Получи документы

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик» (3 фото)

Ольга Нестерова
Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик»

Методическая разработка занятия на тему :

«Дымковская игрушка - «Козлик».

Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Разработчик: Нестерова Ольга Александровна

Педагог дополнительного образования

СП «ДДТ» ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье

2019

Актуальность проекта.

Публикация «Конспект занятия по лепке из глины „Дымковская игрушка  „Козлик“» размещена в разделах

Важной социально-педагогической задачей является творческая самореализация детей, которая заключается в формировании личности, а также тесно взаимосвязана с факторами, как наследственность и окружающая среда ребенка. Я, посредством продуктивной деятельности через занятия лепкой из глины, способствую развитию творческих способностей детей. Работа с данным природным материалом развивает пространственное воображение детей, их конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. К тому же, актуальность состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей, создавать микроклимат добра и взаимопонимания.

Глина – это один из наиболее доступных материалов для творчества в наше время. Нет необходимости материальных затрат для приобретения данного природного материала в различных объёмах, так как в нашем Приволжском районе мы без труда можем запастись красной и серой её разновидностями.

Глина – это мягкий и податливый материал! Она гораздо мягче пластилина, поэтому любой ребёнок может с ней справится, но здесь важно не столько слепить, сколько сообразить как лепить. – Техника имеет значимые отличия.

Глина развивает мелкую моторику, осязание и чувственность, имея характерную фактуру, вязкость, влажность. При работе с данным материалом внимание детей направлено на пространственное видение создаваемого предмета – а это очень важный аспект.

Очень важным этапом при изготовлении игрушки является её раскрашивание после обжига.

Ребятам очень нравится играть своими собственноручно изготовленными и раскрашенными, а значит самыми лучшими игрушками, и украшать ими интерьер дома, свои книжные полки.

Цель:

Учить детей лепить из глины. Продолжать знакомить детей с народными традициями на примере дымковской игрушки. Воспитывать эстетическое отношение к предметам, развивать логическое мышление, память, воображение, творчество.

Задачи:

Для детей:

Воспитывающая – воспитывать эмоционально-эстетические чувства, замечать красоту природы и окружающих предметов;

Познавательная – выявить свойства глины (сухая, влажная, жирная, мокрая, липкая, проминается, крошится);

Развивающая – расширить представления детей о природном окружении, об объекте неживой природы (глине).

Для педагога:

Формировать у детей технические навыки и умения при работе с глиной, создавать условия для развития детского творчества, повышать свой профессиональный уровень.

Для родителей:

Привлечь внимание к данной теме, к участию в проекте (подборка материала, иллюстраций).

Реализуя цели и задачи можно решить проблемы: адаптации детей в коллективе, адекватного поведения, развития эстетического вкуса и творческих способностей, самоутверждения и, в наш век компьютерных игр, умения занять свободное время.

Программное содержание:

Учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания овала и вытягивания глины с четырёх концов (так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие.

Материалы:

Глина, доска для лепки, стеки для каждого ребенка мисочка с водой кисточки

План занятия :

Показать детям дымковского козлика. Рассмотреть его выделить характерные особенности:

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик»

обтекаемая фигура. Предложить детям слепить такого же. Объяснить, как можно сделать такую фигурку: для начала отделить от общего комочка небольшую часть глины для лепки головы козлика. Оставшийся комок глины для начала сформировать в шар затем раскатать прямыми движениями ладоней в овал. Затем методом вытягивания частей глины из цельного общего сформированного куска с четырёх сторон вылепить ноги.

После этого слепить голову и шею. Прижать шею сверху над передними ногами и работая пальцами сгладить места прикрепления затем таким же образом приладить голову После выполнить детали: рога и хвост

Дети приступают к лепке, а воспитатель наблюдает за их действиями, в случае необходимости помогает, направляет.

По ходу проведения занятия проводится общение на тему пользы и областей применения глины

По окончании работы рассмотреть с детьми все фигурки. Выставить готовых козликов на подставке-доске для просмотра и подсушки изделий.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(приветствие, проверка готовности детей к занятию).

Ребята! У вас дома есть игрушки? Какие любимые игрушки у вас есть? (Ответы детей). Сегодня мы с вами так же слепим игрушку, которая также займёт место среди ваших любимых игрушек, потому что она будет сделана лично вами, и вами же раскрашена. Я уверена, что у нас получатся самые замечательные игрушки! А какие?- Это я вам скажу позже. Нет! – Это вы сами мне позже скажете. А пока что это мааленький секрет!

2. Введение.

Итак, лепка из глины – это один из видов изобразительного творчества, в котором создаём объемные или рельефные предметы, и даже целые композиции из них.

Лепка дает нам удивительную возможность моделировать целый мир! Каждый из вас может вылепить из глины желаемую игрушку. А с сделанными своими руками глиняными игрушками так интересно играть. И к тому же они не растают весной как снежные скульптуры, и не деформируются при нажатии или воздействии температур как пластилин. Так что, я считаю, глина имеет преимущество в сравнении с этими материалами.

3. Ознакомление с новым материалом.

- Кто мне скажет, что является основным инструментом при лепке из глины?

- (Варианты ответов).

Конечно же – это в первую очередь руки, но вы и правы и в том, что здесь не обойтись без главных помощников - подручных инструментов: стеки, кисточки, палочки, и любого другого, на данный момент удобного предмета, который поможет нам создать именно то, что мы задумали: колпачок от фломастера, коктейльная трубочка или контур для отпечатывания детали любого предмета – всё на выбор ваятеля!

Так что – все Молодцы! Основной инструмент у каждого при себе! Ну, тогда приступим к работе!

Но! Предварительно отгадаем загадку!

Итак:

«С бородой, как старый дед,

В шубу тёплую одет.

Целый день траву жуёт,

Никогда не устаёт.

До чего упрям и зол

Старый бабушкин.»

- (ответы детей) - Козёл!

- Ай да молодцы! Все сразу догадались!

- А вот и он!

(Педагог показывает игрушку из глины – Козлика).

- Ребята, сегодня на уроке мы будем лепить народную игрушку.

4. Практическая работа.

Для начала каждый из вас возьмёт в руки комочек глины. Это такая бесформенная, ни на что не похожая масса. Но беря её в руки, мы уже можем представить себе игрушку, которую мы создадим. А для того чтобы нам действовать слаженно, мы будем лепить все вместе традиционную игрушку, каждый свою и для себя, а может быть для мамы, папы, бабушки, дедушки или лучшему другу в подарок.

Итак! Хорошо мнём этот комочек в руках, проверяем, не затесался ли сюда шпион – камушек, такое иногда бывает, да. Он может стать самой главной помехой при изготовлении игрушки.

А я пока что акцентирую внимание на том что глина – это не грязь. Не бойтесь пачкать ручки! Это общедоступный, универсальный материал, используемый не только для создания игрушек.

- Ну что? Не нашли шпионов? Ну и молодцы! Вы отлично справились! Теперь приступаем к работе:

Для начала нам необходимо скатать из глины шар!

А пока вы этим занимаетесь, я вас удивлю тем фактом, что в нашем организме содержаться некоторые элементы- те же, что и в глине!

(Предположительно, этот факт вызывает удивление у детей, с репликами: «Мы что же, состоим из глины)

Ответ педагога: «Нет. Это не совсем так. Конечно же, не из глины, но элементы входящие в её состав, в нашем организме всегда содержатся, без них не обойтись!»

В первую очередь это – кремний! В глине его содержание составляет почти добрую половину, или не менее 45%, если быть точной. А в нашем организме кремний отвечает за эластичность сосудов, состояние волос, кожи и ногтей; участвует в формировании костной, хрящевой, мышечной тканей. А его недостаток может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям, нарушению обмена веществ.

- А как вы думаете, можно ли есть глину?

(ответы детей)

- Конечно же нет!

- А почему?

- Правильно! Потому что в ней также присутствуют и совсем не полезные для нас бактерии. Я сказала бы даже – злые и вредные!

- Кроме минерального вещества – кремния, в глине, так же как и в нашем организме, содержаться: кальций, калий, натрий, железо, которые так же необходимы для правильной работы нашего организма.

- А что у нас получилось? Ну-ка покажите-ка!

- Замечательно!

- Ну а теперь мы наш ровный и красивый шар превратим в овал! Делаем мы это методом раскатывания шара по доске взад и вперёд с лёгким надавливанием.

- У всех получилось?

- Неровности и трещинки обязательно замазываем пальчиком, обмакнутым в тарелочку с водичкой и лёгкими нажатиями формируем более правильную и четкую форму овала.

- А теперь приподнимите и покажите всем какая хорошая фигурка «овал» у вас получилась!

- Все справились?

- Теперь методом вытягивания из цельного куска мы формируем ножки.

- Сколько ножек у козлика?

- Молодцы! Как вы все хорошо умеете работать! У вас отлично получается!

- Итак, туловище готово! К чему мы приступим теперь? (Ответы детей).

- Хорошо, я согласна! Необходимо нам сделать голову. Катаем новый шарик – маленький. Ведь голова у козлика гораздо меньше туловища!

Так же формируем из круга овал и один конец овала слегка вытягиваем и совсем немного наклоняем вниз – Здесь у нас будет мордочка козлика.

- А ещё нам необходимо cделать шею.

Для этого мы как всегда катаем шар, а уже из него – цилиндр – толстенький, коротенький, как овал, но стороны у него не округлые, выпуклые, как у овала, а вогнутые.

- Готово? Молодцы! Прилаживаем шею к туловищу, а голову – к шее. Итак, что нам послужит клеем? (Ответы детей).

- Правильно! Вода! Аккуратно замазываем швы и трещинки и выравниваем неровности.

- Осталось нам совсем лишь малость – приладить рога, уши и хвост!

И пока мы это делаем, задам вам ещё вопрос: где по вашему ещё используется глина, для чего? Кто знает?

(варианты ответов детей).

- Правильно! Кроме игрушек из глины создают посуду, красивейшие вазы, предметы интерьера – подсвечники, статуэтки, которые обязательно обжигают в муфельной печи для получения стойких керамических свойств в изделии.

- В косметологии – маски для лица из очищенной глины. Их используют для того, чтобы кожа была красивая, молодая, ухоженная.

- В медицине: препараты, содержащие элементы глины.

- Из глины когда-то изготовляли таблички для письма и писали на них палочками.

- Глиной утепляют сараи для животных, чтобы коровки или курочки не замерзали. И используют как пищевую добавку для них.

Многие дикие животные и птицы нередко питаются глиной, так они лечатся, или восполняют недостаток в каких-то минеральных веществах и микроэлементах.

- Ещё её используют для изготовления строительного материала – кирпичей, цемента.

- В кухнях некоторых народов (напр. Юго-восточной Азии) применяется запекание в глине рыбы, птицы.

А вы знаете! Что у некоторых народов с древних времен даже существуют мифы и сказания о том, что даже и сам человек был сотворен из глины! Например, в македонской легенде Господь собственноручно лепил людей из глины, стараясь, «чтобы ничто из частей тела не приделать криво и, чтобы человек не обижался».

5. Подведение итогов.

- Я смотрю, что наши козлики скучают по одиночке! Давайте теперь мы их поставим все вместе, на одну доску для просушки.

- Какие замечательные игрушки у нас получились! Посмотрите! Все отлично справились! Молодцы, ребятки!

6. Уборка рабочих мест.

Фото «Козлик»
Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  - фото
Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию «Дымковская игрушка» Изобразительная деятельность. Рисование. Тема «Дымковская игрушка» Программное содержание образовательной деятельности: «Художественное.

Фотоотчет о занятии по лепке из глины «Филимоновская игрушка «Петушок» во второй младшей группеФотоотчет о занятии по лепке из глины «Филимоновская игрушка «Петушок» во второй младшей группе Фотоотчет занятия на тему «Филимоновская игрушка петушок. Лепка из глины» Вторая младшая группа Тема занятия: Знакомство с филимоновской.

Конспект занятия по рисованию «Дымковская игрушка» Тема «Дымковская игрушка» Программное содержаниеобразовательной деятельности: «Художественное творчество» - Продолжать знакомить детей с.

Конспект занятия «Чудо-игрушка. Дымковская роспись» по изобразительной деятельности для детей подготовительной группы Конспект НОД для детей подготовительной группы по изобразительной деятельности «Чудо-игрушка». Цель: создать условия для развития познавательной.

Конспект занятия по лепке из солёного теста или глины «Печенье для пупсика Саши» во второй младшей группеКонспект занятия по лепке из солёного теста или глины «Печенье для пупсика Саши» во второй младшей группе Цель: • Продолжать учить детей катать шарик из соленого теста (глины) круговыми движениями ладоней, сплющивать его между ладоней и нажимать.

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская барышня» Цели: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Формировать.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» в подготовительной группеКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» в подготовительной группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка + декоративное рисование) в подготовительной группе. "Дымковская игрушка".

Фотоотчет о занятии по лепке и декоративному рисованию в подготовительной группе «Дымковская игрушка»Фотоотчет о занятии по лепке и декоративному рисованию в подготовительной группе «Дымковская игрушка» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка + декоративное рисование) в подготовительной группе Родом этот промысел.

Конспект занятия по рисованию «Дымковская игрушка. Роспись уточки» в средней группе Конспект Занятия по художественному творчеству. Средняя группа. Тема:«Дымковская игрушка»(роспись уточки). Воспитатель: Кумагерчик Л. Б.

Презентация занятия «Дымковская игрушка» Презентация «Дымковская игрушка».НОД ОО «Познание», «Развитие речи», «Художественно- эстетическое развитие» в старшей группе. Тема: «Дымковская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик»
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 21:57
+145Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД