Методическая разработка урока географии в 5 классе «Стороны горизонта»

Былинова Виктория Валерьевна
Методическая разработка урока географии в 5 классе «Стороны горизонта»

Технологическая карта урока

«Стороны горизонта» 5 класс

Цель урока: научить определять стороны горизонта.

Форма работы учащихся: коллективная, работа в группах, индивидуальная работа.

Виды деятельности: работа с текстом учебника, групповая работа, работа с маршрутной

картой, работа с заданиями теста, графического диктанта

Техническое оборудование: интерактивная доска, проектор.

Технологии: здоровьесберегающая, проблемного обучения, ИКТ, работа в группах

Структура и ход урока

№ Название этапа урока Деятельность учителя Деятельность ученика

1. I. МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ

Организационный этап

- Приветствие учащихся, пожелания

удачной совместной деятельности.

Проверка готовности к уроку.

- Запись на доске:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться? - Тогда начнем наш урок!

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2. Мотивация и целеполагание.

- Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема.

- Мы закончили изучение большого раздела. Как назывался этот раздел? - Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Виды изображений поверхности Земли». Заданий много. И чтобы все успеть, надо настроиться на хорошую работу. Знания, полученные на уроке, мы будем применять в жизни.

- Дети, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?

- И мультяшные герои, юные путешественники друзья Тралик и Валик, тоже обожают путешествия.

Давайте посмотрим небольшой мультфильм.

- Так какой же будет тема сегодняшнего урока, кто догадался? - Сформулируйте тему урока.

- Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем уроке?

- Определите цели,

чему же вы должны научиться на уроке

Ответ («Земля во Вселенной»)

= Эл. приложение == Виды изображений Земли!

Просмотр мультфильма про Тралика и Валика «Части света»

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока («Стороны горизонта»)

Тема урока: «Стороны горизонта»

Ответы учеников: «Изучать стороны горизонта», «Учиться определять стороны горизонта». Дети выдвигают различные предположения и фактически формулируют цель урока; затем записывают тему в своих маршрутных картах.

3. II. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬ- НАЯ ЧАСТЬ

Актуализация темы - А что Вы знаете по данной теме?

- А хотите ли вы узнать подробнее?

Устные ответы (стороны горизонта)

4. Выявление места и причины затруднения - Учитель предлагает ученикам подписать (назвать) основные и промежуточные стороны на схеме (доска)

- Какие затруднения возникли у вас при выполнении данного задания?

- Примерные ответы учеников: «Не знали, как правильно обозначаются стороны горизонта», «Перепутали стороны горизонта», «Не подписали С-З, С-В, Ю-З, Ю-В»

5. Построение проекта и выхода из затруднения 1. Учитель задаёт ученикам вопрос: «Ребята, а что же мы должны знать и уметь, чтобы правильно определять стороны горизонта

- Возможные ответы учащихся: «Знать, а что же такое горизонт «Какие стороны горизонта существуют, «Зачем нам нужно знать стороны горизонта?

6. Изучение нового материала (Реализация построенного проекта) Работа в группах (3 группы)

Решаемая проблема:

1. Что такое горизонт и линия горизонта?

2. Какие бывают стороны горизонта? Для чего ввели понятие «стороны горизонта»?

3. Что такое ориентирование? Способы ориентировапния.

- Работают с текстом учебника (п. 16; стр. 78-79)

Физминутка (здоровьесберегающая технология)

- Когда я говорю «север» - тянитесь вверх, «юг» - приседаете, «запад» - поворот налево, «восток» - поворот направо. Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме.

7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1. Представление материала группами 1, обобщение, обсуждение + презентация (слайды с изображением горизонта и линии горизонта)+дополнение учителя (рисунок на доске)

2. Отчет группы 2 + презентация (распределение сторон горизонта по группам)

- Учитель предлагает выполнить задание №2 в маршрутной карте (подписать все стороны горизонта).

- Учитель уточняет, как расположены стороны горизонта (между основными сторонами горизонта находятся промежуточные (СВ, ЮВ,СЗ,ЮЗ)

В мире есть четыре брата:

Север, Юг, Восток и Запад.

Братья эти - страны света,

Ну, а дом их - вся планета. - Устно отвечают (решают проблему, демонстрируя знания);

- выполняют задания №1 в маршрутной карте;

- Работа в маршрутных картах (задание № 2)

- К магнитной доске учащиеся крепят карточки со словами:

горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, север, юг, запад, восток, ориентирование.

Физминутка (здоровьесберегающий компонент)

Песенка про стороны света (С, З, Ю, В)

Выполняют упражнения

Отчет группы 3 (как найти стороны горизонта без компаса)+ презентация (видео: ориентирование по местным признакам)

- Учитель предлагает выполнить задание № 3 в маршрутной карте.

- Высказывания детей

- Работа в маршрутных картах (задание № 3)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Игра «Определение сторон горизонта» (презентация)

- Учитель предлагает применить открытые знания в расстановке (частичном определении) сторон горизонта на практике и предлагает выполнить задания на определение сторон горизонта (слайды презентации) - Учащиеся выполняют упражнения с последующей самопроверкой; проверяют по эталону (слайды презентации) правильность выполнения заданий.

9. Включение в систему знаний и повторение

- Учитель задает учащимся вопрос «Ребята, при изучении какой темы, вы сможете использовать открытые на сегодняшнем уроке знания

- Затем учащимся предлагается выполнить тест на повторение открытых ребятами знаний (слайд презентации, после чего тест проверяется друг у друга по эталону.

Выполнение теста:

1.Видимое глазом пространство называется:

А) горизонт

Б) линия горизонта

2. Назовите основные стороны горизонта:

а) ЮВ, СВ; б) Ю, С; в) Ю, СВ; г) В, ЮЗ

3. Ориентирование – это…

а) это линия соединяющая небо с землёй

б) умение определять стороны горизонта

4. Найди ошибку.

К промежуточным сторонам горизонта относятся:

а) С-В, С-З, Ю-В

б) Ю-В, В, С-В

в) С-В, Ю-З, Ю-В

- Возможные ответы учащихся: «Открытые знания нам понадобятся при изучении темы «Ориентирование» или же «для того, чтобы ориентироваться на местности».

- Проверяют тест друг у друга по эталону =взаимопроверка

ОТВЕТЫ:

1. а

2. б

3. б

4. б

10. Закрепление

Работа в группах (3 группы)

1. Практикум (графический диктант)

- задание на проверку знаний в определении сторон горизонта на

плоскости

-А теперь проверим вашу внимательность.

- Какой рисунок получился?

1 группа – М

2 группа – И

3 группа – Р

Уч. -ся выполняют задания графического диктанта (от данной точки без отрыва проводят линии)

Физминутка (здоровьесберегающий компонент)

Гимнастика для глаз:

1. Выполните горизонтальные движения глазами: направо-налево.

2. Поднимите глазки вверх, опустите вниз.

3. Быстро сожмите и разожмите глаза

4. Часто поморгайте глазами.

2. Игра «Блеф» (А верите ли вы, что)

-Учитель задает вопросы викторины каждой группе (слайды с картинками)

Цель игры: повторить знания по данной теме. Выполняют упражнения.

Правило: учащиеся дают ответ только по сигналу учителя, обдумав ответ в группе или индивидуально.

11. Итог урока (рефлексия).

Д/З - Наше увлекательное путешествие подходит к концу.

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

- Решили ли мы поставленные цели урока?

- Давайте составим синквейн.

СИНКВЕЙН (слово «Горизонт»)

Правила составления синквейна

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, описывающие признаки явления.

3 строка – три глагола, описывающие действия явления.

4 строка – фраза из 4 слов, выражающая ваше отношение к явлению.

5 строка – 1 слово-заключение в форме существительного.

- Комментирует и выставляет оценки за урок.

- Учитель объясняет домашнее задание:

Затем озвучивает домашнее задание:

параграф 16, пересказ (обязательное задание);

задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием):

- подготовить сообщение по теме:

а) появление компаса и его устройство;

б) Ориентирование на местности по местным признакам (рисунок);

в). составить задание на стороны горизонта, чтобы получить фигуру;

- принести компасы.

- Оценивают свою работу на уроке. -

- Осуществляют самоанализ деятельности.

- Слушают учителя.

Записывают домашнее задание в дневник

МАРШРУТНАЯ КАРТА

Дата:___

Тема:___

1.Дать определения:

Видимое глазом пространство называют.

Воображаемую линию, отделяющую небо от Земли называют.

2. Подписать все стороны горизонта

3. Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют.

Способы ориентирования:

1). ___

2). ___

3). ___

4) ___

___

4. Выполнение задания на определение сторон горизонта

1) Машина - ___

Ель - ___

Снежинка - ___

Глобус - ___

Звезда - ___

2) 1 вариант - ___ 2 вариант - ___

5. Тест

1. ___ 3. ___

2. ___ 4. ___

5.Ответьте на вопросы:

- Как Вы считаете, достигли ли вы цели, поставленной в начале урока? ___

сегодня я узнал…

теперь я могу…

мне захотелось…

ГРУППА № 1

1. Что называют горизонтом?

2. Объяснить, что такое линия горизонта?

___

ГРУППА № 2

1. Какие бывают стороны горизонта?

2. Для чего ввели понятие «стороны горизонта»?

___

ГРУППА № 3

1. Что называют ориентированием?

2. Какие способы ориентирования на местности вы знаете?

ГРУППА 1 ГРУППА 2 ГРУППА 3

1) от точки

8 клеток на север

2) по две клетки 4 раза на юго-восток

2) по две клетки 4 раза на северо-восток

3) 8 клеток на юг

1) от точки

8 клеток на юг

2) по две клетки 8 раз на северо-восток

3) 8 клеток на юг

1) от точки

8 клеток на север

2) 13 клеток на восток

3) 5 клеток на юг

4) 13 клеток на запад

Публикации по теме:

Конспект урока по географии в 7 классе «Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры» Тема: Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Цель урока: Познакомить учащихся с экологическими проблемами Севера;.

Конспект урока географии в 8 классе коррекционной школы «Тикси — северные ворота Якутии» Конспект урока географии в 8 классе по теме: «Тикси – северные ворота Якутии» Е. К. Андреева, учитель С (К)ОШ-4 Цель: Познакомить учащихся.

Методическая разработка для урока физики в 7 классе «Давление. Единицы Давления. Способы увеличения и уменьшения давления» «Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления.» Тип урока: комбинированный, урок открытия нового знания. Используемые.

Методическая разработка итогового урока-обобщения по русскому языку в 6 классе .

Методическая разработка образовательной деятельности направленной на развитие просодической стороны речи у дошкольников с ОВЗ Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 МО Кореновский район Методическая разработка образовательной.

Методическая разработка «Приемы и методы совершенствования просодической стороны речи в ДОУ» ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. (ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ЕМЕЛЬЯНОВОЙ) Приёмы и методы совершенствования.

Методическая разработка урока географии в 5 классе на тему «План местности и географическая карта» Пинигина Г. Г. учитель географии и биологии МБОУ «ООШ» пгт Парма Методическая разработка урока географии в 5 классе Тема «План местности.

Методическая разработка урока математики на тему «Умножение на двузначное число» в 3 классе Математика 3 класс Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19 Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М. :.

Методическая разработка урока «Выразительность и изобразительность в музыке» министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Конспект обобщающего урока-игры по географии «Внутренние воды и водные ресурсы России» в 8 классе Цели: - Закрепить и обобщить знания по изученной теме: знания особенностей вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание,.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Фразеология
  • Фразеология
Автор публикации:
Методическая разработка урока географии в 5 классе «Стороны горизонта»
Опубликовано: 8 октября 2019 в 21:42
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...

9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...


Горячие темочки