Лучший педагог года

Методическая разработка занятия «Сохраним наш Дом» в форме игры-путешествия для младших школьников

Юлия Верхаланцева
Методическая разработка занятия «Сохраним наш Дом» в форме игры-путешествия для младших школьников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества имени Б. Т. Куропаткина»

Методическая разработка

занятия «Сохраним наш Дом»

в форме игры-путешествия

по программе экологического воспитания для

младших школьников

Составитель

Верхаланцева Юлия Александровна,

педагог дополнительного образования

Полысаево 2017

Аннотация

Публикация «Методическая разработка занятия „Сохраним наш Дом“ в форме игры-путешествия для младших школьников» размещена в разделах

Настоящее методическая разработка адресована педагогическим работникам, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам экологического воспитания школьников, в образовательных организациях дополнительного и общего образования и направлена на совершенствование компетенций по организации занятий в форме игры-путешествия.

Методическая разработка дает подробное описание организации занятия по экологическому воспитанию и может быть использована педагогами для закрепления изученного материала или для активизации познавательной деятельности детей по проблемам экологии. Соревновательный эффект между командами обеспечивает включение каждого ребенка в игру.

Материалы конспекта занятия могут быть использованы в различных регионах любыми образовательными организациями организующими работу с детьми по экологическому воспитанию.

Актуальность методической разработки практической направленности продиктована загруженностью педагогов методической работой.

Для реализации подобного занятия не требуется дополнительного инструментария, только наличие нескольких кабинетов или зон, изолированных друг от друга. Кабинеты могут быть оборудованы столами, а зоны - планшетами для письма.

Пояснительная записка

Занятие рассчитано на группу детей от 10 до 20 человек, в возрасте 9-11 лет.

Дети собираются в зале, холле или другом просторном помещении. Группа делится на подгруппы по 3-5 человек. Педагог выдает подгруппам маршрутные листы. Одновременно подгруппы отправляются по станциям. Станции располагаются в шумоизолированных друг от друга местах, например, в разных кабинетах. Каждая подгруппа отправляется на свою станцию. С целью избегания столкновений подгрупп на станциях, станций должно быть в 2 раза больше, чем подгрупп. На каждой станции должен стоять помощник с листом заданием для команд и ответами для оценивания станции. На листе помощника указаны критерии оценки прохождения станции.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Команда прошедшая все станции первой получает дополнительно 15 баллов, второй-10 баллов, третьей -5 баллов. Победителей можно наградить грамотами и призами.

План-конспект занятия «Сохраним наш дом»

в форме игры-путешествия по экологии

Цель: актуализация знаний по экологии

Задачи:

1. закрепление и обобщение знаний по экологии;

2. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;

3. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе.

Возраст детей: 9-11лет.

Форма организации занятия : групповая.

Материалы: распечатанные листы с заданиями, ручки или карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети собираются и рассаживаются в зале.

2. Введение.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

Дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

(Л. Дайнеко)

Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы. Вы сможете показать свои знания, проявить свою смекалку и эрудицию.

Наше занятие пройдет в форме игры-путешествия. Вы отправитесь по 8 станциям: «Царство растений», «Буквоед», «Лишний», «Запрещается», «Пословицы», «Животные», «Лесные загадки», «Экологическое бедствие».

Предлагаю разделиться на команды в форме игры «Дерево».

Это, наверное, один из самых известных и универсальных способов деления большой группы на команды. Хорош он тем, что почти не требует участия ведущего и позволяет избавиться от недовольства участников по поводу состава команд. Секрет состоит в том, что участники сами выбирают состав команд. Ведущий только контролирует очерёдность выбора. Итак, из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.

Придумайте своим командам название и девиз. Не забывайте о дружбе и взаимовыручке во время испытаний. Команда считается прибывшей на станцию по последнему игроку.

Получите свои маршрутные листы и приготовьтесь к старту. (Пример маршрутного листа представлен в Приложении 1).

Эстафету по экологическим станциям объявляю открытой. На старт, внимание, марш.

3. Основная часть

Основная часть занятия проходит на станциях. Учитываются правильность ответов детей и их развернутость.

Листы с заданиями по станциям представлены в Приложении 2 [1] [2] [3] [4].

По возвращении первой команды в зале следует организовать музыкальную паузу, просмотр мультфильмов или экологического фильма. Если оборудование этого не позволяет, можно ознакомить детей с интересными фактами из жизни животных или растений. Некоторые из них представлены в Приложении 3.

Команды сдают свои маршрутные листы с баллами. Педагог подсчитывает баллы каждой команды.

Подведение итогов

Команде победителю вручается грамота, остальным участникам – благодарность за участие и сладкие призы.

Педагог: Вам понравилась игра? Какие были сложности? Что запомнилось вам больше всего? Что бы вы могли предложить для усовершенствования игры?

Победителям выпадает честь организовать на нашем следующем занятии динамическую паузу в форме любимой игры.

Список литературы

1. Викторина «Лесные звери» / Новосибирская открытая образовательная сеть: блог elen-vernikovskaya. Режим доступа. URL :

https://vospitatel.edu54.ru/node/261461 ( дата обращения: 05.07.2017)

2. Запрещающие знаки в лесу для детей в картинках / Яндекс картинки. Режим доступа. URL : https://yandex.ru/images/search?text =64 ( дата обращения: 07.07.2017)

3. Карты экологических катастроф / Яндекс картинки. Режим доступа. URL :

4. https://yandex.ru/images/search?text1069 ( дата обращения: 07.07.2017)

5. Рохлов В. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей / В. С. Рохлов, А. В. Теремов, Р. А. Петросова. М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 1998. 432с. : ил.

Приложение 1

Маршрутный лист команды «1»

Станции Станция №1 «Царство растений»

Станция №2 «Буквоед» Станция №3 «Лишний»

Станция №4 «Запрещается» Станция № 5 «Пословицы»

Станция №6 «Животные»

Станция № 7 «Лесные загадки» Станция №8 «Экологическое бедствие»

Порядок прохождения 1 2 3 4 5 6 7 8

баллы

Приложение 2

Станция №1. «Царство растений». Лист для педагога.

Заполните клетки буквами. 1 правильный ответ балла.

1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

3. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

4. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

5. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

6. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

7. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

Станция №1. «Царство растений».

Заполните клетки буквами. 1 правильный ответ балла.

1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света.

2. Какие деревья называют вечнозелеными?

3. Какие деревья с белой корой?

4. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной?

5. Какой газ необходим для дыхания растений?

6. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?

7. У каких деревьев листья осенью красные?

Станция №2. «Буквоед»

Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.). За каждое составленное слово дается по бала.

Станция №3. «Лишний»

Вычеркни лишнее. Объясни – ПОЧЕМУ? За каждый правильный ответ дается по бала.

1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …

5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

Станция №4 «Запрещается»

Необходимо собрать пазлы с запрещающими знаками поведения в лесу и объяснить их значение. За каждый правильно собранный пазл и развернутый ответ насчитывается одно очко. Приложение 4.

Станция № 5. «Пословицы».

Из разбросанных половинок составить целые поговорки и пословицы. За каждый правильный ответ дается по бала.

Лес видит не видать леса.

Лес и вода не ездят.

Лес рубят не без зверя.

В лесу дождь леса не узнаешь.

В лесу щепки летят.

По опушке дважды идет.

В лес с дровами родные брат и сестра.

Лес точится тем больше дров.

Чем дальше в лес червем изнутри.

За деревьями а поле слышит.

Станция №6. «Животные»

Выполните тест. За каждый правильный ответ дается по бала.

1. С кем в норе может жить лиса?

А) волк

Б) суслик

В) барсук

Г) медведь

2. Кто спит головой вниз?

А) морж

Б) летучая мышь

В) жаворонок

Г) кошка

3. Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом?

А) слону

Б) ежу

В) белке

Г) собаке

4. Какой зверек спит под своими ушами?

А) заяц

Б) лиса

В) соболь

Г) носорог

5. Какого зверя называют «шатуном»?

А) осла

Б) медведя

В) волка

Г) зебру

Ответы на тест станции № 6.

1 2 3 4 5

в б в а б

Станция № 7 «Лесные загадки»

За каждый правильный ответ дается по бала. Дети отвечают устно.

1. Шкура какого животного имеет полосы? (тигр, зебра)

2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

7. У кого на сучке кладовая? (У белки).

8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

9. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

10. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).

Станция №8. «Экологическое бедствие».

Как вы думаете, что изображено на картах? Какое экологическое бедствие отражено на карте?

Развернутый ответ на 1 карту оценивается в 2 бала.

Приложение 3

Во время подсчитывания балов немного интересной информации.

1. Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых — жук-носорог? (картинка) Сам весом 14 г, а может тащить груз в 1 кг 580 г.

2. Знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1 т хлеба?

3. Знаете ли вы, что 1 га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода?

4. Знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц?

5. Знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветков?

6. Знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь 200 малярийных комаров и этим спасает людей?

Приложение 4

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Лэпбук «Земля — наш общий дом, так сохраним порядок в нем»Лэпбук «Земля — наш общий дом, так сохраним порядок в нем» Лэпбук - это новое интересное средство обучения. Это удобная книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными.

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в форме игры-путешествия «Маленький пассажир» Маленький пассажир Цель: формирование основ безопасной жизнедеятельности детей; познакомить с правилами безопасного поведения в общественном.

Методическая разработка в форме деловой игры с педагогами «Подвижные игры в ДОУ». Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию деловую игру с педагогами "Подвижные игры в ДОУ". Цель: 1) Уточнить знания педагогов о проведении.

Методическая разработка для музыкального воспитания младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора Методическая разработка: Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора. Автор: Белицкая Татьяна.

Методическая разработка в форме открытого занятия-викторины для детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу» Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Виды деятельности:.

Методическая разработка родительского собрания «Речевая деятельность первой младшей группы в форме игры» Форма: «Круглый стол» (с элементами практикума). Цель: Расширение представлений родителей о развитии речи детей через дидактические игры.

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы «Декоративное рисование на объёмной форме» «Нарядные лошадки»Задачи: Обучающие: - Продолжать знакомить с изделиями дымковских мастеров. - Закреплять умение расписывать вылепленные.

Разработка игры-путешествия для детей 4–6 лет по сказке «Колобок» «Маленькие дети…играют, как птица поет. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место. Игра есть потребность растущего детского.

Роль игры для развития младших школьников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия «Сохраним наш Дом» в форме игры-путешествия для младших школьников
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 16:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД