Папки-передвижки

Методические рекомендации для воспитателей по формированию внеситуативно-деловой формы общения у старших дошкольников

Кизерова Юлия
Методические рекомендации для воспитателей по формированию внеситуативно-деловой формы общения у старших дошкольников

Пояснительная записка.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дошкольных организаций.

Цель – помочь педагогам в работе, направленной на формирование внеситуативно-деловой деловой формы общения у старших дошкольников.

Задачи методических рекомендаций :

1. Раскрыть принципы работы воспитателя.

Публикация «Методические рекомендации для воспитателей по формированию внеситуативно-деловой формы общения у старших дошкольников» размещена в разделах

2. Дать понятие о специфике межличностного общения.

3. Помочь в организации занятий, режимных моментов, прогулок и деятельности детей.

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого.

Разработанные занятия и методический комплекс позволит оптимизировать процесс развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.

Работа с детьми в группе, преследует цель - обучить детей умениям общения с партнерами по игре и другим видам деятельности. Для управления этим процессом необходимо определить три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный.

Содержанием диагностического этапа является индивидуальная беседа с каждым ребенком и наблюдение за поведением детей в период общения, за отношениями между детьми в ДОУ.

Проводить работу по формированию внеситуативно-делового общения между детьми нужно с того момента, как только дети утром приходят в детский сад.

Начинать прием детей в группу можно с использованием волшебного котелка хорошего настроения, тогда у детей с самого утра появится заряд хорошего настроения. Приготовьте для этого приема красивую посуду в которой будете варить хорошее настроение и различные крупы, отрезы яркой бумаги. Когда ребенок будет заходить в группу предложите ему положить в котелок щепотку крупы или бумагу и назвать, что он хочет положить: улыбку, радость, счастье, радугу и т. п. Когда в группе соберутся все дети и каждый из них положит в котелок свою часть волшебного зелья, возьмите его и помешайте, а потом скажите детям, что вы поставите котелок на полку и аромат хорошего настроения будет наполнять группу весь день и никто в группе не будет грустить и ссорится.

Начинать прием детей можно с игры «Ласковое имя».

Цель: способствовать раскрепощению детей; воспитывать гуманное отношение между детьми благодаря осознанному отношению, к своему имени и к имени другого.

— Вспомните, как вас ласково зовут дома, вы будете бросать мячик друг другу, и тот, к кому он попадет, должен назвать одно или несколько ласковых своих имен. Когда все произнесут свои имена, нужно бросить мяч тому, кто вам в первый раз бросил и назвать его ласковое имя.

В течении дня в игровой деятельности можно использовать потешки, пословицы, стихи.

Пословицы:

Был бы друг – будет и досуг.

Без друга в жизни туго.

Верный друг лучше сотни слуг.

Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Дружба и братство дороже богатства.

Друг познаётся в беде.

Они такие дружные – водой не разольёшь.

Стихи:

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Мы друзья – два Яшки,

Прозвали нас «двояшки».

«Какие непохожие!»

Говорят прохожие.

И должен объяснять я,

Что мы совсем не братья,

Мы друзья – два Якова,

Зовут нас одинаково.

Потешки:

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом – даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Шли с базара индюки,

Потеряли куль муки,

Индюки заплакали,

А козёл - дружочек

Подобрал кулёчек.

То-то рады индюки,

Ждут дружка на пироги.

Гуляя с детьми, используйте подвижные игры. Можно использовать следующие игры:

Игра «Крепкая дружба» — это коллективная эстафета. На игровой площадке, размечается линия старта, а в другом конце ставятся стулья.

Участников соревнования делят на несколько равных команд. Команды, выстроившись в шеренги, становятся перед линией старта.

По сигналу ведущего первые четыре игрока с каждой команды, взявшись за руки, начинают бежать в другой конец площадки, с правой стороны огибают установленный стул и возвращаются обратно.

Вернувшись «четверке» необходимо взять еще одного игрока, таким образом, уже пяти игрокам взявшись за руки нужно пройти дистанцию. Так игра продолжается, пока команды в полном составе, не пересекут линию старта с обратной стороны.

Победа достается команде, которой удалось первой пройти заданную дистанцию.

Игра Буря.

Цель: снижение негативных эмоций между участниками.

Эта игра помогает детям слотиться, почувствовать то, что чувствуют другие участники; вызывает ощущение, как после бури, которая прошла, и никто не пострадал.

Итак, все собрались, можно начинать. Потрите ладони, извлекая звук, похожий на начинающийся дождь. Участники вслед за вами должны повторять это движение.

Затем щелкаете пальцами, демонстрируя, что дождь усиливается. Участники повторяют за вами.

Дождь льет все сильнее и сильнее – похлопываете ладонями по коленям. К нему присоединяется гром, который создается потопыванием ног.

И, наконец, наступает пик бури – все вместе сильно топают ногами.

После этого буря начинает стихать, и нужно каждое действие проделать в обратном порядке: топот ног, похлопыванием ладонями по коленям, щелканьем пальцев и, в завершение, потирание рук.

Сообщите, что буря прошла, и вы можете продолжить играть.

Также для формирования внеситуативно-деловой формы общения используются занятия, которые проводятся в конце дня.

Занятие 1.

Цель: познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать то, о чем говорим, и настроение говорящих при помощи движений лица, рук, тела (мимикой, жестами, пантомимикой); обучить детей общаться при помощи жестов, мимики.

Задачи:

Воспитательная : воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.

Развивающая: развивать умение разрешать проблемные ситуации, ассоциативное мышление.

Обучающая: учить умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование: музыкальное сопровождение песня «О дружбе» И. Шаинского, мяч.

Ход занятия:

Дети слушают песню «О дружбе» И. Шаинского.

Воспитатель : Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)

- Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»

- А что значит дружба, друг? (ответы детей)

- Почему мы называем другом только некоторых людей?

- Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

- Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?

Рассказы детей.

Воспитатель : Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.

Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем. Наша игра называется «комплименты». Сейчас я дам Ване мяч и скажу комплимент. Ваня, ты очень добрый мальчик. Ваня передает мяч следующему игроку и тоже говорит комплимент и так пока мяч не вернется снова ко мне.

Воспитатель : вы все молодцы. Порадовали друг друга комплиментами и сделали приятное. Ребята, скажите, что помогает, а что мешает дружбе? Ответы детей: помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.

Воспитатель : все правильно. А теперь скажите мне, мы можем общаться с другом только словами?

Ответы детей: нет, можно еще показать жестами, мимикой.

Воспитатель : верно, ребята. Сейчас мы с вами попробуем. Наша игра называется «через стекло». Давайте разделимся на две команды и представим, что между вами толстое стекло через которое ничего не видно, одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая команда отгадывает.

Воспитатель : какие вы молодцы, ребята. Вам понравилось так разговаривать друг с другом?

Дети отвечают: да, очень понравилось.

Воспитатель : ребята, а всегда ли мы правильно с вами говорим с друзьями? Вот, например, у вас нет настроения, друг вас о чем-то спросил, вы ему ответили, а он обиделся. Вы же ничего обидного не сказали, почему же тогда он обиделся?

Ответы детей: потому что, мы можем ответить грубо, резко.

Воспитатель : все верно ребята. Сейчас мы с вами попробуем проговорить фразы с разной интонацией.

1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)

2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).

3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).

4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).

5. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).

6. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).

7. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).

8. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).

Воспитатель : ребята, вы поняли. Что можно обидеть друга не только словами, но и тем как вы их сказали?

Ответы детей: да, поняли.

Физкультминутка «Мы – друзья» :

Вправо – влево повернись! (повороты вправо – влево)

Будем веселиться, (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться. (кружение)

Много радостных людей, (идем по кругу)

Добрых верных нам друзей.

Ссориться не будем, (подходим к центру)

Про печаль забудем! (отходим назад)

Воспитатель : скажите мне какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе и друзьях?

Ответы детей: Не имей сто рублей, а имей сто друзей, друзья познаются в беде. один за всех и все за одного.

Воспитатель : вы верно назвали поговорки и пословицы. А я вам расскажу еще несколько: Дружба – самое дорогое сокровище, дружба-дороже денег, без друга в жизни туго, нет друга – ищи, а нашел – береги.

Релаксация: обсуждение занятия, чем понравилось, что интересного узнали дети.

Занятие 2.

Тема занятия «Путешествие в страну вежливости».

Цель – обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении.

Задачи:

Обучающие: учить детей использовать речевые и неречевые средства общения.

Воспитательные : воспитывать дружеские чувства у детей.

Развивающие: развивать в детях чувства сотрудничества.

Материалы и оборудование: мяч, повязка на глаза.

Ход занятия.

Воспитатель : здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну вежливости. Давайте мы с вами поздороваемся по-особому.

Когда я скажу вы начнете хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками.

Воспитатель : молодцы, ребята. Скажите, как мы начинаем общение с людьми?

Ответы детей: говорим здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Воспитатель : все верно. А какие еще вежливые слова вы говорите и слышите от других людей?

Ответы детей: спасибо, пожалуйста, извините, простите, до свидания.

Воспитатель : верно, ребята.

Воспитатель : когда мы общаемся друг с другом, мы используем важные правила. Чтобы узнать первое правило общения отгадайте мою загадку: что есть у каждого из вас, но другие используют это чаще?

Ответы детей: это имя.

Воспитатель : правильно, это ваше имя. А ответьте мне, вы знаете что обозначают ваши имена?

Ответы детей: нет (некоторые дети отвечают, что знают).

Воспитатель : давайте я познакомлю вас со значением ваших имен (воспитатель рассказывает значение имен).

А теперь давайте мы с вами поиграем в интересную игру, она называется «Ласковое имя». садитесь в круг. «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих ласковых имен. Важно запоминать, кто вам бросил мячик. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

Воспитатель : молодцы, ребята! Посмотрите на шкатулке открылся один замок, это означает, что мы с вами разгадали одно правило обращения друг к другу. Скажите мне какое?

Ответы детей: обращаться всегда нужно по имени.

Воспитатель : правильно, а ко всем ли мы можем обращаться по имени?

Ответы детей: нет, ко взрослым мы обращаемся по имени и отчеству.

Воспитатель : молодцы, ребята. А сейчас давайте попробуем разгадать второе правило. Ко мне выйдут двое ребят, и я завяжу вам глаза, а вы попробуете поговорить друг с другом (воспитатель завязывает детям глаза, и они проигрывают ситуацию). Скажите, вам было удобно разговаривать?

Дети отвечают, что нет.

Воспитатель : а почему как вы думаете?

Дети: потому что мы не видели друг друга.

Воспитатель : все верно. А теперь скажите мне какое правило обращения вы сейчас узнали?

Ответы детей: нужно видеть с кем разговариваешь и смотреть собеседнику в глаза.

Воспитатель : правильно, давайте посмотрим правильно ли мы отгадали правило. Да правильно, второй замок на шкатулке открылся. А сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем в игру «Испорченный телефон».

Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Воспитатель : мы с вами поиграли, теперь можно разгадать последнее правило обращения. А для этого поиграем в одну игру, она называется «Комплимент».

Встаньте все в круг, мы будем по кругу передавать мячик и говорить при этом что-нибудь хорошее друг другу, например, Ваня, ты очень добрый мальчик!

Воспитатель : все вы молодцы, сказали друг другу много хорошего. Давайте подумаем какое из этого можно вывести правило?

Ответы детей: обращаясь к кому-либо нужно говорить приятное, комплименты,

Воспитатель : правильно, дети. Вот и открылся последний замок на шкатулке, давайте посмотрим, что же там внутри (показывает шкатулку, в которой лежит волшебная палочка). Все вы сегодня большие молодцы, давайте назовем все три правила.

Ответы детей: обращаться нужно всегда по имени или имени отчеству, если обращаешься ко взрослому, нужно смотреть в глаза и говорить приятные слова, комплименты.

Воспитатель : все правильно, а теперь я прощаюсь с вами. До свидания, дети!

Занятие 3.

Тема «Спасибо – это главное».

Цель – обучение детей использованию слов благодарности.

Задачи:

Воспитательные :

- воспитывать культуру общения и речи.

Образовательные:

- учить употреблять различные средства выражения благодарности;

- учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.

Развивающие:

- развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас

Материалы и оборудование:

Ход занятия.

Воспитатель : здравствуйте, ребята. Нашего сегодняшнее занятие будет посвящено словам благодарности. Скажите, какими словами вы благодарите родных и друзей?

Ответы детей: спасибо, благодарю, большое спасибо.

Воспитатель : верно. Я расскажу вам о происхождении слова спасибо. Спасибо — это слово выражающее благодарность за что-либо. По правилам этикета необходимо благодарить за даже небольшую услугу. Слово «спасибо» появилось в русском языке в начале 20-го века. Оно произошло от словосочетания «спаси Бог». Когда говорим другому человеку «спасибо», желаем ему, чтобы его спас Бог.

Слово «Благодарю» образовано из двух слов: благо и дарить. Говоря это слово, вы делитесь частичкой вашего блага и отвечаете добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую» то есть «приношу благодарение».

А эти волшебные слова можно говорить только родным и друзьям или можно благодарить и незнакомых людей?

Ответы детей: можно и незнакомым людям говорить эти слова.

Воспитатель : верно, а в каких ситуациях слова благодарности можно говорить незнакомым людям?

Ответы детей: когда нам открыли дверь в магазин, уступили место в транспорте, продавец в магазине отдал покупку, помогли подняться по лестнице.

Воспитатель : все правильно. А теперь давайте мы с вами поиграем в игру. В центр круга встанет один ребенок, он сегодня будет именинником, а мы жестами и мимикой будем показывать, что дарим ему подарки, а он будет также их принимать.

Воспитатель : теперь вы знаете, что сказать спасибо можно не только словами, но и жестами, мимикой. Теперь давайте подумаем, а что бы было если люди не стали говорить спасибо, какими бы они стали?

Ответы детей: люди бы стали злыми, грубыми. Они не хотели бы помогать друг другу.

Воспитатель : все правильно, ребята. Ребята, а каких вежливых героев книг вы знаете?

Ответы детей: золушка, Мальвина, Элли из изумрудного города, принцесса на горошине.

Воспитатель : все верно ребята. В конце нашего занятия давайте поиграем. Игра наша называется «пылесос и пылинки», вы все будете пылинками, разлетайтесь по группе, а я включу пылесос и вы полетите ко мне и ляжете на пол.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для родителей и воспитателей «Как подготовить руку к письму» Рекомендации которые помогут в подготовке к школе. Хотим пожелать вам терпения и дать несколько рекомендаций, которые помогут в подготовке.

Методические рекомендации для воспитателей ** - ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его; ---скученное изображение. Характер линии: * - плавная без отрыва; ** - прерывистая;.

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации» «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации» В настоящее время в ДОО активно внедряются инновационные.

Методические рекомендации для воспитателей «Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС» Многие педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. 1 лист. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Вверху титульного листа указывается полное.

Методические рекомендации для воспитателей «Работа детей на огороде» Методические рекомендации для воспитателей «ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТ В ЦВЕТНИКЕ, ЯГОДНИКЕ, ОГОРОДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ОБРАБОТКА.

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития 1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности.

Методические рекомендации по формированию портфолио воспитателя Какие задачи решаются воспитателем в процессе составления портфолио? - научиться анализировать свою педагогическую деятельность, - систематизировать.

Методические рекомендации учителям начальной школы по формированию культуры общения младших школьников (УМК «Школа России») Анализируя учебники по русскому языку, я пришла к выводу, что с одной стороны, в учебниках содержится достаточно материала для развития.

Мониторинг развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателя ДОУ Организация предметно-развивающей среды может рассматриваться как условие развития игры детей старшего дошкольного возраста, если педагог:.

Рекомендации по формированию личностного общения дошкольников Ребенок – это маленькая частичка нашего общества. Он живет и развивается среди людей, а это значит, что он нуждается в общении с окружающими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей по формированию внеситуативно-деловой формы общения у старших дошкольников
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 09:51
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД