Колесник Наталья Николаевна
Текстовая деятельность ребёнка старшего дошкольного возраста в самостоятельных играх и в общении
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЗАТО г. Североморск д/с № 7
Методическая разработка
«Текстовая деятельность ребёнка старшего дошкольного возраста в самостоятельных играх и в общении»
ВЫПОЛНИЛА: Н. Н. Колесник,
педагог-психолог МБДОУ
ЗАТО г. Североморск д/с №7
Публикация «Текстовая деятельность ребёнка старшего дошкольного возраста в самостоятельных играх и в общении» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Чтение в дошкольном возрасте – важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка является не только источником информации об окружающем мире, она также формирует интеллектуальную, эмоциональную, нравственную культуру ребёнка. Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса детей. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги, то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект, формируется познавательная активность. С раннего возраста можно читать ребёнку вслух. Несколько минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Самым оптимальным для адаптации к чтению является возраст от трёх до семи лет. Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, расслабиться. Но стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг.
Многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна. Совершенствование навыков речевой культуры является необходимым компонентом грамотности человека. Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, которое обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Речевое развитие включает: владение речью, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В период дошкольного детства формируется две формы связной речи: диалог и монолог. Успешное овладение монологической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов.
Обучение детей связной речи имеет в отечественной дошкольной методике богатые традиции и определены в работах М. М. Алексеевой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой. Проблемы содержания и методов обучения детей монологической речи в ДОУ разрабатывались такими авторами, как А. М. Бородич, В. В. Гербова, О. С. Ушакова.
Психологические основы формирования
текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста
Текстовая деятельность осуществляется определенным набором текстовых умений, которые основываются на знаниях о тексте, о стилях и типах речи, о теме и основной его мысли. Текстовые умения строятся на речевых видах деятельности, таких как чтение, слушание, письмо, говорение.
Ни в какой другой возрастной период человек не может запоминать такие объемы информации, как это происходит во время дошкольного детства. Как отмечал Л. С. Выготский, память в этот период «становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления». Память дошкольника характеризуется непроизвольностью. По мере взросления ребенка наряду с механическим запоминанием совершенствуется и смысловая память. Произвольная память начинает формироваться на пятом году жизни ребенка. Ребенок этого возраста запечатлевает в памяти те явления и события, которые интересны, привлекательны и находят в нем эмоциональный отклик.
У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Отражается это в быстрой отвлекаемости, в неспособности сосредоточиться на чём-то одном. Произвольное внимание формируется постепенно. У детей 5-6 лет устойчивость внимания увеличивается, и к седьмому году проявление внимания носит произвольный характер. Ребенок способен сосредоточиться на действиях, которые начинают приобретать для него интеллектуально значимый интерес (загадки, задания учебного плана).
Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым, то есть более осмысленным.
Уже в некоторой мере сформирована способность ориентироваться в пространстве и во времени.
Дошкольники активно входят в мир художественных произведений, восприятие которых собирает воедино познания и переживания. Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, переданные его автором.
В воображении воспроизводятся образы, оказавшие на ребенка наиболее сильное эмоциональное впечатление, то, что стало для него особенно интересным. На шестом году жизни у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения,к произвольному. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа. Формируются такие особенности воображения, как оригинальность и произвольность. Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т. п.
Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
У детей шестого года жизни развитие речи достигает высокого уровня. У детей накапливается достаточно большой словарный запас, который характеризуется не только увеличением количества используемых в речи слов, но и пониманием многозначных слов. У детей развивается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания, чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.
Особенности речевого развития
детей старшего дошкольного возраста
Своевременное и полноценное овладение речью является наиболее важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего её правильного развития.
Первая функция связной речи, развивающихся в дошкольном возрасте, – функция общения, или коммуникативная функция. Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. Она требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.
Вторая функция речи заключается в том, что на протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.
Общение в конкретной ситуации по поводу каких-либо действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Она вполне понятна собеседникам, но часто неясна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативная речь представляет собой вопросы, возникающие при ознакомлении с новыми предметами или явлениями, в связи с деятельностью детей, подразумевает ответы на вопросы, определенные требования. Например, вопросы по содержанию рассказа побуждают детей к более полному и понятному ответу. В соответствии с ростом познавательных процессов и расширением круга общения ребенок осваивает контекстную речь, которая полно описывает ситуацию и понятна слушателю без её посредственного восприятия. Контекстной речью ребенок овладевает под воздействием систематического обучения в детском саду. Усвоив законы контекстной речи, дошкольник не перестает использовать речь ситуативную.
Речь – сложная функция, развитие и усвоение её зависит от множества моментов. Серьезное значение имеют особенности психики ребёнка : он должен чётко воспринимать слова и звуки (иметь хорошее состояние слуха и уметь внимательно слушать, запомнить их и правильно воспроизвести. Для этого должен чё тко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг).
Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи – диалога и монолога.
Две формы связной речи – диалог и монолог – неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка.
Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка.
Монолог требует от ребенка определенного уровня общего развития. Элементы монологической речи появляются у детей лишь к пяти годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.
Выделяют следующие виды речевой деятельности : говорение, слушание, чтение, письмо. Они определяются по двум основаниям: форме общения (устной, непосредственной или письменной, опосредствованной) и по характеру направленности речевого действия: «от мысли к слову» или «от слова к мысли». Имеется тесная связь (взаимосвязь) и взаимодействие данных видов речевой деятельности в процессе общения.
Наиболее яркой характеристикой развития речи старших дошкольников является освоение и построение связных текстов (описание, повествование, рассуждение). Дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, тем самым соблюдая структуру высказывания (начало, конец, середина).
Все эти особенности относятся к характеристике речи детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика уровня формирования текстовых умений
у детей старшего дошкольного возраста
Для определения уровня формирования текстовых умений у детей шестого года жизни мною было проведено диагностическое исследование.
Диагностика проводилась в подготовительной к школе группе «Лютики», на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ЗАТО г. Североморска д/с№7.
Задачи диагностики:
1. Подобрать методику для диагностики уровней формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста;
2. Определить уровни формирования текстовых умений у детей шестого года жизни;
3. Проанализировать полученные результаты.
Для определения уровней формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста был составлен диагностический комплекс на основе методики выявления уровня развития речи дошкольников, разработанной О. С. Ушаковой.
Критерии и показатели текстовых умений детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).
Таблица 1.
Критерии Показатели
Описание Умение соблюдать структуру описательного рассказа
Повествование Умение развить сюжетную линию, а также умение придумать название рассказу;
Умение составить рассказ, соблюдая структуру (начало, середина, конец) без опоры на наглядный материал;
Умение продолжить рассказ, развить сюжет (развернуть его в логической последовательности);
Умение пересказать текст, полно передать содержание, умение выразительно передавать диалоги и характер персонажей.
1. Задание на выявление умения последовательно составить описательный рассказ об игрушке.
При проведении данного задания выявлялись умения детей составить описание последовательно, соблюдая структуру рассказа.
Педагог раскладывает различные игрушки: машину, куклу, медведя, зайца. Они разного цвета и размера, выполнены из различных материалов. Детям нужно описать выбранную игрушку, соблюдая структуру (начало, середина, конец).
Критерии оценки:
• 3 балла – ребенок подробно и последовательно составляет рассказ об игрушке;
• 2 балла – рассказывает об игрушке, опуская начало или конец повествования;
• 1 балл – ребенок перечисляет отдельные качества и характеристики предмета.
2. Задание на составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Диагностировалось умение развивать сюжетную линию.
Для выполнения задания детям были выданы сюжетные картинки. Необходимо было расположить картинки в правильной последовательности и составить связный рассказ.
Критерии оценки:
• 3 балла – ребенок смог расположить картинки в правильной последовательности и составить рассказ;
• 2 балла – ребенок составляет рассказ с помощью взрослого;
• 1 балл – ребенок не может составить рассказ, перечисляет нарисованное на них.
3. Задание на составление рассказа из личного опыта.
