Елена Конопкина
Конспект экологической экскурсии в средней группе детского сада «Деревья на нашем участке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экологической экскурсии "Деревья на нашем участке".
Программное содержание.
- способствовать формированию представлений детей о деревьях;
- учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщина и цвет ствола, величина и форма листьев).
- развивать умение сравнивать и анализировать;
Публикация «Конспект экологической экскурсии в средней группе детского сада „Деревья на нашем участке“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
- развивать воображение и мышление в процессе наблюдения и исследования природных объектов;
- способствовать воспитанию интереса к растениям;
- прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас;
- вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Материал.
Деревья и кусты на территории участка детского сада.
Ход экскурсии. (Дети и воспитатель собрались на участке детского сада).
В. – Ребята, к нам сегодня снова пришёл наш знакомый бельчонок Пушистик. Мы обещали ему показать деревья, вот и давайте вместе пройдёмся по нашему участку. Сначала отгадайте загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках серёжки.
В. - О чём эта загадка?
Д. - О берёзке.
В. - Правильно. Давайте подойдём к берёзке и внимательно её рассмотрим. Берёзку очень легко узнать по стволу дерева. У берёзки стройный, высокий, белый ствол с чёрными пятнышками. В русских народных сказках и песнях её так и называют – «белоствольная». Кора у берёзки тонкая, светлая. Она пропитана особым веществом – бетулином, из-за него ствол берёзки белый. Давайте погладим ствол ручкой, прислонимся к нему щёчкой. Какой он?
Д. - Гладкий, твёрдый, шершавый. (дети руками гладят ствол дерева, рассматривают его со всех сторон).
В. - Давайте понюхаем кору берёзки. Чем она пахнет?
(Дети обнюхивают ствол дерева и высказывают свои мнения).
Д. - Ствол пахнет «деревом», «природой», «травой», «грибами», «берёзовым соком», «свежестью» и т. д.
В. - Давайте посмотрим, есть ли на стволе трещинки? Дупла?
(Дети внимательно рассматривают ствол дерева и приходят к выводу, что кора дерева гладкая, без трещин, только высоко в ветвях висит скворечник.)
В. - Посмотрите вниз, на землю, как ствол берёзки плавно переходит в корни, (на поверхности земли хорошо видна часть корней дерева). Какие они?
Д. - Толстые, корявые, похожи на крючки. Они, наверное, уходят глубоко в землю и крепко держат берёзку в земле.
В. - Да, всё это так. Но то, что в некоторых местах корни видны из земли, говорит, что берёзка уже не очень молодое деревце. А теперь посмотрите на веточки берёзки. Что вы видите?
Д. - Маленькие листочки.
В. - Да, но не только листочки, похожие на маленькие сердечки есть на ветках. Отгадайте загадку:
На ветках – плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.
Д. - Почки.
В. - Да, весной можно внимательно рассмотреть почки. Какие они гладкие, мягкие, клейкие. Как вы думаете, можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?
(Дети исследуют почки: трогают их, проверяют: клеятся ли после этого пальчики, пробуют, чем пахнут почки.)
В. - А ещё на веточках висят серёжки, они распустились и очень ароматно пахнут. Но мы с вами посмотрим вокруг: какие ещё деревья есть на нашем участке?
Д. - Рядом с берёзкой растёт дуб.
В. - Действительно, рядом с берёзкой растёт молодой, крепкий дубок. Давайте рассмотрим его и сравним с берёзкой.
Д. - У берёзки ствол толстый, а у дуба тонкий.
- Ствол дуба тёмного цвета, а берёзка – белоствольная.
- Кора у дуба тёмная, шершавая, а у берёзки – светлая и гладкая.
- Корни берёзки видны из земли, а корни дуба – нет, они глубоко спрятались в земле.
- Берёзка очень высокая, а дуб – пониже.
- На берёзке уже распустились листочки и подросли, а у дуба сильно набухли почки и листочки только – только появляются.
В. – Какие вы молодцы! Как внимательно рассмотрели оба дерева и нашли много отличий, из которых мы можем сделать вывод о том, что дуб, вероятно, молодое деревце, а берёзка – постарше. Они стоят рядышком, как старшая сестричка Алёнушка и младший братец Иванушка из сказки «Гуси- лебеди».
- На самом деле, дуб – это очень красивое и сильное дерево. Из-за его сильных корней, которые очень глубоко уходят в землю, дуб называют «могучим». Крона дуба раскидистая, высоко поднятая, часто дуб напоминает колонну, особенно если стоит один и ему никто не мешает расти. Листочки у дуба очень красивой, «резной формы». Дуб – довольно теплолюбивое растение, он не любит холод, потому у него листочки ещё и не распустились до конца – ему ещё рано. Ну а плоды и семена дуба вы хорошо знаете. Это - …
Д. - жёлуди, они нравятся свиньям.
В. - Смотрите, наш бельчонок говорит, что он любит есть шишки, в них много орешков. А на каких деревьях растут шишки?
Д. - На ёлках и соснах.
В. - А они одинаковые на этих деревьях или разные?
Д. - Разные: у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие.
В. - На нашем участке есть одна ёлка. Давай подойдём к ней и рассмотрим её.
Что же это за девица? Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках – круглый год.
Вопросы к беседе:
- Ёлочка похожа на деревья, которые мы рассматривали раньше или нет?
- Что у ёлочки вместо листочков?
- Какой длины иголки у ёлочки? Какого цвета?
- Наша ёлка высокая или низкая?
- Какой у ёлки ствол: толстый или тонкий; гладкий или шершавый; светлый или тёмный?
- Ёлка пахнет или нет? Вам нравится её аромат? Какой праздник он вам напоминает?
По итогам беседы и наблюдения за ёлкой, дети пришли к выводу, что:
Д. – Ёлочка на нашем участке не похожа на берёзку и дуб. Она низенькая, у неё тоненький ствол светло- коричневого цвета, но его трудно рассмотреть за густыми ветками, кора ёлки шершавая, как- будто с «чешуйками», на ёлке нет листочков, даже молодых, но есть иголочки. Это – хвоя. Ёлка – хвойное дерево, а не лиственное, как берёзка и дуб. Иголки на ёлке зелёные, короткие и колючие. Если их потереть – они сильно пахнут и напоминают праздник Новый год. А вот шишек на нашей ёлочке нет, она ещё молодая и нам нечем угостить бельчонка.
В. - Не огорчайтесь, ребята. С бельчонком мы можем поиграть, а угостим его орешками из магазина. Давайте сейчас поиграем в подвижную игру «Раз, два, три – к дереву беги».
Дети встают в пары. Ведущий- воспитатель называет то одно дерево, то другое и дети парами к нему подбегают.
В. – Ну вот мы с вами поиграли, но ведь на нашем участке есть много других деревьев. Как вы думаете, им у нас нравится? (ответы детей) Давайте подружимся с нашими деревьями, позаботимся о них. Если каждый человек найдёт себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для деревьев и для людей. Послушайте стихотворение «Счастливое деревце» В. Мусатова.
Шумит всё лето деревце
Зелёною листвой
И, пожелтев, разденется
Осеннею порой.
Мороз не страшен деревцу:
К стволу присыпан снег.
В нём деревце согреется,
Он деревцу, как мех.
Весной побелкой светится,
Окопано вокруг…
Растёт счастливым деревце,
У деревца есть друг.
В. – Давайте, и мы станем для наших деревьев друзьями и позаботимся о них. А теперь пора возвращаться в детский сад. А ты, бельчонок, прибегай к нам осенью, и мы посмотрим, как изменятся деревья на нашем участке.