Анна Кондратьева
Методические рекомендации для воспитателей по развитию детской инициативы в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей на тему «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности»
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей по развитию детской инициативы в разных видах деятельности» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Статья 64. п. 2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Гл. 1. п. 1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности…
п. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности…
Гл. 2 п. 2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности…
п. 2.11. 2 В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
б) способы и направления поддержки детской инициативы…
Гл. 3 п. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности…
п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через :
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д. …
Гл. IV. п. 4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…
Сферы инициативности ребенка (субъектной активности) обеспечивают:
Развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);
Обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для дошкольника.
Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.
К основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками, относятся: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная.
В соответствии с содержанием образовательной деятельности добавляются : музыкальная, двигательная, практическая (трудовая, целенаправленное изучение основ математики, грамоты и др.
Творческая инициатива : наблюдение за сюжетной игрой
1-й уровень. Ребенок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии, содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разны- ми игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.
2-й уровень. Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я – шофер» и т. п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычной последовательности событий, активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, внося разнообразие в ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой, не заботясь об их связности.
Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).
3-й уровень. Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел воплощается преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого мира (с использованием мелких игрушек- персонажей, а также может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).
Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).
Инициатива как целеполагание и волевое усилие:
наблюдение за продуктивной деятельностью
1-й уровень. Ребенок обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности («Хочу лепить», «…рисовать». «…строить») без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов бумаги и т. п.); завершает деятельность по мере исчерпания материала или времени; на вопрос «что ты делаешь?» отвечает, обозначая процесс («рисую»,«строю»); называние продукта деятельности может появиться после ее окончания (предварительно конкретная цель не формулируется).
Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.
2-й уровень. Обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать», «…построить», «…слепить домик»); работает с конкретным материалом, трансформирует его; фиксирует результат, но удовлетворен любым продуктом деятельности (в процессе работы цель может меняться в зависимости от того, что получается в ходе деятельности).
Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («На- рисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»).
3-й уровень. Имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется (если удовлетворяет) или уничтожается (если не удовлетворяет); самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).
Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной
работе, доводит ее до конца.
«Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников»
Из книги Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста»
использовались материалы ГМЦ <mail@mailer.mosmetod.ru>