Татьяна Тимербулатова
Конспект занятия «Все части тела важны, все человеку нужны» (для старшей группы с ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия в ДОУ.
Тема: «Все части тела важны, все человеку нужны».
(для старшей группы с ОНР)
Тимербулатовой Татьяны Владимировны
учителя-логопеда высшей категории МАДОУ №346, г. Казань.
Цели: развивать лексико-грамматический строй речи; расширять и систематизировать знания и представления об окружающей действительности.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Все части тела важны, все человеку нужны“ (для старшей группы с ОНР)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
- активизировать и расширять словарь по теме, учить детей различать и называть части тела человека;
- формировать связную речь, развивать грамматический строй речи;
- развивать общую двигательную активность, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику;
- развивать внимание, память, мышление, воображение;
- прививать детям культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: коробка «посылка», игрушка «сундучок», аппликация «Великан и гном»; фрукты, овощи, продукты питания и их муляжи: апельсин, груша, виноград, банан, лимон, капуста, морковь, хлеб, конфеты; схемы для самомассажа губ и языка; картинки сказочных героев: Буратино, Бармалей, Незнайка, Красная шапочка, Баба Яга.
Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы начнем занятие с интересной игры «Покажите где». Я буду рассказывать стихотворение, а вы - внимательно слушать и показывать.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках - запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь.
И животик не забудь.
Есть колени, есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Дети, слушая стихотворение, последовательно показывают все называемые части тела.
Основная часть.
Загадки
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят. (Глаза)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Дети отгадывают загадки и отвечают на вопрос: «Для чего нужны глаза?»
Упражнения для глаз.
Логопед. Чтобы глазки были здоровы необходимо делать специальную гимнастику.
Проводится комплекс зрительной гимнастики.
1. Игра «День – ночь».
На 3 – 5 сек. Закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6-8 раз.
2. Игра «Соринка».
Быстро моргать в течение 10-15 сек. Повторять упражнение 3 раза с интервалом 7-10 сек.
3. Игра «Глазки играют в прятки».
Потереть ладони друг о друга и легко без усилий, положить на предварительно закрытые глаза на 30-40 сек. Затем опустить руки и открыть глаза.
Загадки.
Два брата на одной голове живут.
Все слышат, а друг друга не видят. (Уши)
У зверушки на макушке,
А у нас ниже глаз. (Уши)
Дети отгадывают загадки и отвечают на вопрос: «Для чего нужны уши?»
Игра «Узнай по голосу».
Все встают в круг, водящий ребенок – в центре. Дети, сжимая в ладонях массажный шарик, перекладывают его из одной руки в другую, затем передают по кругу соседу.
Настя (Виталик, Оля и т. д.)
Ты стоишь в кругу.
Мы зовем тебя «Ау!»
Настя, глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих, тот, в чьих руках оказался шарик, называет его имя, водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Загадка.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
Дети отгадывают загадку и отвечают на вопрос: «Для чего нужен нос?»
Игра «Узнай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках (апельсин, лимон, банан). Затем дети шерстяными ниточками выкладывают на панно силуэты отгаданных фруктов.
Загадка.
Там живет наш дружок,
Наш веселый язычок. (Рот)
Дети отгадывают загадку и отвечают на вопрос: «Для чего нужен рот?»
Артикуляционная гимнастика – самомассаж.
Проводится самомассаж губ и языка по рисункам – схемам.
Игра «Определи на вкус».
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: хлеб, конфеты, капусту, морковь, грушу, виноград.
Пальчиковая гимнастика.
Дети «рассказывают» руками стихотворение «Мы делили апельсин».
Игра «Гномик и Великан» (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами).
У Гномика ручки, а у Великана – ручищи.
У Гномика носик, а у Великана – носище.
У Гномика ножки, а у Великана – ножищи.
У Гномика глазки, а у Великана – глазищи.
Физминутка.
Дети выполняют упражнение с самомассажем головы, лица, шеи, груди, живота, рук, ног.
Начинаем по порядку необычную зарядку.
Для начала мы немножко разотрем свои ладошки.
Лоб мы будем растирать 1, 2, 3, 4, 5.
Каждому нужны из нас пара зорких ярких глаз.
Им массаж необходим, ими мы на мир глядим.
Нос не должен быть простужен, носик нам здоровым нужен.
А теперь потрем мы уши, уши нам, чтобы много слушать.
А сейчас довольно ловко помассируем головку.
И руками как расческой все поправим мы прическу.
Шею тоже мы погладим, по бокам и даже сзади.
Повнимательнее будь, ведь массируем мы грудь,
Чтоб не кашлять, не болеть, здоровье крепкое иметь.
Грудь погрели, ну и вот переходим на живот.
И по стрелке часовой гладим мы животик свой.
Руки тоже мы погладим, чтоб от пальцев до плечей,
Руки стали горячей.
Наконец погладим ножки, чтоб быстро бегать по дорожке.
Мы закончили зарядку, будет всё теперь в порядке.
Игра «У меня один, а у вас много» (Образование множественного числа существительных)
У меня нос, а у вас - носы.
У меня затылок, а у вас - затылки.
У меня живот, а у вас - животы.
У меня лоб, у вас – лбы.
У меня рот, у вас – рты.
Задание от Незнайки.
Логопед. Ребята, Незнайка прислал вам посылку. Давайте посмотрим, что в ней. Я вижу письмо и подарки.
Упражнение «Найди ошибку».
Локти нужны ногам. (Нет, локти нужны рукам)
Колени нужны рукам. (Нет, колени нужны ногам)
Упражнение «Волшебное зеркало». (формирование связной речи путем составления описательного рассказа о сказочном герое)
Логопед. Посмотрите в «волшебное зеркало» и расскажите о том, кого вы там видите.
Ребенок описывает сказочного героя, а остальные дети отгадывают, о ком он говорит.
Развитие творческого воображения и
конструктивного праксиса.
Логопед. Давайте попробуем изобразить в аппликации героев разных сказок.
Коллективная работа детей «Любимые сказочные герои» (аппликация).
Итог занятия.
Логопед. Ребята, вы молодцы! Хорошо сегодня занимались и много узнали о частях тела, о том, для чего они нужны, и как их беречь.
Литература
500 загадок для детей. / Сост. И. А. Мазнин. М., 2005.
Доброхотов А. А. Попробуй, отгадай: Загадки. Спб., 1997.
Железнова Е. С. Пальчиковые песенки и игры. М., 2010.
Логинова В. И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, М., 1990.
Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка. СПб, 2006.
Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2002.
Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. М., 2006