Кирсанова Светлана
Методы активизации педагогов на педсовете в период введения ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Методы активизации педагогов на педсовете в период введения ФГОС ДО
Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.
В. В. Путин
Введение
Публикация «Методы активизации педагогов на педсовете в период введения ФГОС до» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В современных условиях развития российского образования на фоне возрастающих требований к качеству образования и профессиональному уровню педагогов, особое значение приобретает методическая работа с педагогами в дошкольной образовательной организации.
Повышается роль методической работы – оперативно реагировать на запросы государственной образовательной политики, которая определена нормативными правовыми документами: (Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. от 23.05.2015 г. №497, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. №1155, приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013г. №544н).
Одной из важных форм методической работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, в условиях введения ФГОС ДО, является педагогический совет.
Современный педагогический совет – это презентация новых идей, проходящая в атмосфере творчества и делового сотрудничества, это источник новых знаний и практических рекомендаций.
Любой руководитель и старший воспитатель заинтересован в том, чтобы сделать педсовет проблемным, познавательным, насыщенным и продуктивным.
На сегодняшний день существуют некоторые проблемы при проведении педсоветов: наблюдается инертность, опора на традиционные формы и методы работы, отсутствие должной заинтересованности и проявления инициативы у педагогов.
Была поставлена цель: создание оптимальных условий организации педсоветов для повышения профессиональной компетентности педагогов.
Задача: определить эффективные методы активизации педагогов.
Методы активизации педагогов
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.
В практике ДОО как при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться следующие формы, методы и приемы активизации педагогов:
Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.
Отличие деловой игры от метода игрового моделирования заключается в следующем: последний представляет собой форму активизации педагогов при проведении любой методической работы, а первая является самостоятельной.
Эти методы связаны с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятие определенной роли и выбора способов взаимодействия.
Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через такие игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников;
Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.
Особенности дискуссии:
• предполагает конструктивное взаимодействие,
• поиск группового соглашения в виде общего мнения или консолидированного решения.
Правила ведения дискуссии
• Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.
• Обсуждая тему А – не начинайте дискуссию по теме Б.
• Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей.
• Нельзя превращать реплику в доклад.
• Каждый имеет право на свое мнение.
• Если вы не можете за 3 минуты высказать свои аргументы, значит, с ними что-то не так.
• Критикуются идеи, а не люди.
Организация дискуссии – дело непростое. Особое внимание надо обратить на создание благоприятной психологической обстановки. Первый шаг – рассадить участников по кругу. Главное – создать атмосферу доброжелательности и заинтересованного внимания к каждому. Вопросы должны быть спорными, т. е. такими, на которые можно ответить и "нет" и "да". Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии: способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?
«Аквариум» - вариант дискуссии, форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».
Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.
Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек, работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.
Инициатор:
Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.
Спорщик:
Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь. ”
Соглашатель:
Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего
Оригинал:
Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.
Организатор:
Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы
Молчун:
Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь
Деструктор:
Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться)
Работа в творческих группах. Объединяясь по интересам и потребностям в группы, педагоги получают возможность включиться в творческую деятельность, которая позволит им углубить свои знания, осмыслить свой опыт, поделиться творческими находками с коллегами.
Мультимедийные презентации обладают многими преимуществами, а именно: возможность точной, доступной и наглядной передачи информации; одновременное использование различных форм представления информации: аудио-, видеоизображения; анимация текста; быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной деятельности ДОУ.
Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
Как вариант на педагогических советах можно использовать прием
или упражнение «Найди свое место». Эти задания побуждают участников активно двигаться, обмениваясь своими идеями и опытом и решать проблемы, существующие в детских образовательных учреждениях.
Упражнение начинается с того, что просят всю группу встать и выслушать то или иное проблемное высказывание. Например, инклюзивное образование - отношение к интеграции в общеразвивающие группы детей с ОВЗ. Затем просят встать с одной стороны комнаты тех, кто поддерживает данное предложение, а с другой - его противников. Участники должны объяснить, почему они заняли именно это место, затем послушать аргументацию другой стороны и, наконец, обсудить ситуацию всей группой. В процессе педагоги могут изменить свою точку зрения и перейти на другую сторону.
Мастер-класс (практикум): его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
Педагогическая мастерская, где творческий педагог знакомит с интересными находками по какой-либо теме и обучает практическим умениям других с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами экспериментирования», «Развивающие игры», «Тестопластика» и т. д.
Анализ высказываний детей, их поведения, творчества. Руководитель готовит аудио или видеозаписи, подборки детских рисунков или поделок и т. д. Воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними;
Решение проблемных педагогических ситуаций. Предлагаются ситуации из жизни детей в детском саду, из которых педагоги находят педагогически верные способы решения. Вариантом такой формы работы может быть метод «Трудных вопросов». Чтобы участники педсовета приобрели навыки решения проблем, с которыми они встречаются. Можно написать существующие или потенциальные проблемы на конвертах, в которые педагоги, передавая, их друг другу, будут складывать карточки с предложениями. Когда участник, описавший проблему, получает свой конверт обратно, он знакомит всех с предложенными вариантами решения проблемы.
Очень интересный интерактивный метод - Метод SWOT – анализа (strengths – сильные стороны, weaknesses – слабые стороны, opportunities – возможности, threats – угрозы) – это метод анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми сторонами учреждения, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды.
SWOT – анализ может быть использован как форма проведения всего педсовета, так и как отдельный интерактивный метод. Как правило, используется для стратегического планирования.
Для проведения SWOT – анализа:
• Сначала необходимо выбрать вопрос для обсуждения, который заносится на отдельный лист и развешивается на стене или доске.
• Затем педагогам предлагается самостоятельно определиться по рабочим группам для обсуждения той или иной проблемы, вытянув по очереди карточки разного цвета. Таким образом, коллектив будет разделен не по интересам, а по принципу случайной подборки.
• Каждая группа садится за отдельный стол и обсуждает проблему, используя матрицу SWOT – анализа, распределяя по специальным категориям, какие у неё можно выделить «сильные стороны», какие «слабые стороны», что можно рассматривать как «возможности», а что будет являться «угрозой и препятствием» для осуществления намеченных целей.
Разгадывание педагогических кроссвордов помогает активизировать педагогов, уточнить или закрепить знания воспитателей по конкретной теме.
Презентация – это наглядный вариант как лекционного, так и практического материала.
Анкета для воспитателей, тест помогает изучить отдельные вопросы, выявить организацию работы педсовета.
Заключение
Методическая работа в детском саду – комплексный и творческий процесс управления профессиональным и личностным развитием педагогических кадров. Педагогический совет является одной из форм этой работы.
Добиться того, чтобы каждый воспитатель стал заинтересованным и активным участником педагогических советов помогают нетрадиционные формы проведения педсоветов и методы активизации педагогов.
Благодаря введению современных методов у педагогов повышается уровень активности и самостоятельности, мотивация к самообразованию, развиваются навыки анализа и рефлексии своей деятельности, стремление к сотрудничеству. Педагоги овладевают современными методами и технологиями в соответствии с требованиями ФГОС ДО: методами системно-деятельностного подхода, использования ИКТ в образовательной деятельности, партнерского взаимодействия с родителями воспитанников и др.