Получи документы

Методическая разработка занятия по сенсорному развитию с использованием познавательной технологии для детей младшего возраста

Ирина Кривая
Методическая разработка занятия по сенсорному развитию с использованием познавательной технологии для детей младшего возраста

В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Задачи познавательного развития по ФГОСу предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Публикация «Методическая разработка занятия по сенсорному развитию с использованием познавательной технологии для детей младшего возраста» размещена в разделах

Актуальность сенсорного развития заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Сенсорноеразвитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает

хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

В раннем возрасте нужно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей.

Новизна. В игре складываются основные новообразования дошкольного детства: внутренний план действий, наглядно-образное и даже теоретическое образное мышление, формируется произвольность, развивается речь. В игре ребёнок осваивает «социальный смысл деятельности взрослых» и т. д.

Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Основная задача таких занятий - накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию, так как с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение. В сенсорном уголке нашей группы подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук детей, имеется стол для игр детей с водой и песком, что способствует закреплению знаний об их свойствах.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы «В поисках солнышка».

Цель: Овладение и усвоение детьми сенсорными эталонами.

Задачи:

• формировать умения детей соотносить разнообразные предметы по цвету, величине, форме.

• Закрепить понятия «тихо - громко», «медленно - быстро».

Развивать сенсорные умения и навыки детей.

• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

Материалы:

• Солнышко и лучики, сделанные из бумаги.

• Различные пластмассовые продукты, в том числе капуста и морковка.

• Деревянный конструктор.

• Цветные шарики и ленточки (красные, желтые, синие, зеленые).

• 3 ёлки (большая, средняя, маленькая).

Игрушки: цыплята, заяц, ёжик.

• Большая синяя штора.

Ход занятия:

В группе на полу разложены бумажные цветы (поляна, стоят 3 ёлочки). В углу группы стоит домик ёжика. На оконной шторе висит солнышко, оно закрыто большой синей шторой.

Дети заходят в группу, здороваются.

Воспитатель: Обращаю внимание детей на домик.

-Какой красивый домик. Посмотрим, кто в нем живет? (подходим к домику, стучимся, никто не отвечает). Заглядываю в домик вместе с детьми – спит

Мишка. Вместе с детьми будим Мишку.

-Мишка, пора вставать. (Мишка не просыпается).

-Мишка уже утро пора вставать. (Прислушиваюсь к Мишке)

-Дети Мишка говорит,что не будет вставать, потому что солнышко не светит.

-Поможем Мишке?

- Как вы думаете, что случилось с солнышком?

Дети: - Оно спряталось.

- Оно ещё спит.

- Туча закрыло солнышко.

Воспитатель: - Точно! Большая туча закрыла наше солнышко. И, наверное, оно ещё спит, потому что думает, что ещё ночь. Как вы думаете, что же нам делать?

Дети: - Нужно разбудить солнышко.

Воспитатель: Давайте пойдем в лес и разбудим солнышко.

«По ровненькой дорожке

Зашагали наши ножки

Будем мы в лесу гулять

Наше солнышко искать».

Дети с воспитателем подходят к «лесу». На полу стоят ёлки (большая и маленькая). На полу разложены цветы.

Воспитатель: - Ребята, смотрите как красиво в лесу! Смотрите сколько цветов! Скажите мне, их много или один цветочек?

Дети: - Их много!

Воспитатель: Какого цвета они? А что не хватает у цветов?

Дети: Лепестков.

Воспитатель: Давайте каждому цветочку найдем лепесточки нужного цвета.

(Дети собирают лепестки).

Воспитатель: - А скажите мне, пожалуйста, что за деревья растут у нас в лесу?

И какие они? Одинаковые или разные?

Дети: - Это ёлки.

- Они зелёные.

-Эта большая.

- Эта маленькая.

Воспитатель: - Правильно ребята. Ребята, посмотрите под большой елкой кто-то сидит.

Воспитатель: - Здравствуй ёжик, мы пришли узнать, как нам попасть к домику солнышка, а то оно не вышло сегодня. Ой, а почему ты плачешь, что с тобой приключилось?

Воспитатель подносит ёжика к уху.

Воспитатель: - Всё понятно! Ребята, у ёжика беда. Он потерял свои колючки.

-Не грусти ежик. Ребята тебе подарят новые иголочки. (В коробке лежат белые прищепки. Дети прищепляют по одной прищепке к ежику. Ежика поворачиваю другой стороной - он улыбается).

Ежик: Спасибо ребята.

Воспитатель: - Какой стал ежик?

Дети: - Веселый.

Воспитатель: - Беги ёжик играть со своими друзьями, а мы пойдем дальше солнышко искать. Ребята, а кто сидит под кустиком?

Дети смотрят.

