Тематический вечер «При солнышке тепло, при матери — добро»

татьяна дубовицкая
Тематический вечер «При солнышке тепло, при матери — добро»

ГКОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Методическая разработка

по взаимодействию с семьями обучающихся детей с ОВЗ

ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ – ДОБРО

Совместный тематический вечер, посвященный

Дню матери

Целевая группа:

родители и обучающиеся среднего звена школы

Разработал

социальный педагог

Дубовицкая Т. Н.

с. Барское Городище 2020

2

Содержание.

1. Введение…3

Актуальность темы.

Цель и задачи мероприятия.

Подготовка занятия.

2. Основная часть….5

Сценарий мероприятия…. 10

3. Заключение…. 10

4. Список литературы….11

3

Введение.

Аннотация.

Родной дом…

Семейный уют…

Любовь, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь – вот залог счастливой семейной жизни. В нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья и очень часто, к сожалению, – это дети из неблагополучных семей. В таких семьях родители не уделяют детям должного внимания, не дают им должного воспитания, а ведь излишне говорить, как согревают сердца и как много вмещают в себя понятия семьи и семейного уюта.

Семья должна быть самым родным, радостным и незыблемым миром для каждого человека. Дети не всегда остаются детьми, они вырастают, создают свои семьи, в которых тоже появляются дети. А как правильно воспитать ребенка, если ты сам не получил должного воспитания в своей семье? Задача взрослых – подготовить детей к будущей жизни во взрослом мире, научить их любить, понимать, ценить человеческие отношения.

В этом плане данную методическую разработку я считаю особенно актуальной, поскольку она помогает сблизиться детям и родителям (в данном конкретном случае речь идет о мамах и детях, в ней рассматривается проблема ответственности за свои поступки. Участники мероприятия получают возможность задуматься о семейных ценностях, могут вспомнить и вновь «примерить на себя» ситуацию, которая возникала в семье, и, возможно, переоценить свои ценности в жизни. Мероприятие учит любить и уважать друг друга в семье, дорожить семьей.

Данная методическая разработка может быть полезна всем педагогам, которые заинтересованы в повышении эффективности воспитательного процесса и, в частности, в укреплении внутрисемейных связей обучающихся и их родителей. Это мероприятие можно использовать классным руководителям во внеурочной воспитательной работе. Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен в воспитательной работе и педагогам-организаторам, и социальным педагогам, и педагогам-психологам.

4

Цель мероприятия:

- способствовать укреплению семейных связей

Задачи:

Образовательная:

- выявить представления детей и родителей о составляющих счастливой и крепкой семьи

Коррекционно-развивающие:

- развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление детей через выполнение индивидуальных творческих заданий, развивать умение выражать свои мысли и чувства, монологическую речь;

- корригировать родительские установки в восприятии и воспитании своего ребенка, помочь в понимании и принятии индивидуальных особенностей ребенка.

Воспитывающая:

- воспитывать любовь и уважение к своим родителям, стремление приносить им радость, укрепить у родителей еру в сои силы и помочь им путем передачи определенных навыков в практическом воспитании детей.

Подготовка занятия:

- на столах находятся листы бумаги с нарисованными на них детской и взрослой ладошками, ручки;

- к занятию дети уже заранее написали мини-сочинения «Моя будущая семья» или используются мини-сочинения сверстников, написанные ранее;

- подготовлены магнитофонные (аудио) записи песен о маме (видеоролики, клипы);

- на стенах классной комнаты расположены репродукции картин о семье и семейном быте, пословицы и поговорки о семье.

Действующие лица и исполнители:

Ведущий (педагог);

Первоклассники (2-4 человека, для задания «Устами младенца»;

Учащиеся класса среднего звена школы (5-10 человек);

Родители обучающихся.

5

Сценарий мероприятия.

Педагог:

Здравствуйте, дорогие друзья - ребята, а также их родители!

Встречаемся мы с вами в канун замечательного праздника – дня матери. И, конечно, на сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о семье, о том, какой она должна быть, и что мы должны делать для того, чтобы семья стала дружной и крепкой.

Прошу вас сесть по кругу. Я не случайно выбрала такую форму общения – в кругу проще вести открытый разговор. Во-первых, это возможность быть некоторое время вместе, видеть глаза друг друга. Во-вторых, круг издавна считался гарантией защищенности. Вспомните, как люди чертили круг, чтобы защититься от нечистой силы. Или круговая порука – когда все в ответе за одного и в трудную минуту помогают попавшему в беду. Таким образом, круг – это в некотором смысле гарантия вашей защищенности.

Но при этом, находясь в кругу,надо соблюдать определенные правила:

В кругу все равны, можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих;

Говорит один. Все слушают, не перебивая;

Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.

Чтобы снять напряжение, или волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие (переменная облачность, тихая безветренная погода, затишье перед бурей, дождь).

Начнем с меня. У меня на душе сейчас тихая безветренная погода. Кто следующий?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ.

Педагог:

А сейчас я обращаюсь к ребятам. Как вы понимаете слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

ОТВЕТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ.

6

А вот следующее задание будет для наших мам. У нас в гостях передача «Устами младенца». Возможно, ваши мамы помнят такую интересную передачу, в которой маленькие дети своими детскими словами объясняли какое-нибудь понятие, какой-нибудь предмет или слово, а взрослые люди должны были отгадать, что имели в виду дети. Так вот, наша тема – семья. Что же возникает в воображении малышей, когда они слышат это слово.

1-й малыш:

«Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое – что хочешь… Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек – дедушка. Кто она?»

РОДИТЕЛИ ОТВЕЧАЮТ (БАБУШКА)

2-й малыш:

«Она бывает доброй, а бывает строгой. Но не покупает, что хочешь… Она тоже заботлива, не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя».

РОДИТЕЛИ ОТВЕЧАЮТ (МАМА)

3-й малыш:

«Он никого не боится, никогда не плачет. По утрам выгуливает собак… Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить»

РОДИТЕЛИ ОТВЕЧАЮТ (ПАПА)

4-й малыш:

«Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать, веселиться… Это бывает, когда танцуешь, когда приходят гости… Это бывает плохое, когда не пускают гулять, когда уроки заставляют делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это?»

РОДИТЕЛИ ОТВЕЧАЮТ (НАСТРОЕНИЕ)

Педагог:

Дорогие друзья, а какая же у вас семья – дружная или нет? Какую семью мы называем дружной?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, ПО ОЧЕРЕДИ (3-4 высказывания)

А ведь наши ребята все – будущие семьянины. О какой семье вы мечтаете?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ (3-4)

7

А вот как свои будущие семьи представляют ваши ровесники, теперь уже выпускники нашей школы.

Зачитываются мини-сочинения.

Педагог:

Да, друзья мои, создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Бывают в семье и радости, и беды, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем, не хватает житейской мудрости. Именно этому, житейской мудрости, учат народные пословицы и поговорки. Давайте же вспомним некоторые из них. А вспомним мы их не совсем обычным способом. У меня в руках конверты, а в конвертах – задания. Представим себе, что задания эти – своеобразный экзамен на прочность семьи. Итак, в этих конвертах – та самая житейская мудрость, о которой мы говорили.

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ РАЗБИВАЮТСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ (МОЖНО ДОГОВОРИТЬСЯ ЗАРАНЕЕ О ЧЛЕНАХ КОМАНД)

Из набора слов, полученных в конвертах, необходимо составить известную пословицу (или поговорку) и объяснить ее смысл (по две-три пословицы на команду)

Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать.

Зачем клад, коли в семье лад.

Семья – это семь «Я».

Любовь да совет – так и нуждочки нет.

При солнышке тепло, при матушке – добро.

ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ЗВУЧИТ ПЕСНЯ

«МОЯ МАМА – ЛУЧШАЯ НА СВЕТЕ»

Педагог:

А какая песня звучала, пока вы выполняли задание, о ком? Правильно, звучала песня о маме, самом близком и родном для нас человеке. Послушайте,как говорит о маме писатель Юрий Яковлев:

«Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Мама.

Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты еще не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить… Мама прочла тебе первую книжку.

… Мама всегда была рядом с тобой. И все, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы».

8

Педагог:

Ребята, а скажите мне, с каким цветом у вас ассоциируется слово «мама»? Почему?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ. СОВМЕСТНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ОТВЕТОВ.

(Например, красный цвет – родство, голубой – чистота, зеленый – свежесть и т. д. Дети обычно не называют темные цвета, слово «мама» у них ассоциируется с ярким, насыщенным цветом).

Педагог:

У нас с вами еще остались разноцветные ладошки, маленькие и большие. Они такие же яркие и красивые, как наши мамы и наше детство. Конечно, это мамины ладошки и ладошки детей. Мамы пусть возьмут маленькие, а ребята поработают с мамиными ладонями.

НА РИСУНКЕ ЛАДОНИ ДЕТИ ПИШУТ ДОБРЫЕ СЛОВА К СЛОВУ «МАМА», РОДИТЕЛИ НА МАЛЕНЬКИХ ЛАДОШКАХ ОБРАЩАЮТСЯ К ДЕТЯМ ТОЖЕ С ДОБРЫМИ СЛОВАМИ.

ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «МАМОЧКА МОЯ МИЛАЯ»

ПО ЖЕЛАНИЮ ДЕТЕЙ ЗАЧИТЫВАЮТСЯ ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ.

Педагог:

А теперь в центре ладошки напишите, чем вы когда-то сильнее всего обидели друг друга. Затем наклейте детскую ладошку на мамину и скажите вслух слова, благодаря которым вы простите друг друга.Помните о правилах круга: не перебивайте, не обижайте друг друга, если не хотите, можете ничего не говорить, просто слушайте внимательно товарищей.

УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ ВЫСТУПАЮТ ПО ОЧЕРЕДИ СО СВОИМИ СЛОВАМИ.

Педагог:

Дорогие друзья, вот и подходит к концу наш небольшой вечер. Думаю, что со мной согласятся все участники сегодняшней встречи, что мы здесь сегодня собрались не зря. И не зря выбрали именно эту тему для разговора, и разговор получился теплый и душевный. Потому что нельзя иначе про семью. Семья сама – это тепло и душевно. В семье должно быть,как в нашем круге: все в ответе за одного и в трудную минуту помогут попавшему в беду, защитят от бед и напастей.

9

Ученица:

Какое счастье жить на свете,

когда я в мире не одна.

Когда душа теплом согрета

и за спиной стоит семья.

Понять способны мы не сразу -

на это нужно много лет:

семья дается лишь однажды -

Дороже, ближе, лучше нет!

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе нам совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители — во всем мудрей,

Любимый папа — друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Педагог:

Надеюсь, что сегодняшнее занятие еще раз напомнило вам о том, что нужно обязательно дорожить своей семьей, близкими и родными людьми, как можно меньше огорчать своих родителей, а ваши замечательные ладошки оставьте себе на память.

До новых встреч!

Заключение:

Приведенный пример мероприятия, конечно, не исчерпывает всего многообразия совместной работы и общения педагога с детьми с ОВЗ и их родителями, это пример нетрадиционной встречи, который помогает сделать общение педагогов, детей и родителей интересным, запоминающимся и взаимополезным.

10

Список литературы

Арнаутова Е. П., Иванова В. М.Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993.

Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей // Воспитательная работа в школе - 2004 №1.

Воликова Т. В. Учитель и семья школьника. - М.: Педагогика, 1979.

Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Семья - субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. - М.: Проспект, 2000.

Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания, М. «Вако». 2006 г.

Лебедев О. Е., Золотухина В. И., Кошкина В. С.Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. - М.: «Интеллект-центр», 2003.

Публикации по теме:

«При солнышке светло, при матушке — тепло» (фотоотчет)«При солнышке светло, при матушке — тепло» (фотоотчет) Хочется порадовать маму на День матери? Конечно, хочется! Перед праздником мы с детьми работаем, не покладая рук… Подготовили поздравительную.

Конспект беседы «При солнышке тепло, при матери добро» с детьми старшей группыКонспект беседы «При солнышке тепло, при матери добро» с детьми старшей группы Цель: помочь детям осознать, что семья, родители – это самые близкие люди. Самое надёжное пристанище для человека – это семья, дом. Дать.

Конспект НОД в подготовительной группе «При солнышке тепло, при мамочке добро»Конспект НОД в подготовительной группе «При солнышке тепло, при мамочке добро» Цель: -учить детей ведению ситуативного разговора на тему:Самый добрый на свете человек; - расширять представления детей о роли мамы,как.

Конспект тематического развлечения к Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро»Конспект тематического развлечения к Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро» Конспект Тематического развлечения посвящённого Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро»Подготовила:.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Учимся считать
  • Цветы
Автор публикации:
Тематический вечер «При солнышке тепло, при матери — добро»
Опубликовано: 26 января 2021 в 16:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 марта. Праздник бантиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен милому украшению, без которого не обходится ни одна девочка. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей завязывать бантики и с их...

6 марта. Международный день зубного врача

Международный день зубного врача приурочен ко дню рождения стоматологической бормашины. Она была сделана с ножным приводом, сделанным из колеса прялки. Как хорошо, что в наше время стоматологами уже...

Сценарий праздника 8 марта без родителей «Шляпки для девочек» для средней группы
Сценарий праздника 8 марта без родителей «Шляпки для девочек» для средней группы. Цель: Создание праздничного настроения, путём реализации творческих...
Мастер класс «Открытка для мамы к 8 Марта»
В преддверии 8 марта, я предложила детям изготовить подарок для своих любимых мам - открытка к 8 марта. Для этого нам потребуется: цветной картон,...
Занятие по развитию речи «8 Марта — праздник нежности и красоты» в старшей группе
Цель: - расширять представления детей о первом весеннем празднике – 8 Марта. Задачи: - познакомить детей с историей праздника – 8 Марта; - воспитывать...