Задание направлено на выявление умения составить рассказ, соблюдая структуру высказывания (начало, середина, конец, без опоры на наглядный материал.
Ребенку предлагают составить рассказ из личного опыта на одну из предложенных тем: «Моя любимая сказка», «Моя семья», «Моя любимая игра».
Критерии оценки:
• 3 балла – ребенок может составить рассказ на заданную тему из личного опыта, соблюдая структуру высказывания (умеет начать и правильно закончить рассказ);
• 2 балла – ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов;
• 1 балл – ребенок не может даже при помощи взрослого составить рассказ.
4. Задание на умение продолжить рассказ, наполнить его содержанием, развить сюжет.
Педагог предлагает ребенку придумать историю: «Если бы я был взрослым», «Если бы я полетел в космос», «Если бы я понимал язык зверей».
При выполнении этого задания выявляется умение включать в рассказ элементы описания, диалоги и действия персонажей, умение фантазировать.
Критерии оценки:
• 3 балла – ребенок может продолжить рассказ, наполнить его содержанием, развить сюжет;
• 2 балла – ребенок затрудняется продолжить рассказ и развить сюжет. Прибегает к помощи педагога и наводящих вопросов;
• 1 балл – не может придумать историю.
5. Задание на пересказ сказки или рассказа.
Задание направлено на выявление умения пересказать текст литературного произведения, полно передать содержание, умение выразительно передавать диалоги действующих лиц.
Педагог читает текст короткой русской народной сказки «Лиса и журавль». С текстом сказки дети знакомились ранее, на занятиях в средней группе. Затем детям предлагается её пересказать.
Критерии оценки:
• 3 балла – пересказывает сказку последовательно, умеет выразительно передавать диалоги действующих лиц;
• 2 балла – пересказ с подсказыванием слов взрослым или самостоятельное повествование с нарушениями логики изложения;
• 1 балл – ребенок не может пересказать текст литературного произведения, говорит отдельные слова.
Высокий уровень: 11-15 баллов.
Средний уровень: 6-10 баллов.
Низкий уровень: 0-5 баллов.
Результаты показателей формирования текстовых умений
у детей старшего дошкольного возраста в процентном соотношении
Таблица 2.
Текстовые умения детей старшего дошкольного возраста Уровень
В С Н
1 Умение соблюдать структуру описательного рассказа 42% 50% 8%
2 Умение развивать сюжетную линию, а также умение придумывать название рассказу в соответствии с содержанием 8% 50% 42%
3 Умение составить рассказ на заданную тему из личного опыта, соблюдая структуру высказывания без опоры на наглядный материал - 75% 25%
4 Умение продолжить рассказ, наполнить содержанием, развить сюжет (развернуть его в логической последовательности) - 67% 33%
5 Умение пересказать текст литературного произведения последовательно, полно передать содержание 17% 58% 25%
Анализ полученных результатов показал, что дети старшей группы имеют разные уровни формирования текстовых умений. Данные, полученные в результате диагностического исследования, занесены в лист наблюдений.
Проанализировав показатели формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста, занесенные в сводную таблицу 3, можно сделать следующие выводы. Наиболее сложными для детей старшего дошкольного возраста оказались задания, направленные на самостоятельное составление рассказов. При описательных рассказах и рассказах на заданную тему наблюдались случаи нарушения последовательности, ухода от основной мысли повествования.
Если рассматривать уровень формирования текстовых умений в общем, то преобладающим уровнем является средний уровень с показателем 75%. Высокий уровень показали 42% детей и 8% имеют низкий уровень формирования текстовых умений по требованиям к речи детей старшего дошкольного возраста.
Комплекс упражнений, направленный на формирование
текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста
Результаты диагностики позволили продумать комплекс упражнений и игр, направленный на формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1).
Основные задачи комплекса:
- Речевое развитие:
1. Совершенствовать навыки построения связных монологических высказываний;
2. Продолжать учить составлять описательные рассказы, опираясь на образец взрослого, план рассказа, схему;
3. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать тексты (сказки, рассказы) без помощи взрослого;
4. Учить детей полно передавать содержание текста, соблюдать логическую последовательность высказывания;
5. Развивать творческое мышление детей;
6. Закреплять и развивать навыки речевого общения детей.
- Игровая деятельность :
1. Учить разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра;
2. Учить передавать характер персонажей, различные эмоциональные состояния через мимику, жест, движение;
3. Формировать интонационно-образную речь;
4. Развивать инициативу и фантазию.
Планируемые результаты:
1. Умение последовательно составить рассказ, логически переходить от одной части к другой;
2. Умение начать и закончить рассказ;
3. Умение полно передавать содержание рассказа как по готовому литературному тексту (сказке, рассказу, так и собственного сочинения (рассказы на основе из личного опыта);
4. Умение грамотно строить свои высказывания.
При составлении комплекса занятий, которые включают в себя игры и упражнения на формирование текстовых умений, учитывался принцип преемственности, усложнение материала, его повторение.
Занятие 1. Пересказ литературного произведения.
Дидактическое упражнение на пересказ сказки «Маша и три медведя».
Цель: формировать умение у детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи наводящих вопросов воспитателя; формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке» (коллективное рассказывание); развивать интонационную выразительность речи детей.
Дидактическое упражнение «Рассматривание иллюстраций».
Цель: учить выделять детей элементы изображенного на картине; подводить детей к составлению описательного рассказа.
Занятие 2. Обучение составлению описательного рассказа.
Дидактическое упражнение «Рассказывание по картине».
Цель: формировать умение у детей составлять короткий сюжетный рассказ по картине; учить рассказывать о событиях на картине, учить придумывать окончание рассказа.
Занятие 3. Обучение рассказыванию. Описание игрушки.
Дидактическое упражнение «Рассказывание об игрушках».
Цель: формировать умение у детей составлять описательные рассказы об игрушках, учить называть их характеристики и действия, подводить к составлению рассказа на тему из личного опыта.
Занятие 4. Обучение рассказывание на заданную тему.
Дидактическое упражнение на составление рассказа из личного опыта «Как мы маме помогаем».
Цель: обучать составлению рассказа из личного опыта на заданную тему. Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме, развивать связную речь.
Занятие 5. Пересказ литературного произведения.
Дидактическое упражнение на пересказ рассказа Сутеева «про котят»
Цель: формировать умение у детей выразительно пересказывать текст литературного произведения без помощи наводящих вопросов воспитателя.
Занятие 6. Обучение рассказыванию по картине.
Дидактическое упражнение «Рассказывание по картине».
Цель: формировать умение у детей составлять рассказ по картине с использованием имеющихся у них знаний о жизни животных.
Занятие 7. Обучение рассказыванию.
Дидактическое упражнение «Рассказ о детском саде».
Цель: формировать умение у детей составлять короткий рассказ о своих личных впечатлениях; учить отбирать для рассказывания интересное содержание.
Занятие 8. Обучение рассказыванию по картине.
Дидактическая игра «Ребята гуляют во дворе».
Цель: формировать умение у детей составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия.
Занятие 9. Обучение рассказыванию на тему из личного опыта.
Дидактическое упражнение на составление рассказа на тему «За что мы любим зиму».
Цель: формировать умение у детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; закреплять умение выделять части из целого посредством рассматривания картины.
Занятие 10. Обучение рассказыванию.
Дидактическое упражнение на составление описательного рассказа на тему «Осень к нам пришла».
Цель: формировать умение у детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые распространенные и сложные). Совершенствовать структуру предложений в связной речи с использованием ситуации письменной речи (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова О. В., Гурович Л. М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство» : учебное-методическое пособие / Науч. ред.
2. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. науч. Трудов / под ред. Ф. А. Сохина. М. : АПН СССР, 1987. – 120 с.
3. Максаков А. П. Развитие правильной речи ребёнка в семье. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006 г.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет: Наглядно-дидактическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 12 с.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе. М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.
7. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2005. – 252 с.
8. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-синтез, 2014. – 368 с.