Пальчиковые игры как средство развития речи и познавательных процессов у дошкольников

Янина Алексеева
Пальчиковые игры как средство развития речи и познавательных процессов у дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 Горки-10

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры - как средство развития речи и познавательных процессов у детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель: Алексеева Янина Юрьевна

2020 год Горки-10

Я думаю, что данная тема считается одной из актуальных в процессе подготовки детей к школе. Итак, почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи. Именно поэтому пальчиковые игры должны занять прочное место в работе с детьми, так как отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Поэтому, я думаю вы со мной согласитесь, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее», поэтому развивать общую и мелкую моторику ребенка необходимо с самого раннего возраста. Существует много методов, но подробно я хочу остановиться на пальчиковых играх.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.

Виды пальчиковых игр:

пальчиковые игры с предметами;

• активные игры со стихотворным сопровождением;

игры манипуляции;

пальчиковые игры на основе сказок;

пальчиковые кинезиологические игры;

пальчиковые игры с элементами массажа;

пальчиковые игры с музыкальным сопровождением;

пальцевые узоры.

Сейчас, я остановлюсь на каждом из них.

Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. У самых разных народов такие игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память. Деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Вот одна из этих игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Карандашик я возьму

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Следующий вид - активные игры со стихотворным сопровождением. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.

Паучок ходил по ветке.

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Стало солнце пригревать,

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в дом постучать: 1,2,3,4-5.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать: 1,2,3,4,5!

Следующий вид пальчиковых игр- игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, так как он в каждом пальчике видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить эти игры.

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик я -

Вот и вся моя семья!

Следующий вид - пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

Следующий вид - пальчиковые кинезиологические игры или «гимнастика мозга» Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, что так необходимо при школьном обучении. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

*ухо-нос (по очереди менять руки)

* живот-голова

*ладонь-пальцы

Следующий вид- пальчиковые игры с элементами массажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения-разминания, растирание, надавливание, пощипывание, так же их можно выполнять с предметами (карандаши, мячи,палочки,трубочки).

Следующий вид- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

«У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде».

Следующий вид- игры с карточками пальцевых узоров. Представляют собой простейший тренажер, развивающий чувство зрительно-ручной координации (глазомер, необходимый для последующего развития графических навыков. В качестве узоров можно использовать национальный орнамент, графические сюжеты из явлений природы (волны, ветер, тучи, деревья, а так же отдельные художественные каллиграфические буквы. Узоры -линии периодически меняются путем замены листов.

И завершить свое выступление я хотела бы такими словами:

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

Удачи всем, спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Пальчиковые игры как средство развития речи и познавательных процессов у дошкольников
Опубликовано: 18 января 2021 в 17:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет» Образовательная область «Познание» Направление – «Познавательно-речевое развитие» Интеграция...
Конспект НОД в средней группе «Мамин праздник»
Конспект НОД по образовательной области Речевое развитие» в средней группе Тема: «Мамин праздник» Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь...
Фотоотчет об экспериментальной деятельности «Волшебница-вода»
Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях,...