Алена Шперлинг
Занятие по финансовой грамотности «Деньги любят бережливых» в подготовительной группе
Методическая разработка занятия по финансовой грамотности
«Деньги любят бережливых»
Пояснительная записка
Публикация «Занятие по финансовой грамотности „Деньги любят бережливых“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
В настоящее время проблема низкой финансовой грамотности является весьма актуальной, ведь умением рационально распоряжаться деньгами владеют далеко не многие люди. Ввиду этого уже в дошкольном возрасте важно обучать детей основам финансовой грамотности, которая предполагает следующие аспекты:
-бережливость;
- деловитость;
- рациональное поведение в отношении простых обменных операций;
-трудолюбие, здоровая ценностная оценка результатов труда;
- правильное представление о финансовом мире [1].
Формирование финансовой грамотности приобщает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление и в целом способствует формированию самодостаточной личности.
Само понятие «финансовая грамотность» следует рассматривать как совокупность познаний, навыков и умений, которые необходимы для принятия рациональных решений в области финансов[2].
Одним из самых продуктивных способов формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте выступает игра.
При формировании экономических представлений целесообразна их интеграция с математическими знаниями дошкольников[3].
Занятие «Деньги любят бережливых» разработано для детей подготовительной группы. Основная форма деятельности – игровая ситуация. Приоритетной образовательной областью является «Познавательное развитие», так как цель мероприятия – формирование представлений о необходимости бережливого отношения к деньгам.
Основные задачи разработанного мероприятия:
-образовательные: сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами;
-развивающие: развивать наблюдательность, внимание и интерес к миру, развивать творческие способности.
-воспитательные: воспитывать трудолюбие, ответственность, самоконтроль.
Интеграция образовательных областей включает в себя «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Основными виды детской деятельности в разработанном мероприятии являются следующие: игровая (игра «Магазин», коммуникативные (реализуются в процессе беседы, изобразительная (рисунок).
Организация образовательной деятельности на данном мероприятии осуществляется при помощи таких форм, как объяснение, беседа, поощрение.
Пополнение словарного запаса детей дошкольного возраста происходит при знакомстве с экономическими понятиями : «семейный бюджет», «зарплата», «пенсия», «стипендия». При работе с новым понятием используется метод ТРИЗ – технологии «Гирлянда».
Ожидаемым результатом данного мероприятия является то, что дети будут знать, как правильно вести себя в жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
Структура занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает вокруг себя детей.
Воспитатель: Здравствуй, правая рука (протягивают её вперёд).
Здравствуй, левая рука (протягивают её вперёд).
Здравствуй, друг (берутся одной рукой с соседом.)
Здравствуй, друг (берутся другой рукой с соседом).
Здравствуй, здравствуй, дружный круг (качают руками).
Воспитатель: Ребята, мне пришло письмо, в котором находится загадка. Вы поможете мне её разгадать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте:
Я иду совсем один
За печеньем в магазин.
Взял пакет, надел ботинки,
Захвачу ещё машинки.
Куплю сладкие печеньки!
Ой, забыл я дома
Дети: Деньги.
Воспитатель: Молодцы!
Постановка «детской» цели.
Воспитатель: А что вы уже знаете про деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вы уже многое знаете о деньгах. Но сегодня узнаете ещё больше.
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
Игра «Магазин». Детям раздаются «деньги» (по 10 рублей). Воспитатель предлагает им товар, а они, при желании, покупают его.
Шоколад 3 рубля
Мороженое 3 рубля
Мяч 5 рублей
Кукла 5 рублей
Велосипед 7 рублей
Подарок для мамы 7 рублей
Воспитатель: Ребята, всем ли хватило денег на то, что хотели?
Ответы детей.
Воспитатель: Как видите, чтобы купить то, что хочется больше всего, нужно бережно относиться к деньгам, ведь они могут заканчиваться.
3. Открытие детьми нового знания.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что обозначает это слово? (воспитатель показывает слово «Экономика»)
Ответы детей.
Воспитатель: Экономика – это наука, которая учит нас вести хозяйство, экономить. Значит, какой человек является экономным?
Ответы детей.
Воспитатель: А нужно ли быть экономным?
Ответы детей.
Игра «4 угла». Воспитатель размещает по углам слова «зарплата», «пенсия», «стипендия», «семейный бюджет». Затем зачитывает определение, а дети подходят к тому слову, которое подходит, на них взгляд, к данному определению.
-деньги, полученные за работу;
-деньги, которые платят пожилым людям, которые много лет работали;
-деньги, которые платят студентам в университете, училище;
-зарплата, пенсия, стипендия - это…
Воспитатель: В каждой семье есть свой доход – то, что зарабатывают члены семьи. Но также есть и расход – то, на что деньги тратятся.
У каждого из вас есть листочки с буквами «Р» и «Д». Если вы считаете, что я называю то, что является расходом, то поднимаете букву «Р», если то, что является доходом – букву «Д».
-Мама купила молоко и сметану.
-Папа получил зарплату.
-Сестре дали стипендию.
-Бабушка купила лекарство.
-Мама заплатила за электричество.
-Дедушке дали пенсию.
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, в чем разница между доходом и расходом. А чего должно быть больше?
Ответы детей.
4. Включение нового знания в систему знаний ребёнка и повторение.
Игра с использованием ТРИЗ - технологии «Гирлянда» (стартовое слово «Деньги»).
Воспитатель: Деньги какие?
Дети (предполагаемые ответы) : Бумажные.
Воспитатель: Бумажный что?
Дети: Корабль.
Воспитатель: Корабль что делает?
Дети: Плывёт.
Воспитатель: Плывёт где?
Дети: По морю.
Воспитатель подбирает вопросы таким образом, чтобы вернуться к теме занятия.
Воспитатель: А что значит выражение «море денег»?
Ответы детей.
Воспитатель: Что нужно делать для того, чтобы было много денег?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, нужно работать и правильно их тратить. Сейчас вы нарисуется то, на что обязательно нужно тратить деньги (не больше трёх).
Детям раздаются листочки, на которых они рисуют цветными карандашами.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы изобразили на картинках.
Ответы детей.
5. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, что проделали огромную работу. А что нового вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем вы сегодня занимались?
Ответы детей.
Воспитатель: Кому вы расскажите о нашем занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы еще не раз будем учиться с вами быть экономными. До новых встреч!
Список использованных источников
1. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации. / Автор-сост. О. В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020 – 50 с.
2. Винникова И. С. Некоторые аспекты формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. / И. С. Винникова, Е. А. Кузнецова, С. В. Оленева //Проблемы современного педагогического образования, 2023.
3. Галкина Л. Н. Экономическое обучение детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. / Л. Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.
4. Старченко Т. С. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность. / Т. С. Старченко, И. В. Кошелькова, С. И. Доронина. //Актуальные исследования. – 2021. - №51 (78). – С. 113-116.
5. Трущенко О. С. Формирование финансовой грамотности у дошкольников. // Вестник науки, 2023. - № 11. – Том 1. – С. 639-644.