Получи документы

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Космос» для детей старшей группы.

Анна Веремеева
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Космос» для детей старшей группы.

1. Задачи

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей.

Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

Закреплять умения усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Публикация «Методическая разработка сюжетно-ролевой игры „Космос“ для детей старшей группы,» размещена в разделах

Формировать умение овладевать новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.

Развивать творческое воображение в играх-придумках по сюжетам волшебных сказок.

2. Предварительная работа:

дидактические игры, наблюдения, беседы, рассматривание альбомов, просмотр мультфильма, чтение и рассматривание детских энциклопедий, составление альбома детских рассказов с иллюстрациями «Дети о космосе», художественная деятельность детей, подвижные игры.

Для решения первой задачи:

1. Мероприятие: «Этот загадочный космос»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста

представлений о космическом пространстве, освоении космоса

людьми.

2. Мероприятие: просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» «Алиса на планете загадок»

3. Дидактические игры «Что лишнее», «Звезды на небе», «Что надо взять в полет?» «Что изменилось?»

Цель: закреплять знания детей о космических телах, планетах,

развивать умение соотносить называемые объекты с их

местоположением, обогащать словарный запас.

4. Чтение художественной литературой:

Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?»

«Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?»

В. Бороздин «Первый в космосе»

Ю. Яковлев «Трое в космосе»

А. Леонов «Шаги над планетой»

Н. Носов «Незнайка на Луне»

В. Драгунский «Удивительный день»

Цель: вызывать у детей желание слушать художественные произведения, побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями.

5. Беседа «Почему в космос летают на ракете

Цель: Расширять и уточнять представление детей о принципе работы

реактивного двигателя, Активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Для решения второй задачи:

1. Мероприятие: Изготовление костюмов и атрибутов для игры. Цель: развить интерес к сюжетно-ролевым играм; способствовать развитию познавательной деятельности и любознательности.

2. Составление фантазийного рассказа о неизведанной планете.

Цель: продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказ о неизведанной планете с опорой на мнемотаблицу. Развивать познавательную активность, воображение и фантазию.

3. Хороводные игры : «Звёздный хоровод», «Угадай созвездие»

Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.

4. Игры : «Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление, умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо существенному признаку; развивать память.

«Найди ошибку»

Цель: закреплять представления детей о Солнечной системе; закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине; развивать логическое мышление, внимание, память.

5. Мероприятие: Подвижные игры : «Пролети среди метеоритов», «Сбей метеориты» «Луна и звёзды», «Космонавты», «Космическая охота».

Цель: закрепить знания детей о летчиках-космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для людей данной профессии.

Для решения третьей задачи:

1. Спортивная театрализованная – игра «Полет в космос» Цель: Совершенствовать технику выполнения двигательных действий, быстроту и ловкость. Ориентироваться в игровых ситуациях, воспитывать чувство коллективизма в играх.

2. Мероприятие: Изготовление игрушек для театрализованного представления «Сказки Звездочета». Цель: Расширить знания детей о театрализованной деятельности; совершенствовать навыки изготовления атрибутов и костюмов для театрализованных игр.

3. Мероприятие: Театрализованное представление «Сказки Звездочета» Цель: Воспитывать у детей чувство гордости за свою родину, интерес и уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса; продолжать развивать знания детей о космосе.

4. Мероприятие: Художественно – эстетическое развитие детей «Этот загадочный мир»; «Скафандр для космонавта».

Цель: Совершенствовать умение детей в рисунках отражать впечатление от представления «Сказки звездочета», продолжить знакомство с космосом, развивать художественное творчество, эстетическое восприятие.

5. Мероприятие: Конкурс иллюстраций «Удивительный мир космоса» Цель: Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.

Для решения четвертой задачи:

1. Художественно – продуктивная деятельность детей «Мы космонавты» Цель: продолжать знакомить детей с техникой рисование пластилином, закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями.

2. Мероприятие: Организация игры «Космос» Цель: Приобщать детей к военно – патриотической подготовке; совершенствовать физическую подготовку; закреплять умение самостоятельно развивать сюжет игры. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Для решения пятой задачи:

1. Художественно эстетическое развитие детей «Полет ракет»

Цель: совершенствовать технику аппликации: самостоятельно выбирать и сочетать силуэтную (симметричную, ленточную и обрывную аппликации для получения красивого изображения.

2. Дидактическая игра «Найди пару», «Четвертый лишний», «Дай названия созвездиям»

Цель: Активизировать словарь детей по теме «Космос». Развивать

умение детей употреблять простые распространенные и

сложносочиненные предложения, согласовывая слова в роде, числе падеже.

3. Пальчиковая гимнастика: «Космонавты», «Ракета», «Луноход».

Цель: Развивать познавательные интересы и мелкую моторику рук детей.

4. Мероприятие: «Мы играем в космонавтов»

Цель: закреплять представление детей о космосе, космонавтах; воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к героям нашей страны.

3. Предполагаемые роли и игровые действия

Роль Игровые действия

капитан корабля набирает команду, отдаёт приказы на борту, держим связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;

космонавты летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции

инструктор по полёту руководит полётом с космодрома

инопланетяне наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами

репортёры ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции

родственники провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.

бортинженер внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.

диспетчер принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.

мед. персонал проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян

4. Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействие между ними

Капитан корабля: космонавты, медицинский персонал, репортеры, инструктор по полету, родственники, инопланетяне, диспетчер, бортинженер.

Космонавты : капитан, медицинский персонал, инопланетяне, инструктор по полету, репортеры, родственники.

Инструктор по полету: капитан, космонавты, диспетчер, бортинженер.

Инопланетяне: капитан, космонавты.

Репортеры: Капитан, космонавты, родственники.

Родственники: капитан, космонавты, репортеры.

Бортинженер: капитан, космонавты.

Диспетчер: Капитан, космонавты.

Медицинский персонал: капитан, космонавты.

5. Варианты распределения ролей

1. вариант: Выбор воспитателя, но он должен быть мотивирован.

Например: «Дети, пусть первым капитаном будет Алеша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро подошла.

2. вариант: По считалке

3 вариант: при помощи «волшебной палочки»

4 вариант: отгадывание загадок.

5 вариант: жеребьевка (тянут бумажку с написанной на ней ролью)

6. Варианты начала и окончания игры

Начало игры :

1 вариант.

Для развития интереса к игре педагог предлагает рассмотреть набор открыток «Космонавты», иллюстрации в энциклопедиях, беседует с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт.

2 вариант

Звучит сигнал SOS. Что случилось? Это просят о помощи. Ребята к нам пришло письмо: «На нашей планете случилась беда, все жители планеты перессорились, не могут прийти к единому мнению. Помогите нам, иначе наша планета погибнет»

3 вариант

С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много времени пока люди научились строить лелательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. На ней вы можете увидеть первых собак. Которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.

Окончание игры :

1 вариант

Воспитатель берет микрофон и «превращается» в корреспондента.

- Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент газеты «Детский сад». Я очень рада, что вы удачно приземлились. Скажите, пожалуйста, где вы были? Вам понравилось путешествие?

Еще хотите совершить путешествие? Спасибо, ребята за интервью, всего вам хорошего. До следующей встречи.

2 вариант

Наши гости говорят вам спасибо и прощаются с вами! Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А теперь соберем фигуры в коробки и выйдем на ковер. Мы тоже превратимся в космонавтов и полетим в космос!

7. Роль воспитателя

1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх — четкость и лаконизм команд). Если педагог в игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.

2) Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

3) Все меры педагогического воздействия на детей - воспитатель должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4) В ходе сюжетно – ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

5) В процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие реальных взаимоотношений между детьми в ходе игры» Общеизвестно что игра занимает доминирующее место в жизнедеятельности ребёнка. В игре дети удовлетворяют своё стремление к совместной жизни.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» Конспект сюжетно – ролевой игры «Поликлиника» (старший возраст) воспитатель логопедической группы ФФН: Шогляева С. Н. Программное содержание:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Космос» для детей старшей группы.
Опубликовано: 10 июня 2014 в 23:52
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД