Приложение МААМ

Методические рекомендации для педагогов «Музыкотерапия и использование музыки в режимных моментах ДОУ»

Губанова
Методические рекомендации для педагогов «Музыкотерапия и использование музыки в режимных моментах ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации

«Музыкотерапия и использование музыки в режимных моментах ДОУ»

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки, ребёнок окружён любовью, нежностью, поэтому он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования.

Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Музыкотерапия и использование музыки в режимных моментах ДОУ“» размещена в разделах

Музыка способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает формированию навыков для будущего обучения в школе, в особенности навыков для освоения языка и чтения. Обучение игре на музыкальном инструменте может содействовать развитию математического мышления, и даже повысить школьную успеваемость.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С 19 века пошло распространение музыкотерапии в странах Европы. Так, известный французский актёр Жерар Депардье вылечился от заикания при помощи музыки великого В. А. Моцарта. В наши дни врачи всё чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии.

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

- звучание ударных инструментов, способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить, придать человеку силы;

- духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причём медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

- интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная и не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает чётким мышлением и очень хорошей памятью;

- струнные инструменты прямо воздействуют на сердце: скрипка, виолончель и гитара развивают в человеке чувство сострадания.

Есть и другие инструменты или способы, например, создание ударных звуков. Можно постукивать, хлопать, щёлкать пальцами рук, топать ногами и похлопывать руками по бёдрам.

Вокальная музыка влияет на весь организм, но прежде всего она укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание.

Есть лечебные звуки:

Звук з-з-з (комарик) - для профилактики заболевания горла

Звук ж-ж-ж (жук) – при кашле

Звук с-с-с - для снятия усталости, при головной боли

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил композитор И. Стравинский: «Ударные и басы действуют как система центрального отопления».

Включение «фоновой» музыки в режимные моменты

Музыка не должна заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями. Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребёнку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие, на занятиях, в свободной деятельности и режимных моментах. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является основой воспитательной системы в условиях ДОУ, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

В каких режимных моментах может звучать музыка?

- Утренний приём детей

- Утренняя зарядка и физкультурные занятия

- Занятия

- Подготовка ко сну (засыпание)

- Пробуждение (подъём)

- Музицирование в свободной деятельности

- Релаксация

- Повторение песен и хороводов

Утренний приё м:

Хорошо, если утром в группе детей будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Ведь каждому ребёнку наносится, пусть незаметная, травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом – детский сад.

Утренняя зарядка и физкультурные занятия

Музыка, сопровождая утреннюю зарядку и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива, подготавливает к различным видам деятельности. Выполнение физических упражнений под музыку является эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус – всё это создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии всего организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается лёгочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений.

Прогулка

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. На участке под музыку можно организовать интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», «Узнай по голосу»). Многие песни можно интересно инсценировать («На мосточке» Филиппенко). На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.).

Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. Проведение музыкально-дидактических игры во время прогулок также очень интересно для детей, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как, «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой).

Занятия

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, ФЭМП, ФЦКМ, аппликация, конструирование, рисование и др., может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание. После прослушивания, необходимо обязательно провести беседу о произведении, анализ средств музыкальной выразительности (в каком темпе звучала музыка, какая она была по настроению, кто ее исполнял). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане, без установки на осознанное восприятие.

Подготовка ко сну (засыпание)

Музыка – хорошее дополнение к режиму сна ребёнка. Она должна быть расслабляющей, чтобы способствовать спокойной атмосфере и здоровому режиму сна. Звучание знакомой мелодии или песни становится сеансом музыкальной терапии. Медленная, спокойная и повторяющаяся мелодия способна замедлить сердцебиение ребёнка, что ведет к более спокойному и глубокому дыханию.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются. Можно включить грамзапись колыбельной, а лучше исполнить (дети любят живое исполнение). Имея стихотворный текст, мелодию можно придумать на ходу, или на фоне неторопливой лирической музыки прочитать выразительно текст:

Маленькие детки спят, носиками все сопят,

Носиками все сопят, сон волшебный все глядят.

Сон волшебный и цветной, и немножечко смешной.

Снится зайка озорной, он спешит к себе домой.

Снится розовый слонёнок – он, как маленький ребёнок,

То смеётся, то играет, но никак не засыпает.

Спите, маленькие детки! Воробей сидит на ветке.

Он чирикает, и слышно: тише, тише, тише, тише (Н. Байдавлетова)

Пробуждение (подъём)

Во время пробуждения после дневного сна, можно помочь детям устранить сонливость, «разбудить» организм. Можно провести небольшой комплекс упражнений, не поднимая детей с кроватей.

Улетели сны в окошко, убежали по дорожке.

Ну, а мы с тобой проснулись, потянулись, улыбнулись!

Попрошу я вас, ребятки, показать мне по порядку

Например, как вы сегодня утром делали зарядку.

«Потягушка»

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

Потягуни –потягушечки, от носочков до макушечки.

Мы потянемся – потянемся, маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём. Скоро в школу мы пойдём! (Н. Пикулёва)

Хорошо, если подобные физминутки будут с музыкальным сопровождением. Это оставит яркий след в памяти детей. Так же для пробуждения детей используем тихую, нежную, лёгкую музыкальную композицию. Она должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойней переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Степень активности восприятия музыки

в образовательной деятельности

Вид образовательной деятельности Степень активности

Формирование элементарных математических представлений Пассивное

Формирование целостной картины мира Активное и пассивное

Развитие речи, чтение художественной литературы Активное и пассивное

Рисование Активное и пассивное

Ознакомление с окружающим миром Активное и пассивное

Ручной труд Пассивное

Конструирование Пассивное

Лепка, аппликация Пассивное

Физическая культура Активное и пассивное

Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном (т. е пассивное восприятие). На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы (П. Чайковский цикл пьес «Времена года», способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать «Осеннюю песню» П. Чайковского.

Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Можно спеть с детьми. Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.

На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальное произведение для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в начале занятия, создаёт определённый настрой, даёт им возможность по-своему изобразить весёлого и смешного клоуна в рисунке.

В младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определённый ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее», - можно послушать песенку про дождик. Таким образом, слушание фоновой музыки на занятиях создаёт эмоционально комфортный климат в группе.

Важным компонентом в решении данного вопроса считаю подбор музыкального репертуара, т. к. неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому необходимо опираться на произведения великих композиторов-классиков, произведения которых несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт. Музыка может звучать в течение всего дня, но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Она должна прослушиваться детьми, дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже от настроения детей. Количество музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Классические произведения в оригинальном исполнении лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдёт стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для детей. Перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться воспитателем с учётом его музыкального вкуса.

Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Таким образом, использование фоновой музыки позволяет решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

- слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль;

- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

- переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

- психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз и физкультминуток.

Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его и учитесь с ним! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашим детям войти в огромный и прекрасный мир музыки.

Рекомендации :

1. Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Музыка любит тишину! Внимательно следите за тем, что происходит в музыке с самого начала и до завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные произведения. Для начинающих слушателей понятна и интересна будет вокальная музыка (музыка с голосом). Прислушайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи (изменение громкости звучания). Подумайте, делают ли динамические оттенки музыку интересней, выразительнее.

3. Слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет то, о чём хотел поведать композитор, какими мыслями и чувствами он хотел поделиться.

4. Время от времени нужно возвращаться к ранее прослушанным произведениям, вспоминать их название и характер.

5. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, и волшебная сила музыки наполнит ваши отношения с ребёнком добром и пониманием!

6. Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.

7. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;

Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.

Рекомендуемый репертуар (по функциям фоновой музыки)

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси «Облака»

А. П. Бородин «Ноктюрн» из струнного квартета

К. В. Глюк «Мелодия»

К. Сен-Санс «Карнавал животных» – Лебедь

Ф. Шуберт «Вечерняя серенада»

И. Брамс «Вальс №3»

Р. Шуман «Детские сцены», «Грезы».

Г. Ф. Гендель «Воздух» (Сюита «Музыка на воде»)

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

И. Брамс «Венгерский танец №7»

А. Дворжак «Славянский танец №2»

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Э. Григ «Утро»

И. С. Бах «Шутка»

И. Штраус «Весенние голоса»

Ф. Шопен «Прелюдии»

Б. Монти «Чардаш»

Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт»

Активизирующая (возбуждающая)

П. И. Чайковский «Шестая симфония», 3-я часть

Л. Бетховен «Увертюра Эдмонд»

В. А. Моцарт «Турецкий марш»

Ф. Шопен «Прелюдия 1, опус 28»

М. И. Глинка «Камаринская»

Организующая (способствующая концентрации внимания при ОД)

И. С. Бах «Ария»

А. Вивальди «Времена года»

С. Прокофьев «Марш»

Ф. Шуберт «Музыкальный момент»

В. А. Моцарт «Симфония № 40. Часть»

Д. Шостакович Прелюдия и фуга фа минор

П. И. Чайковский «Времена года»

Успокаивающая (умиротворяющая)

Ф. Шопен Прелюдия ми минор

Т. Альбинони Адажио для органа и струнных

М. Глинка «Жаворонок»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

К. Сен-Санс «Лебедь»

Ф. Шуберт «Серенада»

П. И. Чайковский «Вальс цветов»

Список используемой литературы :

1. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М. : - Педагогическое общество России, 2004. - 95 с.

2. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1997.

3. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., Методика музыкального воспитания, М. : – «МузыкаМ,1990 г. ст. «Музыкальное искусство – средство воспитания детей».

4. Шацкая В. Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947 г.

5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.

Публикации по теме:

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментахИспользование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.

Мнемотаблицы в режимных моментахМнемотаблицы в режимных моментах Не секрет, что ребятишкам бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время.

Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях Новейшая разработка алгоритма одевания на прогулку в нашем ДОУ Группу детского сада посещает 30 детей и, конечно, случается множество проблемных.

Отчет о проделанной работе по теме «Безопасность в режимных моментах» (вторая младшая группа)Отчет о проделанной работе по теме «Безопасность в режимных моментах» (вторая младшая группа) Отчет о проделанной работе по теме "Безопасность в режимных моментах", 2 младшая группа Цель. Формировать у детей навыки правил безопасного.

Реализация УМК в режимных моментах через дидактические игрыРеализация УМК в режимных моментах через дидактические игры В течение нескольких последних лет и в настоящее время идет бурный процесс реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов «Музыкотерапия и использование музыки в режимных моментах ДОУ»
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 12:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов «Музыкотерапия и использование музыки в режимных моментах ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Губанова (УИ 1346997) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД