Джума Магомедгаджиева
Конспект занятия по реализации регионального дагестанского компонента «Путешествие на ковре-самолете»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по реализации регионального дагестанского компонента в средней группе «Путешествие на ковре самолете»
Цель: познакомить детей со старинным народным искусством Дагестана, ручным ковроткачеством.
Обучающие задачи: познакомить с инструментами необходимыми для ковроделия, познакомить с элементами узоров, уметь самостоятельно рисовать простые эскизы узоров.
Публикация «Конспект занятия по реализации регионального дагестанского компонента „Путешествие на ковре-самолете“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Развивающие задачи: развивать познавательную активность детей, развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать, фантазию.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к работе народных мастеров, воспитывать любознательность.
Материалы: ковры, ковровый станок, станок для нитей, нити, краски, небольшие коврики для дидактической игры из разноцветной бумаги и ниток, игрушка мышка, крылышки для бабочек, доски для рисования простых узоров эскизы для ковров.
Оформления зала: на полу ковры старинные, станки, мотки шерстяной нити, домик для мышки.
Ход занятия:
Занятие начинается с заставки к мультфильму «Гора самоцветов» о Дагестане.
Ведущий: Ребята, а вы любите сказки? В сказках происходят различные чудеса. Например, в сказках можно летать на разных предметах. Вспомните, пожалуйста, на чем летала Баба Яга. Правильно, на метле. А как летал Карлсон из мультфильма. У него был специальный моторчик-пропеллер на спине. А как летал Алладин, вы помните? Он летал на ковре-самолете. Посмотрите, у нас на полу тоже лежит ковер. Давайте развернем его и рассмотрим. Может и он умеет летать.
Воспитатель вместе с детьми разворачивают свернутый табасаранский ковер.
Ведущий: Посмотрите, дети, какой он яркий и красивый! Такие ковры делают в Дагестане. Это табасаранский ковер ручной работы. Ребята, а вам интересно, как делаются такие ковры? Давайте мы встанем все на этот ковер и полетим на нем в гости к бабушке Патимат. Она мастерица по изготовлению таких ковров и все нам расскажет.
Дети становятся на ковер и повторяют движения за воспитателем.
Физминутка:
Улетает в полет
Наш ковер-самолет,
Не простой – расписной,
Не стальной – шерстяной,
Не с крылом, а с бахромой.
(повторяют два раза)
Ведущий: Ребята, вот мы и прилетели к бабушке Патимат. Давайте с ней поздороваемся. А как здороваются дагестанцы?
Дети: Салам алейкум!
Мастерица: Алейкум салам, мальчики и девочки, добро пожаловать, усаживайтесь поудобнее.
Ведущий читает стихотворение Э. Поповой, навеянное книгой Р. Гамзатова «Мой дагестан»:[/b]
Ткала ковер горянка в сакле,
Вторя зову того, кто Родину душой своей воспел.
На раме стянутая струнами основа
Из нитей шерстяных ее удел.
Неуловимо пальцы у станка порхают,
Как ни старайся узелков не перечесть.
А по орнаменту от края и до края
Стихотворение мог знающий прочесть.
Ведущий: Бабушка Патимат, детям интересно как ткутся красивые дагестанские ковры.
Мастерица: Сейчас я вам расскажу. Ковроделие – одно из древнейших искусств в мире. Оно передалось нам из поколения в поколение. Чтоб соткать ковер, нужно приложить много усилий.
Для начала нужно постричь овец, затем подготовить шерсть и сделать из нее нитки. Нитки нужно покрасить, а из готовых ниток на таком станке делают ковры. Ковры бывают маленькие и большие, с ворсом и без ворса. Дети, а вы прилетели на ковре с ворсом или без ворса?
Ведущий: Погладьте ковер, чувствуете какой он мягкий? Это и есть ковры с ворсом.
Мастерица: А еще бывают ковры без ворса. Показывает. Такие паласы ткали почти в каждом дагестанском ауле. Это сейчас, все что хочешь можно купить в магазинах, раньше люди все необходимое делали сами. Дети, а вы знаете, а зачем людям нужны ковры?
Ответы детей.
Ведущий: Правильно, молодцы. А еще они очень красивые. (Обращается к мастерице) А наши дети смогут мастерить такие ковры?
Мастерица: Да, но для начала нужно научиться рисовать простые узоры: черточки, кружочки, линии. Вы умеете это делать?
Ведущий: Ребята давайте покажем, что мы умеем.
Дети по одному подходят к доске и дорисовывают узоры.
Мастерица: Молодцы, дети, вы отлично справились. А когда вы станете старше, вы сможете ткать большие ковры.
Ведущий: Бабушка Патимат, я смотрю у тебя на столе тут такие красивые маленькие коврики. Но почему у них не хватает кусочков?
Мастерица: Эти коврики я хотела подарить своим внукам под компьютерные мышки, но их погрызла настоящая мышь. И мне придется теперь мастерить новые.
Ведущий: Бабушка, а вот она эта мышка. Ей стыдно за свои проделки, она хочет извиниться и принесла кусочки от ковриков, а мы с ребятами поможем тебе их собрать.
Мастерица: Я буду очень рада, если вы мне поможете.
Дидактическа игра «Дагестанкие коврики»
Дети рассаживаются за столы, наклеивают на коврики недостающие кусочки.
Ведущий: Бабушка Патимат, вот у нас все готово, нам было очень приятно у вас побывать, спасибо, вам за все, нам пора обратно.
Мастерица: И вам большое, спасибо, что зашли ко мне в гости, я буду ждать вас еще, а сейчас возьмите на дорожку эту вкусные яблоки с моего сада.
Ведущий и дети: Спасибо, до свидания, бабушка, до новых встреч.
Дети вновь становятся на ковер и повторяют движения за воспитателем.
Физминутка:
Улетает в полет
Наш ковер-самолет,
Не простой – расписной,
Не стальной – шерстяной,
Не с крылом, а бахромой.
Ведущий: Вот мы и вернулись. Садитесь теперь на стульчики. Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Ведущий: Дети, сегодня мы с вами рисовали узоры? А давайте сейчас поговорим еще и о цветах. Какие цвета есть на нашем ковре? Я предлагаю поиграть в цветочную полянку. Я раздам вам цветочки, а вы должны найти на ковре этот цвет и положить на него цветочек. Давайте попробуем. Это какой цвет? А где такой же цвет на ковре? Молодцы. А сейчас мы с вами немного потанцуем с этими цветами лезгинку, а как музыка остановится, вам нужно найти нужный цвет на ковре и положить на него свой цветок.
Под музыку дети выполняют задание.
Ведущий: Молодцы, ребята, посмотрите наш ковер стал еще ярче. Сейчас пришло время и мне с вами прощаться. До свидания, до новых встреч.