Методические рекомендации для педагогов по организации самообразования

Марина Минаева
Методические рекомендации для педагогов по организации самообразования

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».

А. Дистервег

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Часть 1. Мотивы, этапы, достижения.

Как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, мероприятию, олимпиаде и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации;

• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие;

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой;

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на воспитанниках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто формируют образ педагога как «несовременного человека»;

• Конкуренция. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе нагрузки и др. ;

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно;

• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться;

• Интерес. Учиться просто интересно.Говорят: «Врачу – исцели себя сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

1.1. Направления самообразования педагога

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

• профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на детей и родителей);

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и т. д.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

• правовое;

• эстетическое (гуманитарное);

• историческое;

• иностранные языки;

• политическое;

• информационно-компьютерные технологии;

• охрана здоровья;

• интересы и хобби;

• …

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в образовательном учреждении. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

1.2. Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• телевидение;

• газеты, журналы;

• литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и пр.);

• Интернет;

• видео, аудио информация на различных носителях;

• платные курсы;

• семинары и конференции;

• мастер-классы;

• мероприятия по обмену опытом;

• экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

• курсы повышения квалификации.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

1.3. Формы самообразования педагогов

Все формы самообразованияможно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, часто является единственным стимулом к самообразованию педагогов.

1.4. Составляющие процесса самообразования педагогов

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов,то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

• изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;

• посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;

• периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

• совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики;

• систематически интересоваться событиями экономической, политической, культурной жизни;

• повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:

• систематический просмотр определенных телепередач;

• чтение конкретных педагогических периодических изданий;

• обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

• решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;

• посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

• дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

• изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

• изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

• систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

• проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

• изучение информационно-компьютерных технологий;

• посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

• общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;

• ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.

1.5. Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

• разработка новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;

• создание комплектов педагогических разработок;

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

1.6. Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным,если:

• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений;

педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;

• программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Часть 2. Организация процесса самообразования

Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор, заместитель директора по учебной и воспитательной работе, председатели методических объединений, руководители школ молодого педагога, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив и, конечно, самое главное лицо – сам педагог. Администрация образовательного учреждения и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования педагога, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования педагогов за рамками педагогического коллектива учреждения. На основании гласного обсуждения работы педагога будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих педагогов.

2.1. Тема, над которой работает педагог

Если в образовательном учреждении методические объединения работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все педагоги выбирают «Тему, над которой работает педагог» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, поэтому не имеет смысл пытаться перечислить все.Вот некоторые из них:

• работ с одаренными детьми;

• дифференцированное обучение;

• система блочного тестирования;

• интегрированные занятия в объединении;

• разработка проектной деятельности;

• игровые моменты на занятиях объединения;

• развитие культуры речи на занятиях объединения;

• интерактивные методики с детьми младшего школьного возраста;

• опережающее обучение.

Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой педагогической фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

2.2. Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.В плане указываются:

• название темы;

• цели;

• задачи;

• предполагаемый результат;

• этапы работы;

• сроки выполнения каждого этапа;

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

• способ демонстрации результата проделанной работы;

• форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Часть 3. Самообразование информационно-компьютерные технологии

В этой части рассмотрим вопрос самообразования в случае, когда педагоги имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный вариант – если у педагога есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить занятия в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к Интернету.

Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?

• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации;

• средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичной проблемой;

• программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой;

• компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе;

• информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы педагога в процессе самообразования;

Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда педагогом приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.

3.1. Каковы новые возможности

С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повышаются возможности педагогического самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». Какие новые способы самореализации открываются перед педагогом при условии использования компьютера и Интернета?

разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

разработка пакета тестового материала в электронном виде;

комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические работы);

разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);

создание терминологического словаря по предметной теме, главе;

создание сборника предметных кроссвордов;

разработка комплекта тематических мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);

разработка проекта организации и занятий в объединении;

пакет административной документации методического предметного объединения;

база данных методик обучения;

пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение);

проект личной методической веб-страницы;

проект веб-страницы педагогического коллектива учреждения;

проект веб-страницы учреждения;

пакет психолого-педагогических материалов для педагога;

пакет сценариев занятий с применением информационных технологий;

ведение объединения с использованием медиа-ресурсов.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую педагогическую общественность. Возможность поместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Заключение

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Приложение

Примерный план самообразования

Цель: изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

Задачи:

посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;

периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

повышать уровень своей эрудиции, общей культуры.

Виды деятельности Срок выполнения

Чтение педагогических периодических изданий Систематически

Чтение методической и предметной литературы Систематически

Обзор в Интернете информации по педагогике, педагогических технологий В течение года

Проведение открытых занятий и мастер-классов для анализа со стороны коллег второе полугодие

Список литературы

1. Генике Е. А. Профессиональная компетентность педагога // Директор школы. - 2008. - №5. – с. 169.

2. Новокшонова М. Имидж педагога: знание, опыт, мастерство // Учитель. – 2005. - №3. – с. 69 – 73.

3. Трофимова Н. М., Ерёмина Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика. -2003.-№2. – с. 42 – 47.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери»Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов по организации самообразования
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 20:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том, как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование интереса к...
Мастер-класс по созданию коллективной аппликации-коллажа «Мой любимый Бузулук» детьми...
Цель: Закреплять знания старших дошкольников о родном городе. Совершенствовать навыки изображения города с помощью материалов сделанных своими руками в...
Рисуем весенний пейзаж с ребенком подготовительной к школе группы на тему «Ранняя...
Для пополнения методической копилки педагогов предлагаю образец рисования пейзажа с ребенком подготовительной к школе группы на тему: «Ранняя весна....