а я шофером … .
Воспитатель: Ребята, а кто еще работает в автобусе?
Дети: Кондуктор.
Воспитатель: Что делает кондуктор?
Кто правильно скажет, тот и будет. (Дети отвечают)
(Кондуктор берет сумку с билетами и продает билеты детям).
Воспитатель: И так, поехали!
Звучит песня «Весёлые путешественники»
«Мы едем, едем, едем
В далёкие края….»
(Дети подпевают по желанию)
«Качу, лечу во весь опор,
Я сам шофер и сам мотор!
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль».
Кондуктор: Остановка «Город Мастеров».
Воспитатель: Посмотрите, вот и «Город Мастеров».
Вот и приехали! Выходите, пожалуйста. Далеко не расходитесь, в незнакомом городе можно потеряться. Посмотрите друг на друга, все собрались, все готовы к экскурсии по городу. (Ответы детей.)
Ой, что это с вами? Вы все стали взрослыми.
В “Городе Мастеров” нет работников, но есть разные организации. Давайте пройдем и посмотрим, что в этом городе есть.
На улице Сиреневой находится “Парикмахерская»
Воспитатель:
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла,
Здесь вам сделают прическу
Например как у меня.
(Воспитатель приглашает детей пройти дальше).
Воспитатель: А на улице Фиалковой мы видим супермаркет
Перед вами супермаркет
И отделов здесь не счесть
И игрушки, и продукты
Всё для вас в «Магните» есть.
(Воспитатель приглашает детей пройти дальше).
Посмотрите, а вот и Васильковая улица, что же здесь (Больница)
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье –
Он больше всех бывает рад!
Воспитатель. Вот видите, как много интересного в этом городке. Ребята, а вот Ромашковая улица, здесь какое-то звуковое письмо. Наверное, это для нас. Слушаем письмо (диск)
-Уважаемые гости города, здравствуйте! Письмо отправили вам дети и мамы города Мастеров. В нашем городе нет детского садика, поэтому ни одна организация не работает, взрослые присматривают за детьми. Помогите пожалуйста, если сможете!
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам построить новый детский сад. Люди каких профессий нам нужны.
Дети: строители, водители, архитекторы (архитекторам предлагается пройти в свой офис, озеленители.
- Как вы думаете, с чего мы начнём строительство?
Дети: Нужно вызвать архитекторов, они предложат нам проект детского сада.
Ребё нок: Давайте вызовем по телефону.
Диалог детей: - Здравствуйте, это строительная компания.
- Здравствуйте, да это строительная компания.
-^ Просим приехать архитекторов с проектом детского сада.
- Хорошо. Называйте адрес.
- Улица Ромашковая дом 20
- Ждите, выезжаем.
(архитекторы берут руль и едут на машине)
На мольберте выставляется эскиз проекта. Архитекторы рассказывают, защищают свой проект.
- Спасибо, архитекторы.
- Ребята, вам нравится проект нового детского сада?
- Да! Мы будем строить по вашему проекту.
- Хорошо! Детский сад мы построим, но нужно благоустроить территорию вокруг детского
сада. Кто нам поможет?
- Мы – озеленители! (девочки выходят вперёд и предлагают, какие деревья нужно посадить,
как оформить клумбы)
- Спасибо, озеленители.
Строители: Всё мы с вами обговорили, обсудили, все инструменты для работы подобрали. Вот перед нами ровная, пустая площадка, можно приступить к строительству.
Самостоятельная деятельность детей.
(Мальчики – строят, выкладывают фундамент, ставят блоки, водители подвозят строи-тельный материал; девочки оформляют клумбы, сажают, поливают деревья).
- Посмотрите, как у нас получилось. Строительство окончено. Давайте устроим праздник «Открытие нового детского сада» При открытии нового детского сада протягивают красную ленточку и разрезают её.
Хлопки в ладоши.
Дети:
Приглашаем всех ребят
В наш весёлый детский сад, в нём играют и поют,
Очень дружно все живут. Ура!
Мы с вами внесли свой вклад по благоустройству города, построили новый детский сад. Спасибо вам! В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился. Сиг-нал автобуса. Все собрались? Посмотрите, чтобы никто не остался здесь один. Проходите в автобус, усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь, вы устали после трудового дня. А я включу вам легкую музыку. (Играет спокойная мелодия.)
Вот и наш детский сад. Выходите, пожалуйста.
Посмотрите друг на друга, вы снова дети. (Называем по именам.)
Вам понравилось в “Городе Мастеров”?
Телефонный звонок.
-Ребята, по-моему, по нашему проекту будут строить детский сад в городе Энгельс. Я вам предлагаю посмотреть детский сад будущего. Усаживайтесь поудобней.
В ходе игры помогаем создавать игровую обстановку, с помощью вопросов, советов, предложений. Обращаю внимание на взаимоотношения детей в игре. Включаюсь в игру по разрешению детей
Звучит музыка. Постепенно складываются сюжетные линии ситуации
Могут возникнуть ситуации: спустило колесо, кто-то поранил палец.
Заключение
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни до-школьника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации.
Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
Список используемой литературы
1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение, 1973.
2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М. : МОиПК, 1995.
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций/ Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1960.
4. Игра и дошкольник Т. И. Бабаева Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2007.
5. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Пособие / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1996.
6. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре / Педагогическое общество России / Москва 2006
7. Играем, Играем / Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / Москва 2006