МААМ-картинки

Конспект занятия «Чем богат мой край» на тему «Глина. Гончарное искусство»

Гульсиня Калимуллина
Конспект занятия «Чем богат мой край» на тему «Глина. Гончарное искусство»

МБДОУ детский сад села Аппаково

Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка занятия

Тема: «Чем богат мой край

в подготовительной группе.

Автор методической разработки: воспитатель

Калимуллина Гульсиня Рифкатовна

2021 г

Оглавление

I. Пояснительная записка___ стр. 3-4

II.Основная часть

1. Цели и задачи разработки___стр. 4-5

2. Содержание и организация внеклассного занятия___стр. 6-12

III.Заключение___ стр. 13

IV.Список использованных источников___ стр. 14

Публикация «Конспект занятия „Чем богат мой край“ на тему „Глина, Гончарное искусство“» размещена в разделах

V. Приложения___стр. 15-17

Пояснительная записка

Глина – один из самых распространенных материалов, освоенных человеком. С давних пор глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Именно эти изделия послужили основой для работы с голубой глиной в нашей местности. Детское сердце чутко к призыву творить Красоту, важно только, чтобы за призывами следовал труд. А так как первые самостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуется немалое терпение, усидчивость, трудолюбие - те качества, которые будут развиваться в процессе занятий прикладным творчеством. Данное мероприятие направлено на приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с пластическим материалом и знакомство с истоками народного ремесла. Воспитательное и общеобразовательное значение лепки огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и этическом развитии учащихся. Работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.

Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста, его востребованностью.

Цель: раскрытие широких возможностей социализации детей в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.

Задачи:

Образовательные: Создать благоприятные условия для протекания творческого процесса у детей с учетом их возрастных и интеллектуальных особенностей. Обучить основным приёмам и навыкам работы с голубой глиной.

• Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.

Развивающие:

• Содействовать укреплению общих интересов в семьях через совместное изготовление изделий из глины.

• Совершенствовать процесс развития интеллектуального творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

• углублять познания о народном декоративно-прикладном искусстве на примере глиняной игрушки своего края.

Воспитательные:

способствовать сплочению коллектива, помочь дошкольникам осознать ценность совместной деятельности;

формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;

воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии

Материально-техническое оснащение:

• Выставка образцов готовой глиняной игрушки (барыня, петушок, сказочный герой Шурале)

• Выставка литературы о глиняной игрушке

• Подкладная доска

• Посуда с водой

• Презентация

• Экран, компьютер, проектор.

Глина

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся сравнивать жизнь взрослого и ребенка; определять профессии людей, рассказывать о профессиях членов семьи; усвоят, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию

Универсальные учебные действия:

Личностные:

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель с помощью воспитателя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью педагога; добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Коммуникативные:

- умение вступать в учебное сотрудничество с педагогом, сверстниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас занятие по направлению «Я - исследователь» Чему оно посвящено, вы скажете, прослушав стихотворение.

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!

Аукцион пословиц и поговорок о труде.

Педагог: Назовите пословицы и поговорки о профессиях и труде.

1. Человек трудом велик.

2. Славен человек не словами, славен делами.

3. Родина славит всех, кто трудится для всех.

4. Кто любит труд, того люди чтут.

5. Птицу узнают в полете, человека в работе.

6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

7. Языком не торопись, а делом не ленись.

8. Умелые руки не знают скуки.

9. Где труд, там и счастье.

10. Труд кормит и одевает.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мастерскую одного из древних профессий, профессия и труд гончара. Скажите, кто такие гончары?

Дети: Это люди, которые делают посуду.

Педагог: Правильно, но не только. Сегодня нам предстоит узнать много нового. Каждый человек нашей страны с малых лет изучает достопримечательности своего края, села, города, страны, но в последнее время неумолимо растет количество детей, которые перестают интересоваться, откуда берутся эти полезные ископаемые, как можно использовать и как использовали в старину полезные ископаемые родного края.

Педагог: Что такое керамика? Вы где-то слышали это слово?

Дети: ….

Педагог: Это изделия из обожженной глины.

- А Вы знаете, как древний человек «открыл» керамику?

Он смешал глину с водой, слепил из нее сосуд.

Педагог: По преданию легенды, человек увидел след на дороге после дождя и поднял коричневое «тесто». Он заметил, что оно пластичное, стал мять его в руках, познавать его отношение с водой и огнем, человек стал гончаром.

I.Первый этап занятия «Знакомство с древним производством»

Педагог:

- Я провела опрос среди детей, о том знают ли они о месторождениях полезных ископаемых нашего края. Оказалось, что не все знают о полезных ископаемых нашего края.

-Как использовали глину в старину в нашем селе? Из рассказов старожилов. На Руси издавна из красной и голубой глины изготавливались посуда, игрушки, сувениры. В 20 веке в нашем селе работал кирпичный завод, где изготавливался красный кирпич. Многие наши односельчане работали на этом заводе. После исследований было выявлено, что глины высокого качества в наших краях достаточно много. На берегу нашей реки с давних пор обнаруживали голубую глину. Из воспоминаний старожилов, наши односельчане занимались ремеслом по изготовлению игрушек сувениров именно из голубой глины.

II.Второй практический этап «Ремесла наших предков»

Педагог: Для дальнейшего путешествия к отправлению вы готовы?

Дети: Да.

Педагог: Нам предстоит выполнить ряд сложных испытаний, которые для нас подготовил Мастер-гончар.

Гончар : Добрый день, ребята. Сейчас вы получите изображение древней керамики. Ваша задача: с помощью интуиции и знаний описать его.

Дети: Если мы правы, наверное, наш осколок очень древний осколок керамического изделия: он толстый, неровный и совсем не похож на современные изделия.

Гончар : Молодцы. Осколок действительно древний, он принадлежит племенам именьковской культуры, которые в древние времена проживали на территории Среднего Поволжья (IV-VII н. э.) Значит и в наших краях, в основном пользовались такой посудой. Лепили вручную, поэтому толстый и неровный. Если внимательно посмотреть, на внешней поверхности заметны небольшие вмятины, которые оставил древний мастер.

Педагог: Ребята справились с испытанием?

Гончар : Успешно, поэтому приглашаю Вас в гости в свою мастерскую. Предлагаю постичь искусство керамического производства на практике. В древности, возникновение гончарного производства разрешало важнейшие хозяйственные задачи: хранение жидкостей (воды, жиров, меда, молока) и сыпучих веществ (зерна, муки, красок, сухих ягод, приготовление пищи (механическая и химическая переработка – варка, тушение). Лучше сберегала глиняная посуда продукты питания от высыхания, испарения, загнивания, от поедания грызунами, муравьями, различными насекомыми и домашними животными. Она позволяла накапливать запасы, что делало жизнь более обеспеченной и устойчивой. Запасы, кроме того, предоставляли человеку досуг, благоприятствовали развитию ремесел и искусства, техническому прогрессу и духовной культуре. Был найден способ превращать рыхлую горную породу – глину, рассыпающуюся в руках или становящуюся от вязкой и пластичной, в камень по любой заданной форме.

Практическая работа.

Гончар : Ребята, перед Вами стоит глина уже готовая для лепки. Вам осталось лишь сделать тесто, влив воду. Но помните: от того сколько жидкости в глине зависит судьба Вашего изделия.

-Ваши руки должны научиться чувствовать глину, а душа – одухотворять сделанное изделие вашими руками. Это может показаться кому-то слишком простым и необязательным, но поверьте, ваше изделие не затеплится никогда внутренним светом, если вы не передадите ему частичку своего душевного тепла, не наполните своей энергией. Несколько часов, нам придется освоить опыт, наработанный нашими предками за несколько тысяч лет. Возьмите в руки немного глины, всмотритесь в неё, попытайтесь несколькими движениями пальцев вылепить из вашего комочка глины волшебную птицу. Сейчас Вы свободны в своем творчестве.

Педагог: Теперь, когда тесто для работы готово, мы с вами будем осваивать ранние способы производства сувениров.

Гончар : Будем изготовлять свой сувенир наиболее ранним способом - выдавливанием из шарообразного кома влажной глины большими пальцами обеих рук необходимой формы. Таким способом делали или формовались, как говорят гончары чаши или кубки, так как величина их зависела от размера глиняного шара. Форму сувенира Вы можете выбрать сами. Обратимся к презентации о правилах работы с глиной.

Сегодня мы с вами станем мастерами – гончарами. Попробуем, как наши предки слепить своими руками игрушку-сувенир. Я предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у нас нет гончарного круга. Вместо них – глина и стол. Лепить мы будем, используя целый кусок, как наши давние предки - односельчане. Готовый сувенир нужно поставить сушиться до полного высыхания на два – три дня в сухое тёмное место. Ни в коем случае нельзя ставить сушиться на солнце, иначе он потрескается.

Педагог: Как готовы наши изделия? Молодцы, ловко у вас получилось. Если не великими мастерами, то уж юными подмастерьями вы точно станете.

С сей поры будете считаться вы учениками искусства знатного, древнего – керамики, да гончарного дела.

Гончар : Для дальнейшей работы необходимо, чтобы сувениры подсохли, а Вы пока отгадайте загадку.

В земле родился,

На кружале вертелся,

На огне пекся,

На базаре был,

Людей кормил

Как упал, так и пропал

Никто не прибрал.

Педагог: В земле родился, потому что глина находится в ней,

Кружало – гончарный круг.

Гончар : Он ускорял формовку сосудов, придавал им более правильную форму, изделия были более изящные. А зачем он пекся на огне?

Дети: Чтобы горшок стал более твердым и не пропускал воду.

Гончар : Обжигание на открытом огне (костровой обжиг) являлось начальным и самым простым способом. Топливом могли служить: хворост, трава, солома, тростник, торф, навоз, древесина, каменный уголь. Важным делом в практике обжига на открытом огне было достижение равномерного нагревания сосудов по всей их поверхности. При несоблюдении данного правила, сосуды лопались еще до того, как успевали накалиться. При обжиге на костре или в неглубокой яме температура может быть достигать до 650-800 С в зависимости от топлива. Охлаждение обожжённой посуды происходит постепенно. Практически оно продолжается вплоть до полного остывания всего обжигательного устройства. Попытки вынуть горячий сосуд из костра или ямы, как правило, кончаются растрескиванием продукции. Целый сосуд после остывания издает звенящий звук. Керамика, получаемая указанным путем, однотонная и пятнистая.

Древний человек не скоро достиг умения давать качественный обжиг. Наряду с полностью обожженными сосудами он пользовался и такими, которые были слабо обожжены. Опыты обжига на костре и в яме давали неравноценную продукцию. При испытании водой одни сосуды разваливались через несколько минут, другие сохраняли воду часами, хотя она пропитывала их поры, и распадались от прикосновения. Хорошо обожженные сосуды стояли до тех пор, пока вода не испарялась. По словам наших бабушек и дедушек, сушили свои изделия в печке. Затем украшали.

Гончар : Посмотрите на наши игрушки, что еще нужно сделать?

Дети: Украсить!

Гончар : Между качеством формовочного теста и орнаментом существует определенная связь. Текстура и состав теста оказывают влияние на характер украшения сувенира.

Для орнаментации дешевой посуды в древности штампы вырезались из тыкв, моркови или репы.

Необходимые предметы лежат на Вашем рабочем месте. Вы можете использовать любой способ.

III.Третий этап – рефлексия-цветопись «Украшение».

Педагог: Ребята, завершением занятия будет последний этап работы. Представьте, что вы народные умельцы-игрушечники. У вас есть заготовки поделок и сейчас вам предстоит расписать эти заготовки по своему усмотрению. Вы можете обратиться к плакатам по раскрашиванию в технике

«Дымковская игрушка» или выполнить самостоятельно. Каким вы себе представляете, героя сказки Г. Тукая. Перед вами образцы сувениров из глины.

Вы можете выбрать по своему усмотрению.

4. Итог занятия

Педагог : Итак, ребята, чем богат наш край?

- Чем занимались ваши прабабушки и прадедушки?

- Чем занятие стало важно для вас?

-Как можно использовать ваши сувениры?

Вывод педагога:

- Ребята вы проделали большую работу, замечательно, что все вместе прикоснулись к труду гончара. С давних пор и до сегодняшнего дня эти промыслы живут, а с ними продолжает жить прекрасное декоративно-прикладное искусство народных умельцев нашего края. Мы с вами продолжим это ремесло, будем изготавливать сувениры из глины.

Заключение

Лепка – вид изобразительного искусства, который сопровождает человека на протяжении всей его истории. Одним из самых древних материалов лепки является глина. Изделия из глины называют керамикой. Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, творчество, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе, а также умение планировать творческий процесс.

В ходе занятия-практикума дети расширили знания о голубой и красной глине, приобрели навыки поисково-исследовательской работы и навыки работы с глиной. Воспитательный аспект: прививался интерес к традиционной культуре России через знакомство с искусством керамики, воспитывалось чувство патриотизма, гордости за народных мастеров – умельцев своего края. Обучающий аспект: познакомились обзорно с гончарными промыслами своего края, о работе мастера – гончара. Развивающий аспект: развивался глазомер, в процессе работы с глиной, чувство гармонии в пропорциях изделий.

Для достижения задач занятия были использованы следующие методы: беседа, объяснение, игра, метод педагогической оценки.

Мероприятие способствовало привитию уважения к труду народных умельцев. В ходе занятия ознакомились с историей возникновения посуды в Волжской Булгарии.

Список использованных источников:

1. Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В. Л. Янина.

2. Акунова Л. Ф. Крапивин В. П. “Технология производства и декорирования художественных керамических изделий”, М., “Высшая школа”, 1984г.

3. Гавритухин И. О. Именьковская культура // Большая российская энциклопедия

4. Поверин А. В. “Гончарное дело”, М., 2001г.

5 .Федотов Г. Я. “Послушная глина : основы художественного ремесла”, М., “АСТ-пресс”, 1997г.

6. Шевчук Л. В. «Дети и народное творчество» Москва «Просвещение» 1985.

Приложение 1

Рисунок экспоната музея Волжской Булгарии

Приложение 2

Рисунок 1 «Барыня» учебная работа Рисунок 2 «Шурале» герой сказки Г. Тукая

Рисунок 3 Герои сказки «Шурале" Г. Тукая

Приложение 3

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Участие в конкурсе картин на тему «Донской край»Участие в конкурсе картин на тему «Донской край» В нашем детском саду объявили конкурс картин среди педагогов на тему: «Донской край». Мы с моей напарницей Шелест С. В. решили, что наш.

Конспект игрового занятия для дошкольников «Крепок телом-богат и делом»Конспект игрового занятия для дошкольников «Крепок телом-богат и делом» Конспект игрового занятия для дошкольников студии «Малышок» «Крепок телом — богат и делом». Дата проведения: 27.02.2016г. Место проведения:.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край, люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром Омской области. Расширять представления.

Конспект НОД «Волшебная глина» в подготовительной группе Цель. Познакомить с гончарным промыслом, показать разнообразие изделий из глины. Способствовать применению полученных знаний на практике.

Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебная глина» Волшебная глина. Программное содержание: Расширить представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепкаКонспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край»Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край» Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание: - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую.

Конспект занятия по ИЗО деятельности «Наш край — Кузбасс» в средней группеКонспект занятия по ИЗО деятельности «Наш край — Кузбасс» в средней группе Занятие по ИЗО деятельности «Наш край Кузбасс». Фотоотчёт Средняя группа. Цель: Знакомство с профессией шахтёр. Задачи: Воспитывать уважение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Чем богат мой край» на тему «Глина. Гончарное искусство»
Опубликовано: 13 января 2022 в 22:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД