МААМ-картинки

Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста

ирина косяк
Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста

«Маленькая Родина все равно

большая, ведь она единственная».

Ж. Ренар.

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать - все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит, это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. В известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Публикация «Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Приступая к работе по направлению «Знакомство с родным краем», мы поставили перед содой цель: разработать систему занятий, направленных на знакомство детей среднего и старшего дошкольного возраста с родным краем.

Цель методической разработки:

Воспитание любви к родному городу, краю, чувства гордости за свою малую Родину;

Воспитание уважения и благодарности к людям город Кузбасса, которые внесли вклад в его процветание.

Задачи: 1. Формировать представления детей о родном городе, крае, интерес к его истории;

2. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;

3. Формировать представление об основных видах деятельности людей Кузбасса, города;

4. Познакомить с природными богатствами края : флора, фауна, полезные ископаемые;

5. Познакомить с литературным и изобразительным творчеством людей Кузбасса, с народным творчеством;

6. Познакомить с символикой города, Кемеровской области;

7. Учить ориентироваться на карте-схеме города, на карте области;

8. Воспитывать умение видеть красоту родного города, края, радоваться ей;

9. Воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему краю.

Принципы реализации разработки:

•Энциклопедичности. Обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура, история и т. д.).

•Доступности. Изложение материала понятным для дошкольников языком.

•Занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды деятельности.

•Наглядности. Использование наглядного материала на протяжении всей работы (фотографии, иллюстрации, карты и т. д.).

•Динамики преемственных связей. На каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

•Последовательности. Подача знаний от частного к общему, от простого к сложному.

Уникальности места. Рассматривание края как уникальной ценности для людей, которые считаю его своей маленькой Родиной. Изучение природной, культурной, специально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирование культуры личности. Значение этого принципа определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.

Формы работы:

•занятие;

•целевая прогулка;

•экскурсия;

• игра: сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная;

•беседа;

•выставка детских работ.

Методы работы:

•беседа;

•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;

•чтение художественной литературы;

•рассматривание иллюстраций, фотографий;

•моделирование;

•вопросы;

•проблемные ситуации и задачи;

•обследование (исследование предметов и явлений живой и неживой природы);

•экспериментирование.

Условия реализации:

•по 1-2 занятия в месяц, в зависимости от возрастной группы : 9 занятий в средней группу; по 18 занятий в старшей и подготовительной к школе 7руппах;

•по 6 целевых прогулок и экскурсий, как за пределы детского сада, так и внутри его (выставки детских работ и т. д.);

•предварительная работа и закрепление полученных знаний на занятиях, осуществляется в различных формах работы вне занятий, в продуктивных видах деятельности;

взаимодействие родителям: «Круглый стол» на тему «Воспитание любви к родному краю – одно из условий всестороннего развития личности ребенка»; экологическая викторина на тему «Природа нашего края»; буклеты; оформление выставок семейных работ, фотографий.

•Создание предметно-развивающей среды – центр по краеведению.

Ожидаемый результат.

Использование предлагаемой системы работы с детьми и родителями нам позволит:

-на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;

-нравственно воспитывать детей, формировать доброе, заботливое отношение к природе, людям, к своему городу, краю;

-научить ориентироваться в социальной и природной среде обитания;

-научить гордиться тем, что они живут в таком прекрасном крае.

Результативность работы определяется диагностикой знаний, умений и навыков детей, которая разрабатывается к каждой возрастной группе в виде диагностических карт.

Литература, рекомендованная для чтения детям по разделу «Краеведение»

1. Степанов В. А. Животный мир России / Стихи для детей дошкольного возраста / Издательство «Фламинго», М., 2006.

2. Куприянов А. Н. Природа Кузбасса, или Приключения зеленого кузнечика Кузи / А. Н. Куприянов, Ю. А. Манаков. Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004.

3. Лаврина В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени. / Вера Лаврина. – Кемерово: 2004.

4. Зотов В. В. Лесная мозайка: Кн. Для воспитателей д. с. и родителей / Рис. В. Храмова - М. : Просвещение, 1993.

5. Хрестоматия для маленьких и постарше. – Сост. Л. Н. Елисеева. – М. : Знание,1996.

6. Е. Чарушин. Волчишко / Издательство «Детская литература» - М. :1977.

7. Домашний воробей / М. : Издат. «Детская литература» 1976.

8. Толстой Л. Н. Сказки, пословицы, загадки: из «Книг для чтения» и «Азбуки» Л. Н. Толстого / Худож. С. М. Харламов. – М. : 1988.

9. Минчковский А. Кто ты такой? / М. : Издат., «Малыш» - 1978.

10. Т. Яковлева Почему танцуют журавли / Новокузнецк, 2005

Литература

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Средняя группа /.- М. : 2005.

2. Алешина А. Н. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2005.

3. Доронова Т. Н., Глушкова Г. В. Вместе с семьей. – М., 2005.

4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. /Средняя группа /.- М. ,2008.

5. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. – М., 2007.

6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? / Опыт по патриотическому воспитанию в ДОУ /.- М., 2005.

7. Махнева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Журнал «Управление ДОУ» / № 1, 2005.

8. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду. – М., 2008.

9. Свирская Л. Д. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М., 2007.

Перспективное планирование работы по краеведению с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель: воспитание любви к родному городу, чувства гордости за него.

Задачи:

1. познакомить с улицами, где находится дом, детский сад, путями следования от дома до детского сада;

2. познакомить с основными достопримечательностями город

3. познакомить с основными видами транспорта;

4. формировать умение ориентироваться в ближайшем социальном окружении: домашний адрес, адрес детского сада, ближайшие магазины, кинотеатры и т. д. ;

5. формировать умение видеть красоту родного города посредствам знакомства с животным и растительным миром;

6. воспитывать чувство гордости и уважения к горожанам, отличившимся в годы ВОВ

Сентябрь «Мой дом»

-формировать представление о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей;

-уточнить знание детей своего домашнего адреса, показать важность и необходимость этого;

-воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека • Целевая прогулка к ближайшим улицам: в городе много улиц, у каждой улицы свое название, много домов, у домов свои номера.

-Беседа о доме, членах семьи домашних адресах, о том что находится рядом с домом.

-Разучивание пословиц о родном доме, чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь».

-Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.

-Рисование на тему «Мой дом».

-Игра «Кто где живет».

-Совместная работа родителей с детьми: рисование на тему «Мой двор».

- Наглядная информация в родительском уголке: домашнее задание – учить с детьми домашний адрес.

Октябрь «Мой любимый детский сад»

-продолжать знакомить детей с названием детского сада, с его адресом;

-уточнить знание детьми дороги из дома в детский сад, продолжать учить правила поведения на проезжей части;

-дать представление о ближайшем окружении детского сада»

-воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, желание общаться, любовь к детскому саду

-Целевая прогулка вокруг детского сада ( отметить его ближайшее окружение: дома, аптека и т. д.).

-Беседа на тему «Детский сад и я».

-Рассматривание фотографий здания детского сада, участка, улицы и что находится на ней: аптека,магазины и т. д.

-Беседа на тему: «Дорога в детский сад».

-Экскурсия на фотовыставку на тему: «Улицы нашего города».

-Целевая прогулка в центр по ПДД.

-Конструирование «Мой детский сад и его окружение».

-Изготовление макета «Мой детский сад».

-Игра «Назови, что это?».

-Беседа с родителями с просьбой обращать внимание детей на дорогу от дома до детского сада, на объекты, которые встречаются по дороге.

Ноябрь «Я живу в Новокузнецке»

-формировать представление детей о родном городе;

-закрепить название родного города, домашний адрес, адрес детского сада;

-познакомить детей с тем, как называются люди, живущие в городе Новокузнецке;

-познакомить с основными видами труда (профессиями) взрослых жителей города;

-уточнить и расширить знание детей о городских видах транспорта;

-формировать чувство любви к родному городу, уважение к труду людей

-Беседы о родном городе.

-Рассматривание фотографий, открыток с видами родного города; иллюстрированного материала с видами транспорта, с людьми разных профессий.

-Чтение и заучивание поговорок, пословиц, стихотворений о Новокузнецке, о видах транспорта, профессиях.

-Целевая прогулка к проезжей части (виды транспорта, правила дорожного движения).

-Экскурсия к памятнику Суворова.

-Словесные игры «На чем едим, летим, плывем?», «Я начну, а вы продолжите», «Кто мы такие?».

-Совместная фотовыставка на тему: «Улицы нашего города».

-Наглядная информация: буклет «Играя, изучаем город», папка-раскладушка «Этот интересный город».

-Родительское собрание на тему: «Воспитание любви к родному городу, как важное условие в формировании личности ребенка».

Декабрь «С чего начинается Родина»

-закрепить название родного города, домашнего адреса;

-познакомить с названием реки, на которой стоит город;

-объяснить, почему города строились на реках, с чего начинался наш город;

-формировать у детей чувство любви к своему городу

-Целевая прогулка вокруг участка детского сада.

-Рассматривание фотографий реки Томь, Кузнецкой крепости.

-Беседа о малой Родине: кто где бывал, что понравилось и почему.

-Прослушивание и заучивание стихотворений о родном городе.

-Беседы о названии улиц родного города.

-Дидактические игры «Кто где живет?», «Радиоэфир».

-Словесная игра «Кто больше знает улиц нашего города».

-Беседа с родителями с просьбой посетить Кузнецкую крепость с детьми на зимних каникулах.

-Домашнее задание: придумай совместно с родителями рассказ на тему «Как я отдыхал на катке, горке» или «Я на Кузнецкой крепости».

-Совместно с родителями собрать и оформить подборку стихотворений о родном городе.

Январь «Главные достопримечательности родного города»

-познакомить детей с достопримечательностями родного города;

-закрепить название родного города, домашний адрес;

-формировать у детей чувства любви к своему городу

-Рассматривание фотографий, открыток с достопримечательностями родного города, спросить у детей : кто, где был на праздниках?

-Беседа о городе: как называется, какие места им больше нравятся и почему?

-Экскурсия на выставку детских рисунков на тему «Мое любимое место в городе».

-Игра-упражнение «Назови, что это?».

-Словесная игра «Загадки о родном городе».

-Дидактическая игра «Узнай что это».

-Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия».

-Совместно с родителями нарисовать рисунки на тему «Мое любимое место в городе».

Февраль «Зимующие птицы нашего края»

-познакомить детей с названиями зимующих птиц: голубь, воробей, синица, снегирь, сорока, ворона;

-показать основные отличия во внешнем виде этих птиц;

-развивать интерес и любовь к родной природе;

-вызвать желание заботиться о этих птицах

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, которые зимуют в городе.

-Рассматривание альбома «Флора и фауна нашего края».

-Рассматривание сюжетных картин с изображением зимующих птиц.

-Чтение стихотворений, рассказов о птицах.

-Заучивание стихотворения «Синички».

-Отгадывание загадок.

-Дидактическая игра «Что не правильно?», «Собери картинку».

-Подвижная игра «Ловлю птиц на лету».

-Целевая прогулка к кормушке.

-Беседа с родителями с целью привлечь их к подбору материала (стихотворений, загадок) для оформления альбома «Флора и фауна нашего края».

Март «Лес и его обитатели»

-познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира наших лесов;

-уточнить основные отличительные признаки диких и домашних животных ( дикие: живут в лесу, сами строят жилище, сами добывают пищу; домашние: живут около человека, он о них заботится);

-развивать у детей интерес и любовь к родной природе

-Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.

-Чтение произведений о диких животных.

-Отгадывание загадок.

-Заучивание стихотворений.

-Рассматривание альбома «Флора и фауна нашего края».

-Составление рассказов по сюжетным картинам из серии «Дикие животные».

-Экскурсия на выставку детских рисунков на тему «Весна в лесу».

-Лепка «Хитрая лисичка».

-Дидактические игры «Чей хвост, чья голова?», «У кого какой домик?», «Что в лесу растет, кто в лесу живет?», «Чьи припасы?».

-Совместное рисование детей с родителями на тему «Весна в лесу».

-Экологическая викторина совместно с родителями и детьми на тему «Природа нашего края».

Апрель «Город-село»

-познакомить детей с понятиями «город» и «село»;

-учить детей находить различия : в городе - многоэтажные дома, много улиц, транспорта, а в селе – одноэтажные дома, мало улиц, транспорта;

=познакомить детей с особенностями труда людей в городе и селе

-Рассматривание картин с изображением города и села.

-Работа в книжном уголке: рассматривание и сравнение иллюстраций по данной теме.

-Беседа о домашних животных с рассматриванием иллюстраций. Объяснить какие могут жить в городе, а какие в селе.

-Чтение произведений, загадок о городе и селе.

-Экскурсия на выставку рисунков по теме «Бывают разные дома».

-Дидактические игры «Четвертый лишний», «Что растет на грядке?».

-Подвижная игра «Фрукты и овощи».

-Словесная игра «Найди ошибку».

-Аппликация на тему «Что растет на грядке?».

-Рисование на тему «Бывают разные дома».

Май «Они сражались за Родину"

-дать первоначальное представление о понятии ВОВ;

-познакомить детей с местами боевой славы нашего города;

-формировать положительное отношение к героям ВОВ;

-воспитывать чувство сопереживания к горю людей военных лет

-выявить уровень знаний детей о родном городе;

-систематизировать и уточнить ранее полученные знания;

- воспитывать любовь к родному городу

-Беседа о новокузнецких, сражавшихся за Родину.

-Чтение произведений о ВОВ.

-Рассматривание фотографий: памятник Неизвестному солдату, Бульвар Героев, Вечный огонь на площади Победы.

-Экскурсия к памятнику Неизвестного солдата.

-Рассказы детей, посетивших с родителями памятники героям ВОВ.

-Изготовление макета «Бульвар Героев».

-Дидактическая игра «Угадай-ка».

-Словесные игры «Все ли верно? Докажи», 2Какое слово не подходит?».

-Беседа с родителями о приближающемся празднике Победы. Посоветовать посетить с детьми памятники ВОВ.

-Совместно с родителями фотографии для оформления фотоальбома на тему «Места боевой славы».

Публикации по теме:

«Путешествие по родному краю» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: - Конкретизация знаний и представлений.

Консультация для воспитателей «Воспитание любви к Родине, к родному краю» Уже на младшей дошкольной ступени,мы начинаем воспитывать у детей любовь к Родине. Это выражается в интересе к тому,что их окружает,в добрых.

Консультация «Изобразительная деятельность детей как средство формирования чувства любви к родному краю» Г. А. Ашмарина - воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска В течение нескольких лет коллектив нашего дошкольного учреждения.

Консультация для родителей «Формирование патриотических чувств посредством воспитания любви к родному краю» “Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю» Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?».

Проект «История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «История Отечества, как фактор воспитания любви к родному краю.

Рецензия на опыт работы «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Рецензия на опыт работы «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» педагогов МБДОУ. В настоящее время происходит переосмысление.

Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю Воспитание любви к Родине — важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Родители с ранних лет должны воспитывать у детей.

Воспитание у детей любви к родному краю Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю всегда был и остается важным. Только совместными усилиями семьи и детского сада.

Эссе «Урок любви к родному краю»Эссе «Урок любви к родному краю» В вечном движении, круговерти дней мы редко задумываемся о значимости такого понятия как Родина. Лишь выбравшись из душного, шумного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 16:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД