МААМ-картинки

Методическая разработка урока истории по теме: «Отечественная война 1812 года»

Елена Моршанкина
Методическая разработка урока истории по теме: «Отечественная война 1812 года»

Тема «Отечественная война 1812 года».

Цели урока :

1. Определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году.

2. Охарактеризовать события начального этапа войны.

3. Раскрыть значение Бородинского сражения.

4. Развивать умения сравнивать и сопоставлять, обобщать информацию, навыки работы с картой, с документами, с Интернет-ресурсами, речевые умения.

Публикация «Методическая разработка урока истории по теме: „Отечественная война 1812 года“» размещена в разделах

5. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за славную историю нашего Отечества, формированию истинного патриотизма на примерах героизма россиян в Отечественной войне 1812 года.

Средства обучения:

• §4 учебника (авторы Д. Д. Данилов и др.);

• карта «Нашествие армии Наполеона на Россию и Изгнание армии Наполеона из России»;

• презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;

• схема-памятка «Характеристика войны»;

• документ «Геройство старостихи Василисы»

Методы обучения : беседа с классом, работа с учебником, работа с картой, выполнение познавательных заданий, анализ документа, использование презентации.

Тип урока : комбинированный, с использованием ИКТ.

Межпредметные связи: всеобщая история, литература,

Основные понятия: Отечественная война, ополчение, генеральное сражение, мародерство, флеши, редуты, маневр, арьергард.

Основные даты и события:

1812 год: 12 июня - вторжение наполеоновской армии в Россию, 4-6 августа - Смоленское сражение, 26 августа - Бородинское сражение, 1 сентября – Военный совет в Филях, 2 сентября – оставление Москвы французам, 25 декабря – Манифест Александра1

Выдающиеся личности: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Александр I, Наполеон.

Структура урока :

1. Организационный момент.

2. Проверка изученного материала.

3. Подготовка к восприятию нового материала: актуализация знаний, озвучивание темы урока, постановка целей, ознакомление с планом.

4. Изучение нового материала.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать российскую историю в период правления Александра I. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода (1801-1825гг.).

II. Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Направления внешней политики Александра I.)

- Сейчас мы выясним, каковы наши достижения по данной теме.

Экспресс-опрос по следующим вопросам:

1. Каковы основные направления внешней политики Александра I?

2. Каково содержание Тильзитского мира?

3. Был ли выгоден Тильзитский мир России?

III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Мы с вами сегодня вспомнили о причинах обострения противоречий между Францией и Россией после заключения Тильзитского мира. Это противостояние привело в 1812 году к началу войны между ними.

Тема нашего урока - «Отечественной войны 1812 года».

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.

- Что вы знаете об этом событии из курса всеобщей истории? (Наполеон Бонапарт, став императором в 1804 году, стремился к мировому господству, однако осуществлению его планов мешала независимая политика России. В июне 1812 года Великая армия Наполеона перешла русскую границу и направилась на Москву. В генеральном сражении у Бородино Наполеон не смог разгромить армию Кутузова. Заняв Москву, он так и не дождался мира со стороны России и вынужден был покинуть город. Русские войска, партизаны и морозы преследовали французов на всем протяжении обратного пути в Европу. Сам Наполеон после переправы через реку Березина, бросив остатки своей армии, умчался в Париж.)

- Молодцы!

- Как вы думаете, решению каких целей мы посвятим сегодняшний урок? (Выяснить причины, цели и характер, дать характеристику событиям войны1812 года.)

Итак, начнем.

- Обратите внимание на словарные слова, значения которых вы выяснили к сегодняшнему уроку.

IV. Изучение нового материала.

1)-Война 1812 года – это, безусловно, одна из самых славных страниц российской истории XIX века. Мы столкнулись с одним из величайших полководцев всех времён и народов – Наполеоном. И Наполеон, чтобы сокрушить Россию, собрал свою чудовищную по тем временам 600-тысячную армию. Армию, которая состояла практически из всех народов Европы. Там были итальянцы, испанцы, австрийцы и французы, немцы, голландцы, поляки. Да легче сказать, кого там не было! И вот эта огромная европейская армада должна была летом 1812 года вторгнуться в Россию. Отечественная война была у порога.

Россия же к тому моменту сосредоточила на границах 200 тысяч человек. Причём эти войска были разбиты на три армии. Первой армией руководил шотландец, военный министр тогдашней России Барклай-де-Толли. Его войска располагались в районе Немана и должны были принять первый удар французов. Командующим второй армией был князь Багратион, грузин, человек, который прославился ещё во времена Суворова – он был одним из сподвижников великого российского полководца. Он находился несколько южнее первой армии. Третья армия, которая должна была прикрывать киевское направление, находилась под командованием генерала Тормасова.

Запись: 12 июня - вторжение наполеоновской армии в Россию

Александр I настаивал, чтобы, если Наполеон вторгнется, ему дали генеральное сражение и выкинули французов с территории России. Это полностью совпадало с планами французов. Наполеон, понимая, что российские войска разбросаны, что у него огромное численное преимущество, очень надеялся, что ему дадут бой у границ, бой, после которого Россия лишится основной части своих вооружённых сил. Однако сражения не происходило. Дело в том, что Александра удалось «выпихнуть» в Петербург, и, как только император, всё-таки не много понимавший в военном деле, покинул расположение армии, Барклай-де-Толли приказал отступать. И российские войска двигались вглубь страны.

Движение это было тяжёлое. Наполеон пытался не дать двум основным российским армиям объединиться. Однако Барклай и Багратион всё ближе и ближе подступали друг к другу. Им удалось объединиться около Смоленска.

Наполеон буквально дышал им в спину. И у Смоленска состоится первое крупное сражение этой войны. Сражение, которое было навязано российской армии и продемонстрировало то, что русские готовы сражаться, сражаться за свою землю, сражаться до конца.

Запись: 4-6 августа 1812 года - Смоленское сражение.

Битва была чрезвычайно упорная. Французы ломились в Смоленск, однако успеха особого не имели. Ценой 20 тысяч погибших и многих раненых Смоленском им всё-таки удалось завладеть, однако российская армия уже ушла. Более того, в ходе боёв древний Смоленск был практически разрушен, и Наполеон, рассчитывавший в Смоленске получить провиант, боеприпасы, корм для лошадей, не получил ничего, только обугленные останки города. Русская же армия смогла отойти дальше.

В то же время в Петербурге очень недовольны ходом кампании. Говорили о том, что Барклай-де-Толли продался французам. Его обвиняли в измене и требовали, чтобы на место главнокомандующего русской армией был назначен русский человек. И более того, называлось имя грядущего полководца, им должен был стать Михаил Илларионович Кутузов. Кутузов, который был весьма популярен в высшем российском обществе; человек, который недавно выиграл Русско-турецкую войну; человек, который прославился своей хитростью, аккуратностью и умением добиваться победы малой ценой.

Сам Александр Кутузова не очень любил, однако, устав бороться с царедворцами, назначил действительно Кутузова главнокомандующим. Кутузову предписывалиь очень простое дело: он должен был приехать в армию и разбить Наполеона. Кутузов приехал к действующим войскам, увидел, что было сделано, и говорил, что те мероприятия, который проводил Барклай-де-Толли, были абсолютно верны. И вместо блестящего сражения приказалт дальше отступать, отступать к Москве. Российское общество негодовало: «Как это так? Как это мы бежим?» Враг уже совсем близко к древней столице России. И теперь уже общественное мнение давит на Кутузова, требуя, требуя и ещё раз требуя дать-таки сражение Наполеону. Кутузов согласился. И неподалёку от Москвы, у деревеньки Бородино, состоялось одно из величайших сражений в истории России и абсолютно точно главное сражение кампании 1812 года – Бородинская битва.

Запись: 26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

2) Просмотр анимации о Бородинском сражении

Вот как пишет об этом М. Ю. Лермонтов:

Вам не видать таких сражений!.

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!.

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

«К ночи бой затих. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой! Огромная площадь была взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие, плачущие раненые. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью»- пишет очевидец. Наполеон впоследствии писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение

3) Промежуточное подведение итогов (на основе интерактивного материала).

4) Совет в Филях.

Для того чтобы принять окончательное решение о судьбе сражения и столицы, вечером 1 сентября Кутузов созвал военный совет в Филях. Проводился он секретно, в избе крестьянина Фролова. Количество и имена присутствующих на нем офицеров известны нам только со слов очевидцев этих событий, поскольку ввиду секретности протокол не велся. Известно, что на нем присутствовало до 15 человек. Известно, что первым взял слово генерал Л. Л. Беннигсен, который задал вопрос: "Примет армия сражение или сдаст Москву?" Сам он был решительно настроен на новое сражение. Его поддержало большинство присутствующих офицеров, которые жаждали получить реванш за Бородино. Беннигсен делал упор на то, что новое сражение нужно для поддержания морального духа армии, сдача же столицы подорвет его. Следом взял слово бывший командующий армиями Барклай де Толли, который сказал, что позиция для битвы у русских войск самая непригодная, а потому предложил двинуться к Владимиру. Про Москву же он сказал, что сейчас для спасения страны важна не столица, а армия, и именно ее и нужно всеми силами сохранить. Мнение Барклая де Толли поддержали только Остерман-Толстой, Толь и Раевский. Остальные офицеры или поддерживали Беннигсена, или предлагали самим двинуться навстречу армии Наполеона. Тяжелый выбор – удел командующего Совет в Филях не позволил прийти к общему мнению. Голосования тоже не было. Вся тяжесть ответственности за принятие решения ложилась на плечи М. Кутузова.

5) Самостоятельная работа.

- Откройте страницу 28, прочтите первый абзац и ответе на вопрос - Какое же решение принял Кутузов?

(Кутузов приказал оставить столицу и отступать к Тарутино. Как впоследствии вспоминали участники совета, от этого решения все были в ужасе. Сдача столицы врагу – такого еще не было в истории Российского государства. Чтобы пойти на это, нужно было немалое мужество. К тому же, Кутузов не мог знать заранее, как отнесется к его решению император)

2 сентября русская армия оставила Москву. В тот же день передовые отряды французов вошли в Москву (показ на карте). Французский император Наполеон ждал, что москвичи принесут ему ключи от Москвы, как это было во многих городах Европы. Но Москва была пуста. Это ошеломило Наполеона. Французские солдаты начали грабить Москву. А вскоре начались пожары. Они полыхали несколько дней.

Наполеон долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но напрасно.

«Нет не пошла Москва моя

К нему с повинной головою…» - писал А. С. Пушкин.

Входя в опустелую Москву, наполеоновская армия надеялась отдохнуть на теплых квартирах. Но улицы были пусты, лишь ветер гонял листву. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.

6). Партизанское движение и ополчение.

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии.

За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 30 000 своих солдат.

Кроме того, включаются в борьбу с французами и крестьяне. Да, на территориях, которые Наполеон захватил, развернется крестьянское движение. Российские мужики отказывались продавать французам продовольствие, корм для лошадей. Они сжили при подходе французов амбары с зерном, они забирали скот и уходили в леса. Французы не могли получить элементарной еды. Наполеон еще до Бородино терял в день без боев до сотни человек. После Бородино это число значительно вырастет. После Бородино движение крестьян, движение партизан возглавится Кутузовым. Кутузов пошлет в тыл французам своих блистательных офицеров. Наиболее известный из них Денис Давыдов и Фигнер. Это люди, которые будут соединять отряды крестьян с профессиональными военными и проводить разведку, уничтожать французские обозы, нападать на отставшие части. Все это будет весьма и весьма болезненно отдаваться на французской армии

7) Работа с документом. Прочитайте текст и ответьте на вопрос:

Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?

Геройство старостихи Василисы.

Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отступление его поселяне поймали еще несколько французов, и тот час привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров, раздражен, будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, ударив своим жезлом- косой, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: «Вам всем, ворам, собакам, будет тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомниться, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?

8. Отступление и гибель «Великой армии».

Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составляла- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.

После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.

12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

(Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

В районе реки Березина в Западной Белоруссии остатки французской армии были окружены. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников, Наполеон сумел переправить большую часть войск на тот берег в районе города Борисов. Наполеон бросил остатки своей армии и тайно направился во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был уже в Париже.

25 декабря (6 января 1813 года) Александр I подписал манифест об окончании войны.

V. Подведение итогов.

- В чем же заключаются причины поражения армии, которая завоевала всю Европу?

Вывод.

Нашествие французской армии на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России.

Тогда же было принято решение «в сохранение вечной памяти» о подвиге народном построить в Москве Храм Христа Спасителя.

В честь выдающегося русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева- Кутузова- Смоленского в 1942 году во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов был учрежден Орден Кутузова.

А в 1943 году появился Орден Кутузова 1, 2, 3 степеней. Орденом награждались командующие фронтами, армиями, командиры дивизий, командиры полков

В память об Отечественной войне 1812 года народ увековечил имена героев.

20 улиц Москвы хранят в своих названиях память о войне 1812 г

Улица Василисы Кожиной, Улица Герасима Курина, Улица Раевского, Улица Дениса Давыдова, Кутузовский проспект, Багратионовский проезд, Улица 1812 года,Улица Барклая. Первая и Вторая Бородинские улицы названы в честь 100-летия Бородинской битвы.

Центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года является Музей-панорама «Бородинская битва», расположенный в центре Москвы, на Кутузовском проспекте на территории бывшей деревни Фили.

Большое количество памятников находится на месте главного сражения войны 1812 года –Бородинском поле, 83 объекта. Большинство памятников Бородинского поля

было поставлено в год празднования 100-летия Бородинской битвы, в 1912 году. Но были и более ранние, и более поздние монументы.

Героические события Отечественной войны 1812 года нашли широкое отражение не только в живописи и литературе, но и в музыке той эпохи

Однако музыке повезло меньше других видов искусств. Далеко не все произведения дошли до нашего времени.

Музыка Отечественной войны 1812 года - это, главным образом, военные песни и марши, а также произведения, воспевающие победу. (Прослушивание марша героев 1812 г.)

Одно из самых известных произведений на эту тему принадлежит П. И. Чайковскому. Он создал симфоническую увертюру «1812 год». (Прослушивание)

Заключение.

А слова современника Сергия Радонежского: “В единстве сила Руси!”, актуальны и в наши дни. И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминанием о величие подвига русского воина. Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. “А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!” (А. Никитин.)

VI. Рефлексия

Чтобы вы смогли самостоятельно оценить свои усвоенные знания на уроке, я предлагаю вам Незаконченные фразы

Меня поразило…

Меня удивило…

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я приобрел…

Я получил от этого урока…

За это я могу себя похвалить…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Мои ощущения…

Я научился…

Урок взволновал…

Урок заставил задуматься…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я недоволен потому, что…

Я выбрал эти задания, потому что…

VII. Домашнее задание.

1) Изучение материала по учебнику. §4.

2) Творческое задание. Составить тест по теме не более 5 вопросов.

Публикации по теме:

Конкурсная работа «Великая Отечественная война в судьбе моего народа» Конкурсная работа воспитателя МКДОУ Михайловского детского сада «Колосок» Урюпинского муниципального района Волгоградской области в номинации.

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения в 3 классе «С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»» Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС в 3 классе по теме: «С. Я. Маршак.

Методическая разработка по теме «Кто нам строит новый дом?» для детей 3–4 лет. Методическая разработка «Кто нам строит новый дом?» для детей 3-4 лет Цель: расширить и углубить знания детей о профессии строителя. Задачи:.

Методическая разработка урока математики в 1 классе «Состав числа 10. Составление и решение примеров на сложение» Тема урока: состав числа 10. Составление и решение примеров на сложение. Педагогическая цель: создать условия для закрепления знания состава.

Методическая разработка урока «Плохие новости в упаковке из белка» (биология, 11 класс) «Плохие новости в упаковке из белка» Представленный урок относится к курсу биологии 11 класса, базовый уровень обще-образовательных.

Методическая разработка урока-викторины по логопедической коррекции «Сказки А. С. Пушкина» УРОК-ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА Викторина предназначена для учащихся 5-6 классов (учащиеся делятся на 2 команды, которая проводилась.

Конспект занятия «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» Ход занятия: Слайд №1 Воспитатель: Каждый год весной наша страна отмечает великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне.

Конспект ООД «Знаменитые земляки. Великая Отечественная война» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 199» Ленинского района г. Саратова.

Великая отечественная война: как рассказать о подвиге детям? Сменяя друг друга, идут поколения, Но память о прошлом не знает забвенья. И грозные строки взывают с гранита: "Никто не забыт, ничто.

Викторина для воспитателей «Великая Отечественная война в родном городе: страницы истории». Фотоотчет.Викторина для воспитателей «Великая Отечественная война в родном городе: страницы истории». Фотоотчет. Для каждого ливенца 25 декабря 1941 года является важной памятной датой. В этот день 75 лет назад город Ливны был освобожден от немецко-фашистских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка урока истории по теме: «Отечественная война 1812 года»
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 19:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД