Лучший педагог года

Методические рекомендации для учителей-логопедов «Организация психолого-медико-педагогической комиссии»

Светлана Чупина
Методические рекомендации для учителей-логопедов «Организация психолого-медико-педагогической комиссии»

Организация работы психолого-медико-педагогической комиссии в условиях дошкольного образовательного учреждения

(методические рекомендации)

Психолого – медико - педагогическая комиссия (ПМПК) – это команда специалистов из областей здравоохранения и образования, главной целью которых является определение уровня развития ребёнка, а именно выявление различных отклонений и назначению того или иного курса лечения или реабилитации. Дети, обучающиеся в дошкольном учреждении и имеющие определённые проблемы в развитии, направляются на ПМПК с целью определения маршрута обучения и получения (или подтверждения) статуса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Методические рекомендации для учителей-логопедов „Организация психолого-медико-педагогической комиссии“» размещена в разделах

Члены комиссии обязательно должны представить определённые выводы и дать рекомендации по дальнейшим действиям относительно ребёнка или группы учащихся.

Работа психолого-иедико-педагогической комиссии осуществляется по-разному, в зависимости от положения о работе ПМПК и условий, созданных для её организации.

Несмотря на это, подготовка к работе комиссии начинается значительно раньше, поскольку дошкольная организация, направляющая ребёнка на ПМПК, должна своевременно подготовить и представить перечень необходимых документов.

Очень важным документом является педагогическое представление (характеристика) на ребёнка, которое предоставляется на психолого – медико - педагогическую комиссию с целью выявления первичных и вторичных нарушений, установления точного заключения комиссии в результате анализа представленных сведений специалистов образовательного учреждения (медицинского работника, логопеда, психолога, воспитателей) о конкретном ребёнке. Членам комиссии очень важно получить достоверную информацию от специалистов дошкольного учреждения и выявить комплекс симптомов, характерный для того или иного нарушения в развитии ребёнка. Что делает логопед? Логопед заполняет речевую карту на ребёнка с точки зрения клинических проявлений нарушений речевого развития, т. е. логопед рассматривает речевое нарушение, опираясь на содружество с медициной. В данном случае здесь важно установить не общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, а ДИЗАРТРИЮ, АЛАЛИЮ, ДИСЛАЛИЮ и другие нарушения. Такие нарушения могут быть установлены в том случае, если невролог подтверждает наличие у ребёнка патологической симптоматики в периферическом или центральном отделах нервной системы ребёнка.

Клиническим критериям в данной классификации отводится роль уточняющих, они не могут быть ведущими для педагогической классификации речевых нарушений, к которым относятся ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ И ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. В дошкольном учреждении для комплектования групп необходима именно психолого-педагогическая классификация.

Чтобы установить общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, сведений логопеда о состоянии речевого развития ребёнка крайне недостаточно, поскольку иногда на практике мы видим, что по заключению ПМПК ребёнок имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи, однако, с программой справляется с большим трудом и, наоборот, имея общее недоразвитие речи, недостатки в речевом развитии ребёнка компенсируются в короткие сроки. В таком случае можно предположить, что сведения о ребёнке, представленные специалистами детского сада, оказались недостоверными, и члены ПМПК установили неточный диагноз.

Психолого-педагогическое представление на ребёнка является очень важным документом, который позволяет членам комиссии установить наиболее точную и достоверную картину развития дошкольника, получить важные сведения, отличающие конкретного ребёнка от детей данной возрастной категории. Для написания характеристики воспитателю необходимо не только быть внимательным к ребёнку, замечать все его проявления или отклонения в поведении, общении с другими сверстниками, но и точно знать нормы развития детей определённой возрастной категории. Кроме того, для детей, имеющих общее недоразвитие речи, наряду с речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

- нарушены внимание и память;

- слабо развитая пальцевая и артикуляционная моторика;

- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем:

- они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырёх предметов после их перестановки;

-не замечают неточностей в рисунках-шутках;

- не всегда выделяет предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в случаях, когда предложено хлопнуть в ладоши, если будет названа посуда (одежда, продукты); когда предложено показать на листе только квадраты (круги, синие фигуры)

Ещё труднее сосредотачивается и удерживается внимание ребят на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объёме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции.

Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не нужно концентрировать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребёнок значительно легче воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения, чем четырёх спрятанных на занятии игрушек.

Свои особенности имеют дети и в развитии мелкой моторики: у значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети к 5-ти годам продолжают держать ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. п.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например, «Зимой дома тепло, потому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда,- он больше».

Дети с подобными нарушениями могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.

Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда бывает трудно определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично.

Отклонение от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т. е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или же отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемые, а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать наоборот, излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости.

Таким образом, подготовка к работе психолого-медико-педагогической комиссии является очень важным этапом в работе комиссии, и «ложится на плечи» специалистов, работающих в дошкольной организации. От их профессиональной грамотности, полноценно представленных сведений о ребёнке, будет зависеть точность заключения и выбор маршрута обучения воспитанников.

Публикации по теме:

Актуальные вопросы психолого-медико педагогической помощи детям с синдромом Дауна Аннотация: статья определяет основную стратегию работы ЦССВ «МАЯК» с детьми с синдромом Дауна. Представлены результаты эмпирического исследования.

Доклад на РМО учителей-логопедов «Методика проведения коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД» «Методика проведения коррекционной индивидуальной и подгрупповой непрерывной образовательной деятельности» Выполнила: учитель-логопед МКДОУ.

Методические рекомендации для молодых педагогов Данные методические рекомендации были сформулированы мною в ходе своей работы по самообразованию. 1. Не надо боятся. Ни детей, ни родителей,.

Методические рекомендации для учителей-логопедов по развитию речи детей раннего возраста Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного.

Методические рекомендации для воспитателей 1. Ознакомление с русским народным костюмом является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения русского прикладного искусства.

Методические рекомендации «Организация образовательной деятельности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО» Методические рекомендации «Организация образовательной деятельности в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО» Образовательная деятельность,.

Методические рекомендации «Организация Уголка здоровья и безопасности в группе детского сада» Методические рекомендации «Организация Уголка здоровья и безопасности в группе детского сада». Возякова С. В., старший воспитатель МАДОУ.

План работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) МБДОУ «ДС №» на 2017–2018- учебный год. Цель: Создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей.

Порядок создания и организации психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения Порядок создания и организации психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения. Цель деятельности.

Презентация «Викторина для учителей — логопедов» 14 ноября, в день когда учителя-логопеды, учителя-дефектологи получают поздравления и слова благодарности, вместе с коллегами мы соберёмся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для учителей-логопедов «Организация психолого-медико-педагогической комиссии»
Опубликовано: 18 января 2019 в 15:14
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД