Майрам Давлетова
Методические аспекты подготовки и проведения народных праздников в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Методические аспекты подготовки и проведения народных праздников в дошкольном образовательном учреждении
Праздник в дошкольном образовательном учреждении - один из видов досуга детей и взрослых, который в ненавязчивой форме знакомит детей с народными традициями и обычаями русского народа.
Публикация «Методические аспекты подготовки и проведения народных праздников в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Организация и проведение праздничных мероприятий расширяет знания детей о знаменательных датах истории страны, об истории самого праздника, о том, как его празднуют в семье. Праздник важен тем, что на основе общих интересов у детей формируется коммуникативная, художественно - эстетическая, игровая, нравственная и другие виды культур, необходимые для успешного вхождения ребенка в мир взрослых. В ходе праздника ребенок получает положительные эмоции, вызывающие чувство радости, удовлетворения от совместной деятельности в коллективе, это создает комфортность в его эмоциональном состоянии, которая важна для личностного становления дошкольника.
Организовывая народные праздники в дошкольном образовательном учреждении, следует основываться на трех положениях. Во - первых, подготовка к празднику, что создает перспективу деятельности детей в течение определенного времени. В ходе этого процесса у детей дошкольного возраста создается игровой настрой, появляется желание, готовность сделать друг другу приятное, оказать помощь, что является основой формирования некоторых нравственных качеств.
Во - вторых, всегда разрабатывается программа проведения праздника и содержание сценария. Главное - учитывать активность самих детей на празднике. Дети счастливы на празднике, если они вступают во взаимодействие друг с другом: исполняют народные танцы, играют в народные игры, поют, участвуют в разнообразных состязаниях и обрядах.
В - третьих, праздник - это всегда яркое эмоциональное событие, а значит, детям он должен запомниться на долгое время, его самые яркие и интересные моменты.
При организации народных праздников в дошкольном образовательном учреждении воспитателю необходимо руководствоваться психолого - педагогическими принципами, на основе которых формируется культура ребенка: деятельностный подход, принцип интереса, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, единство отдыха и познания, принцип нравственно - эстетической направленности.
Интегративный подход позволяет в народном празднике соединить познание и развлечение, наполнить его нравственно - эстетическим и культурным содержанием. Немаловажно в ходе подготовки программы народного праздника и разработке его содержательной части учитывать уровень обученности, воспитанности и нравственного развития детей, дать возможность детям раскрыть знания о народном празднике в новой для них форме - атмосфере народного праздника.
Следующим важным принципом является сочетание индивидуальной и коллективной деятельности детей в ходе подготовки проведения народного праздника. Совместная деятельность, обладающая социальной направленностью, способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умения договориться о содержании деятельности, оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Совместная работа детей при организации праздника формирует ценностно - ориентационное единство группы.
В современных условиях при подготовке и организации народных праздников в дошкольном образовательном учреждении используется два педагогических подхода.
Первый подход - является традиционным и включает в себя несколько основополагающих позиций: определение тематики праздника, цели и задачи праздника, его адресность, место и время проведения, разработка сценария, распределение поручений в детском коллективе, создание и воплощение сценария, анализ праздника.
Второй подход - не является принципиально новым, но широко используется при технологии приобщения дошкольников к праздничной народной культуре - это проектный метод. В его основе лежит развитие активной деятельности воспитанников, развитие их мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектами позволяет воспитателю детского сада осуществить в полной мере индивидуальный подход в воспитании, открывает простор для развития творчества детей, их духовности и культуры.
Следует отметить несколько общих моментов подготовки программ народных праздников. Она состоит из ряда этапов:
- организационной подготовки (формулирование идеи праздника, продумывание примерного плана праздника, использование народных костюмов, изучение истории народного праздника, изучение обрядовых компонентов праздника, использование фольклора в сценарии праздника);
- написание сценария праздника;
- распределение заданий и выполнения условий, необходимых для осуществления праздника (продумывание сценического и музыкального оформления).
Алгоритм создания сценария народного праздника состоит из следующих этапов:
определение темы, идеи праздника; определение адресности праздника; определение состава участников; определение исполнителей действия; сценическое решение» подбор литературного материала и реквизита; разработка плана подготовки и плана проведения самого праздника.
Тема сценария народного праздника зависит от народного календаря. Немалую роль играет идея праздника. Идея- это главная мысль праздничного действия. Любой сценарий народного праздника представляет собой план праздничного события, в котором должны быть отражены все компоненты народного праздника :
- «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества);
- «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины - до середины праздника и после нее);
- «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).
При написании сценария народного праздника следует учесть логику, смысловую связь всех компонентов праздника, законченность каждого эпизода, динамичность эпизодов праздника (развитие главной мысли в эпизодах, зрелищность и эмоциональную насыщенность.
В любом праздничном действии должен быть сюжет. Сюжет - последовательность и связь описания событий в сценарии праздника, совокупность и разнообразие событий во всей их противоречивой сложности, лежащих в основе праздника, всех его составляющих: завязка, основное развитие хода действия, включая кульминацию и концовку как завершение, финал праздника.
Особое значение в праздничном сценарии отводится действующим лицам, ролям, которые на народном празднике будут исполняться участниками. Создавая сценарий народного праздника, следует позаботиться о том, чтобы как можно больше детей приняло участие в празднике. Многоролевой праздник обеспечивает создание не только интереса у детей к предстоящему празднику, так как каждый ребенок находит для себя возможность поучаствовать в нем, но и объединяет весь детский коллектив, т. е. несет в себе огромный нравственный и творческий потенциал для воспитания личности ребенка.
Массовая часть является составляющим компонентом праздничных действий. Массовая часть праздника - это творческое общение детей со взрослыми, друг с другом, это условия самореализации и самопроявления.
В массовую часть народных праздников включаются следующие виды народного творчества : народные танцы, народные игры, народные конкурсы или состязания. Без народного танца невозможно представить ни один праздник. Вместе с тем народный танец на празднике выполняет и ряд воспитательных задач: учит культуре поведения, этикету, развивает пластику, координацию и красоту движений. Народные игры и народные состязания - еще один яркий элемент народного праздника, который вызывает чувство соперничества, желание быть первым и лучшим, проявить себя пред коллективом.
Особое внимание в процессе организации праздника необходимо уделить активному включению родителей в процесс подготовки и проведения праздника, т. к. это содействует общей сплоченности детей и взрослых, их объединению.
Изучив методику подготовки и проведения народных праздников в детском саду, пришли к заключению, что воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен знать специфику организации и проведения народных праздников, применять народные праздники в системе нравственного воспитания, т. к. компоненты народного праздника имеют огромный воспитательный потенциала.