МААМ-картинки

Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации

Анна Савчук
Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы

Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять задания. Развивать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет необходимо с учетом тех знаний и навыков, которые были сформированы на предыдущем этапе (в 3–5 лет). Однако эмоции старших дошкольников сложнее, речь более развита, поэтому занятия с ними следует выстраивать по-другому.

В чем особенности работы со старшими дошкольниками?

Публикация «Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет, Методические рекомендации» размещена в разделах

Чтобы расширять эмоциональную лексику старших дошкольников, необходимо вводить в словарь более сложные для понимания эмоции : интерес, удивление, страх.

На занятиях следует стимулировать более сложные виды речевой деятельности. Для этого воспитатель просит детей давать на вопросы развернутые и обоснованные ответы. Важно, чтобы ребенок мог понятно и подробно рассказать о собственном эмоциональном опыте, произнести перед сверстниками выразительный монолог. При этом воспитатель обращает внимание на то, чтобы дошкольники использовали все средства экспрессии (выразительность, сила проявления чувств, переживаний). Некоторые элементы занятия с детьми 5–7 лет повторяются, но усложняются. При этом необходимо вводить новые.

Какие элементы нужно включить в занятие для детей 5–7 лет?

Познакомьте детей с историей (текстом или мультфильмом, в которой герои испытывают эмоции, понятные старшим дошкольникам: интерес, удивление, страх. Можно обратиться к историям, в которых герои испытывают уже знакомые детям эмоции : радость, грусть, злость. При этом воспитатель должен активизировать более сложную лексику этих эмоций. Например, слова «ликование», «весельчак» для базовой эмоции радость.

Задайте вопрос: «Что почувствовал персонаж, когда. ?" Этот вопрос активизирует в речи ребенка слова, которые обозначают оттенки эмоций. Например: страх, беспокойство, волнение, тревога, ужас. Детям 3–5 лет воспитатель задавал подобный вопрос в другой форме : «Какое настроение стало у героя, когда. ?»

Спросите: «Как вы думаете, персонаж очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился и т. д. ?" В данном случае любые ответы детей правильные.

После этого спросите: «Какими словами можно выразить, что герой очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился?" Внимательно выслушайте ответы детей, повторите их, добавьте свои варианты. Когда дети отвечают на эти вопросы, они начинают понимать оттенки эмоций, расширяют свой эмоциональный словарь. Например: герой сильно удивлен – поражен, ошарашен.

Примерные вопросы:

Гномик очень-очень боится или чуть-чуть? (Любые варианты ответов верны.)

Как можно сказать, что он очень-очень боится? (Он в ужасе.)

Как можно сказать, что он чуть-чуть боится? (Он беспокоится, тревожится, волнуется.)

Как можно сказать, что он очень-очень обрадован? (Он ликует, в восторге.)

Обратите внимание детей на их выразительность чувств, действия персонажей в эмоциональной ситуации. Если вы изучаете с детьми новую эмоцию, используйте те же методические приемы, что и в работе с младшими дошкольниками. Например, предложите разыграть экспрессивный этюд. В каждом этюде должны участвовать не менее 2–3 воспитанников.

Примерные вопросы:

Кто может показать, как он с интересом наблюдает за детьми, выполняющими задание?

Кто может показать, как он с интересом слушает рассказ воспитателя?

Задайте вопрос: «Как выглядит и что делает человек, который. ?" Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые описывают действия, экспрессию героя, переживающего эмоцию. Например: ликование, восторг, улыбается, вторая. Если вы закрепляете знания дошкольников по уже изученной эмоции, этот вопрос можно задать, не демонстрируя иллюстрацию или экспрессивный этюд.

Задайте вопрос: «Какими словами можно назвать человека, который часто боится, беспокоится, трусит (трусишка, беспокойный, многим интересуется, любит получать новые знания (любознательный, преодолевает свои опасения, страх (храбрый, смелый, решительный, отважный) и т. д.». Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего эмоцию часто.

Попросите вспомнить сказки, истории, мультфильмы, стихи, в которых герои испытывают изучаемую эмоцию. Старшие дошкольники должны назвать конкретный эпизод действия. В отличие от занятия с детьми 3–5 лет на этот вопрос все воспитанники должны дать развернутый ответ. Заранее готовить ответы не надо. Дошкольники не только тренируют смысловую память, но и развивают монологическую речь в форме спонтанного речетворчества. Так они научатся понимать ситуационные причины эмоций.

Научите детей задавать вопросы, которые связаны с эмоциями и эмоциональной лексикой. Когда ребенок учится формулировать вопросы, он осваивает более сложный вид речевой деятельности и приобретает социальный опыт.

Попросите детей вспомнить и рассказать, когда они испытывали изучаемую эмоцию. Например, чему удивились? Что было интересно узнать? От чего они были в восторге? Были ли какие-то события, которые привели их в восторг? Подобное задание на общем занятии следует давать только на позитивные эмоции. Оно позволяет детям осознать личный эмоциональный опыт, познакомиться с эмоциональным опытом других детей и соединить это со словом, обозначающим эмоцию. Кроме того, дети тренируются в монологической речи. В отличие от младших дошкольников дети 5–7 лет выполняют это задание без примера взрослого. Данное задание поможет понять эмоциональное состояние самого ребенка. Иногда ответы детей обнаруживают их скрытые качества, черты характера.

Чтобы запомнить последовательность вопросов, которые нужно задавать детям, опирайтесь на треугольник эмоционального словаря. Вершины треугольника – это три группы слов по каждой базовой эмоции. Во время занятия задавайте три вопроса: по одному для каждой группы слов, передвигаясь от одной вершины к другой, «проходя» треугольник.

В начале освоения новой эмоциональной лексики педагог может выбрать только одну-две базовые эмоции. Тогда занятие будет не таким насыщенным в отношении освоения эмоционального словаря.

Такой опыт полезен для общего социального развития дошкольников и активизирует их внимание к эмоциональной сфере.

Публикации по теме:

Формируем эмоциональный словарь у детей 3–5 лет: рекомендации Младшие дошкольники часто испытывают эмоции, которые не понимают и не могут объяснить словами. Формировать и расширять эмоциональный словарь.

Методические рекомендации по работе с цветными счетными палочками с детьми 4–5 летМетодические рекомендации по работе с цветными счетными палочками с детьми 4–5 лет Во всём мире широко известны и активно используются счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения.

Методические рекомендации «Развитие певческих способностей у детей» РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ Методическая разработка Музыкальный руководитель: ТИНЬГАЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА План 1. Развитие.

Методические рекомендации «Йога для детей» Детская йога. Йога — древнейшая духовно-телесная практика, пришедшая к нам из Индии. Нет, наверное, сегодня человека, который не знал бы,.

Методические рекомендации «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №69»г. СЫКТЫВКАРА Методическая рекомендация «Театрализованная.

Методические рекомендации для родителей «Как можно помочь агрессивному малышу» Методические рекомендации для родителей Как можно помочь агрессивному малышу 1. Прежде всего такому ребенку требуется постоянное доброжелательное.

Методические рекомендации для родителей по обучению детей ПДД Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной, т. к. детский травматизм по городу и стране в целом.

Методические рекомендации «Тестопластика как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золушка» г. Рассказово, Тамбовская область.

Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ФНР Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФНР (дислалия) [/b]В ходе констатирующего.

Как формировать познавательное отношение к миру у детей 2–3 лет Какие они разные, эти двухлетние малыши! Одни неутолимы в своем стремлении познать окружающий мир, лезут в каждую щелку, хватают все, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации
Опубликовано: 15 февраля 2019 в 11:42
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации» (включая файлы) размещена пользователем Анна Савчук (УИ 312248) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД