Методическая разработка экскурсии «Мир русской избы»

Мурыгина Светлана Ивановна
Методическая разработка экскурсии «Мир русской избы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности.

Народная культура передает национальную самобытность народа, это богатый материал для воспитания любви к Родине. Понятие «Родина» широкое и емкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой ее полей, рек, озер, лесов и пашен. И среди этого многообразия есть земля, есть милое сердцу и душе место – это твоя малая Родина.

Любовь к своей малой Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Мы должны осознать, что без прошлого нет будущего, без знания своих корней невозможно развитие личности, ее духовное становление. Воспитание у детей любви к родному краю, возрождение и сохранение русских народных традиций – тема актуальная, именно в детском возрасте зарождаются первые ростки патриотизма, любви и преданности своей Родине. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, его обычаи и традиции.

Каждый уголок Смоленщины имеет свою историю, культуру, обычаи и традиции, замечательных людей, прославивших эту великую землю.

Смоленщина! Ты сказочна богата

песней рек, ковром полей

но на свете лучше злата

уголок малой Родины моей

Земля моя Смоленская

Ершичский район

село мое прекрасное

все дорого мне в нем!

Чтобы донести до понимания детей особенности жизни, быта народа нашего района в старину, воспитать ребят на национальных традициях, в нашем детском саду был создан музейный уголок старины из подлинных предметов быта народа нашего края. А началось все с приобщения дошкольников к фольклору, но многие слова были детям непонятны, приходилось объяснять и показывать картинки, но этого было недостаточно и возникла мысль о сборе настоящих старинных предметов русского быта, характерных для нашего района. Обратились с просьбой к старожилам села и по крупицам появился уголок старины, похожий на русскую избу. Именно здесь для воспитанников открывается возможность первого проникновения в историю быта народа своего края. Экспонаты располагаются так, что можно к ним подойти, рассмотреть, потрогать, поиграть и понять, как они действуют.

Например, особый интерес у детей вызывает поставить чугун в печь ухватом, погладить рубелем вещи, покачать в люльке младенца, спеть колыбельную. Предметы русского быта используются воспитателями как наглядные пособия в различных видах деятельности: художественной, музыкальной, игровой. Дети не только активные слушатели и зрители, но и исполнители ролевых действий в русских народных сказках, праздниках, посиделках и т. д. В своем конспекте я старалась показать не только старинный быт, но и расширить словарь детей загадками, поговорками, пословицами нашего края. Целью моей разработки является:

духовно – нравственное развитие дошкольников через изучение традиций, истории своей малой Родины и предоставления возможности познакомиться с культурным наследием народа нашего края.

Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:

1) продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи на Смоленщине, ее обустройством, многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, утварь и так далее);

2) обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, местными диалектами, словами, вышедшими из употребления, расширять кругозор детей;

3) пробудить у детей интерес к истории, традициям, обычаям народа Смоленского края;

4) развивать познавательные, художественно – творческие способности у детей, творческое воображение, речь детей средствами фольклора и высказывать свою точку зрения на увиденное и услышанное;

5) вовлечь родителей в решение проблемы приобщения детей к духовной культуре нашего района, области, края;

6) воспитывать уважение и любовь к прошлому своего народа, чувство национального достоинства, чувство сопричастности к своему народу.

Целевая аудитория: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Материалы и оборудование:

• подлинные предметы традиционно русского народного быта Смоленского края;

• магнитная доска;

• иллюстрации с изображением убранства русской избы, деревья, старинные избы нашего села;

• музыкальные детские инструменты.

Предварительная работа с детьми:

• рассказы воспитателя об интересных событиях и фактах села Ершичи;

экскурсии по улицам села, в Храм с. Ершичи;

• встречи с интересными старожилами села;

• чтение и обсуждение произведений устного народного творчества (сказки, потешки, прибаутки, колядки, заклички и так далее);

• заучивание с детьми колядок, закличек, прибауток, пословиц, поговорок, присущих нашему краю;

• знакомство со словами, вышедшими из употребления, местными диалектами;

• разучивание русских народных песенок, хороводов, игра на музыкальных детских инструментах;

• участие в народных праздниках и развлечениях в детском саду и праздниках села;

• дидактические и театрализованные игры.

Принципы:

• принцип наглядности: экспонаты уголка старины, альбомы, книги и так далее;

• принцип доступности: задачи и содержание разработки соответствуют уровню развития и возраста детей;

• принцип вариативности: структура разработки основана на особенностях культуры, быта Смоленского края;

• нравственный принцип: отбор исторического, литературного материала способствует воспитанию любви к родному краю;

• художественный принцип: использование фольклора, музыки нашего края;

• краеведческий принцип: изучение истории родного края, встречи со старожилами села;

• принцип сохранения исторической памяти.

Планируемые результаты:

• дети имеют представление об истории и культуре нашего края;

• знают и исполняют русские народные песни, хороводы нашего края, читают потешки, поговорки, заклички, загадки;

• возросло желание изучать и дальше историю и культуру своего края;

• сформировано чувство национального достоинства.

Используемая литература:

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 1999г.

2. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба»

3. В. С. Воронов «О крестьянском искусстве»

4. Я. Р. Кошелев «Народное творчество Смоленщины»

Я надеюсь, моя разработка будет полезна воспитателям детских садов.

Ход ЭКСКУРСИИ:

Воспитатель ведет с детьми подготовительной группы ситуативный разговор о постройке домов: из каких материалов строили дома, какие материалы прочнее? Возникает вопрос: а как строили в старину на Руси? Воспитатель предлагает детям экскурсию в музейный уголок старины к бабушке Арине.

Воспитатель: сейчас мы отправимся к бабушке Арине, а поможет нам волшебный клубочек бабушки Арины, который она нам подарила, скажем волшебные слова:

ты катись, катись клубок

только сильно не спеши

нам дорожку покажи

(встречает бабушка Арина)

Бабушка Арина: Здравствуйте гости званые гости желанные

по старинной русской традиции

дорогих гостей хлебом-солью встречают,

да добрым словом привечают

наш хлеб и соль – это русский обычай

из далекой пришел старины

угощенье гостям, радость встречи

словно символ людской доброты

Проходите гости дорогие, рассаживайтесь

к путешествию в старину приглашаю,

и про эту старину я рассказывать начну,

а вы мне помогайте, слушайте, запоминайте

как жили на Смоленщине

наши предки и нам завещали

очень хотели, чтобы мы их обычаи

и традиции продолжали

Воспитатель: бабушка Арина, мы с детьми вели разговор о том, что каждому человеку нужен дом, из чего строят дома, какие материалы используют в строительстве домов, и вот у нас возник вопрос: как строили дома в старину?

Бабушка Арина: да, ребятки, дом нужен всем, знаете пословицу «В гостях хорошо, а дома лучше!»? В старину люди строили себе жилища, чтобы от диких зверей и непогоды спрятаться, погреться у огня. Жилище свое стали называть избой. А так как край наш Смоленский был краем лесов, то и избы были деревянные.

А скажите-ка, ребятки, из какого дерева строили избы и почему? (ответы детей)

Правильно, в нашем краю избу рубили из бревен деревьев сосны и ели, из березы не строили – быстро сгниет, липа – очень мягкая, из нее делали посуду, игрушки, а нужно было, чтобы изба была крепкой и прочной, и долго стояла.

А вот загадка вам, чем рубили избу:

кланяется, кланяется, домой придет, растянется (топор)

Верно, рубили топором, бревна клали плотно друг к другу – не сдвинуть, без гвоздей. Рубить – дело не легкое, и поэтому приглашали соседей, друзей на помощь, вот так сложилась добрая русская традиция помогать друг другу, вот пословица «Чем больше рук, тем легче труд», как вы ее понимаете? (ответы детей).

А еще в старину люди жилища старались строить на берегу рек, вот и наше село Ершичи построено на берегу реки Ипуть. Река Ипуть – древняя славянская река, ее название трактуется как и-путь - «Идеальный путь», по ней проплывали торговые караваны. Ребята, как вы думаете, почему строили в старину по берегам рек? (ответы детей)

Изба встречала всех крыльцом, крыльцо так и называли «распахнутые руки избы», оно связывало избу с улицей, с соседями, в старину была пословица «жить в соседях – быть в беседах». Как вы понимаете это пословицу? (ответы детей)

Важную роль в избе играли окна, окна – «глаза избы», говорили в старину «одно кривое окно всю избу портит». От дождя, снега, ветра окна прикрывали ставни. Дверь в избу была низкой, а порог высокий, так берегли тепло.

Ну а теперь, ребята, поговорим про избу внутри, про ее обустройство, подумайте, без чего в избе жить невозможно, а я вам загадкой помогу:

стоит изба из кирпича - то холодна, то горяча

летом спит, зимой – горит

рот открывает, что дают – глотает

Правильно, это печь, ее называли царицей, «сердцем избы», она занимала очень много места в избе, от ее расположения зависела внутренняя планировка избы, поговорка в старину была: «плясать от печи». Печь в избе была самой главной, она всю семью кормила, обогревала дом, на ней спали старики и младшие детки, зимой сушили на печи одежду и обувь, а летом – грибы, ягоды, мелкую рыбешку, даже мылись в печи, скотине готовили в печи.

Поутру хозяйка встанет, первым делом – печь растопит, начнет еду готовить. В печке готовили щи, кашу, пекли хлеб и пироги, есть пословица «щи да каша – пища наша», но самым главным был хлеб:

не зря в народе молва, что хлеб всему голова

хлеб на стол, так и стол престол,

а хлеба ни куска – и стол доска

не будет хлеба, не будет и обеда.

Сеяли на Смоленщине рожь, и хлеб назывался ржаной, а из овощей зимой варили щи из капусты, репу парили, а летом – уху варили, в реке Ипуть рыбы – ершей, ловить – не переловить. Село Ершичи по преданию получило название от слова «ерш» - рыба, которой было в изобилии в реке Ипуть.

Любимым лакомством детей в старину в нашем краю был кисель. А еще собирали дары леса: орехи, грибы, ягоды, мед, в наших лесах грибов и ягод было видано – не видано. Что-то мы совсем засиделись, давайте-ка хоровод заведем,ягоды соберем.

Хоровод «По малину в сад пойдем».

Вот смотрите, ребята между печью и стеной избы был в старину такой закуток, уголок, он назывался «бабий кут», а находились там всякие предметы, утварь домашняя, посмотрите на предметы, слушайте мои загадки и показывайте мне отгадки:

он как круглая кастрюля

он чумазый, не чистюля

книзу узок, верх широк

что это? (чугунок)

правильно, чугунок был в хозяйстве незаменим, по весу он тяжелый, он ведь из чугуна, это особый вид металла, который огня не боится, были чугунки разных размеров, а теперь еще загадка: у чугунка был друг, в котором тоже готовили еду:

был я капан, был я топтан

был на пожаре, был на базаре

сколько было сил, всю семью кормил

сам терпел – ничего не ел (горшок)

а из чего делали горшки? (из глины). Горшки тоже были разных размеров, в них варили кашу, мясо, хранили молоко, более нарядные ставили на стол с едой, главное для горшка – не уронить, почему, как вы думаете?. (ответы детей) Молодцы ребята, все-то вы знаете, все мои загадки отгадываете, ну что будем чугунки и горшки в печь ставить? Нужен помощник:

из русской печи кашу тащи,

чугунок очень рад что его схватил … (ухват)

Ухват для перестановки горшков и чугунков – это деревянная палка с металлической рогатиной на конце, а рядом с ухватом стоит железная нога или черный конь скачет в огонь, это что? Правильно, это кочерга для размешивания углей в печи.

Еще загадка: всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

В крестьянской семье, у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева, и в гости ходили со своей ложкой, ведь ложкой не только ели, а на ложках можно было играть: а мальчики сейчас на ложках сыграют, а девочки в пляс пойдут.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Ох, уморили бабушку Арину, вот плясала-то я, чуть загадку не забыла: а вот это что?

новая посудина, а вся в дырках? (сито)

Правильно, ситом сеяли муку, чтобы тесто получилось пышным и мягким, ну что, кто хочет попробовать просеять муку? Поставить ухватом чугунок?

(дети пробуют просеять, поставить чугунок, горшок).

Угол избы по диагонали от печи хозяева избы почитали «красным углом» называли, здесь душа избы обитает, всю семью объединяет.

В правой стороне избы стоял стол обеденный, лавки, сундук, иконы в углу над столом. Стол называли Божьей ладонью, по столу нельзя было стучать и садиться на него. В этой части избы были окошки, чтоб светло было, здесь было особенно красиво, у иконы – вышитые кружевные полотенца (рушники назывались) на окнах занавески, на полу – цветные домотканые половики, которые хозяйка сама ткала. За столом собиралась вся большая семья, ели, пили чай, самое почетное место – под иконой занимал хозяин дома – отец или дедушка. Перед едой и после еды вся семья совершала молитву, стоя лицом к иконе.

А что это за барыня такая?

в гребень шерсть она берет

тонкой ниточкой пушистой

назад пряжу отдает? (прялка)

Вот второй угол избы был напротив печи, здесь женщины и девицы на лавках сидели, пряли да ткали, шили да вышивали, всю семью одевали и песни пели, часто исполнялись песни о льне, было это связано со значением этой культуры в хозяйственных интересах смолян. Вот мы сейчас с вами послушаем песню «Как посею я ленок» в исполнении районного фольклорно – этнографического ансамбля «Молодушки», он хорошо известен на Смоленщине.

А был угол и мужской. Этот угол не простой, здесь лавка-коник стоит, инструменты хозяин хранит, вечерами на лавке сидит, для хозяйства что-то мастерит. Все в избе хозяин делал своими руками: стол, лавки, вырезал миски, ложки, плел лапти.

Эту обувь не забыли

хоть давным - давно носили

влезут дети на полати

у печи оставят – лапти

Сидит хозяин вечерами, для всей семьи лапти плетет, но прежде чем лапти надеть, надо обмотать голень ноги онучами. Онучи – это длинная полоса ткани, летом – льняная, зимой – шерстяная, ею обворачивали всю ступню и голень ноги. Вот сейчас мы посмотрим как наши родители смогут обвернуть онучи и надеть лапти. (родители пробуют надеть лапти)

Слушайте еще загадку: выпускает жаркий пар древний чайник – самовар

Да, за самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили чай с медом, пирогами, блинами, самовар стал символом домашнего уюта, добра. Так вот и жили не тужили, пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Белье в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно.

А теперь хочу спросить: какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины? (ответы).

Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я желаю вам добра и надеюсь, что вам у меня понравилось. Следующий раз, когда вы ко мне придете, я вам расскажу как одевались на Смоленщине и про легенды и предания Смоленщины.

А теперь давайте чай попьем с блинами, с пирогами, да репы пареной откушаем.

Публикации по теме:

«В гостях у Миланьи-хозяюшки русской избы»«В гостях у Миланьи-хозяюшки русской избы» интегрированное занятие в старшей группе Ход занятия. Звучит русская народная мелодия. -Здравствуйте, гости дорогие! Как я вас, рада.

Оформление тематического уголка в стиле «русской избы» во второй младшей группе детского садаОформление тематического уголка в стиле «русской избы» во второй младшей группе детского сада В своей группе "Звёздочки" я оформила мини - уголок "русской избы". Назначение этого уголка: этот уголок служит для приобщения детей к.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Музей русской избы»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Музей русской избы» Цель: Познакомить с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта: печь, прялка, посуда, сундук и т. д. Воспитывать.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Вариативный компонент «Бумажная страна. Развитие пальчиковой моторики рук через использование техники оригами». Часть 1 Вариативный компонент «Бумажная страна». Часть 1. Программа рассчитана на два года (средний и старший возраст). Цель программы: Развитие.

Методическая разработка проекта по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ «Волшебный мир сказки» Введение. Статистика показывает, что за последние несколько лет резко увеличилось количество детей с ОВЗ. Те, кто хоть раз общался с ребенком.

Методическая разработка проекта по знакомству с разнообразием цветущих растений «Удивительный мир природы» МБДОУ «Детство» структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Рузаевского муниципального района Методическая разработка.

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Методическая разработка экскурсии по экологической тропе «Знакомство с природой» Воспитатель: Ребята, сегодня мы пройдем с вами по территории нашего детского сада. А кто может сказать, какое сейчас время года? Как вы.

«Печь — сердце русской избы». Сценарий заседания клуба «Мир русской культуры» Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех любителей русской истории на заседании клуба «Мир русской культуры». Сегодня мне.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Методическая разработка экскурсии «Мир русской избы»
Опубликовано: 8 марта 2018 в 15:52
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Фотозарисовка. «Осень золотая в гости к нам пришла». Старшая группа
Листья золотые падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Фотоотчёт занятия «Ветка рябины» в средней группе
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие". Виды детской деятельности:...
Познавательное длительное наблюдение «Орешник» с детьми подготовительной группы
Задачи: - расширять знания детей о многообразии растительного мира своего края; - развивать познавательный интерес к миру Природы; - воспитывать...