Воспитатель достает из-под ёлки зайчика и три корзины (синяя, зеленая, желтая). В синей корзине лежат различные продукты, в том числе морковка и капуста.

Воспитатель: - Здравствуй, зайчик. Ты не подскажешь, как нам попасть к домику солнышка?

Зайчик: Я очень занят. У меня перемешались все продукты.

Воспитатель: Нужно помочь зайчику, тогда и он нам подскажет путь. Что

любит зайка кушать?

Дети: - Капусту, морковку.

Давайте в зеленую корзину сложим то, что едят зайцы, а в желтую корзину, то, что зайцы не едят. Дети выполняют задание.

Зайка: Спасибо дети за помощь. А я с вами поиграю.

(игра «По лесной лужайке разбежались зайки»).

Воспитатель:- Зайчик, мы справились с твоей просьбой, теперь подскажи нам где живет солнышко, пожалуйста.

Воспитатель подносит зайчика к своему уху.

Воспитатель: - Ребята, зайчик говорит, что солнышко живет вот в том красивом домике.

Воспитатель с детьми подходят к зашторенному окну. Открываю занавес. Силуэт спящего солнца.

Воспитатель: Кто это?-Что оно делает?

Солнышко спит и нам нужно разбудить его. Давайте похлопаем в ладоши.

Дети начинают хлопать в ладоши:

Медленно.

—Быстро.

—Тихо.

—Громко.

Меняю силуэт солнышка.

Воспитатель: - Здравствуй, солнышко. Ты так долго спало, что мы с ребятами решили тебя разбудить. Ребята, смотрите, солнышко проснулось, но что-то с ним не то. Посмотрите внимательно, как вы думаете, что же с ним не то?

Дети: - У солнышка нет лучиков.

Воспитатель: - Все понятно! Солнышко потеряла свои лучики, и оно перестало светить, а когда солнышко не светит, оно спит. Ой, вот же они!

Воспитатель поднимает с пола лучики. Каждый ребенок берёт по лучику.

Воспитатель: - Ребята, давайте приклеим лучики к солнышку.

Каждый ребенок прикладывает к солнышку лучик. (Лучики крепятся к магнитной доске). Воспитатель незаметно с лицевой стороны отклеивает первый слой, и солнышко начинает улыбаться. Воспитатель: - Ура! Засияло солнышко! Какое солнышко? Молодцы, ребята! Смотрите, солнышко так радо, что дарит вам маленькие сюрпризы. Воспитатель достает спрятанную коробочку. В ней находятся браслеты на руку желтого цвета.

Воспитатель: - Теперь, ребята, вы маленькие солнечные лучики.

Воспитатель: Дети, пойдем к Мишутке и расскажем ему, что солнышко проснулось. (Идем к домику Мишки). Вот и Мишка проснулся. Давайте расскажем Мише кого мы встретили в лесу.

А сейчас мы с Мишуткой пойдем гулять. Занятие окончено.

Заключение.

Работа нашей группы показывает, что сенсорное развитие способствует :

Развитию воображения и творческой активности;

• Формированию представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

В результате проведенной работы я убедилась, что систематическая и планомерная работа по данной теме, а также использование дидактических игр поможет достичь целевых ориентиров, представленных во ФГОС: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата.

Литература.

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

Публикации по теме:

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста Слайд №1 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка–детский сад № 27 «Радуга» с. Хороль Хорольского.

Дидактические пособия по сенсорному развитию для детей младшего возрастаДидактические пособия по сенсорному развитию для детей младшего возраста «Дидактические пособия по сенсорному развитию для детей младшего возраста» Выполнила воспитатель Березина Л. Н., МБДОУ детский сад № 210,.

Досуг с участием родителей по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Чудесные мешочки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» р. п. Тумботино Досуг с участием родителей.

Конспект НОД по сенсорному развитию «Цветная вода» для детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №63 «Солнышко» Конспект непосредственно-образовательной деятельности.

Методическая разработка занятия с использованием пособия для развития речи детей младшего дошкольного возраста «Сонорики» Методическая разработка для развития речи детей младшего дошкольного возраста «Сонорики» Проблема развития речи детей младшего дошкольного.

Методическая разработка беседы о культуре поведения в природе для детей младшего школьного возраста Беседа о культуре поведения в природе для детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня Беседы - наиболее распространенные.

Методическая разработка: Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного.

Методическая разработка родительского собрания «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Форма проведения: традиционное собрание. Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников. Задачи: актуализировать понятие «культура поведения»,.

Методическая разработка театрализованных постановок для детей дошкольного возраста с использованием разных видов театра муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 458 комбинированного вида» Россия, 630126,.

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Перспективное планирование по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Курова Татьяна Александровна Месяц, неделя Дидактическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия по сенсорному развитию с использованием познавательной технологии для детей младшего возраста
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 07:09
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД