Папки-передвижки

Методические рекомендации «Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы» для 7 класса

Паврозник Наталья Григорьевна
Методические рекомендации «Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы» для 7 класса
▼ Скачать + Заказать документы

В Концепции модернизации российского образования четко определены новые приоритеты образования: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития».

Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников ключевых компетенций : гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда, здоровый образ жизни.

Публикация «Методические рекомендации „Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы“ для 7 класса» размещена в разделах

Красной строкой в концепции проходят слова об «успешной социализации» учащихся. Это значит, что в процессе воспитания детей мы должны видеть социально-педагогическую составляющую: взаимоотношения ребёнка с социумом, влияние на него таких факторов социализации как семья, сверстники, институты социального воспитания.

Эта проблема может решаться на основе создания социально-развивающей образовательной среды и на базе воспитания ключевых социально-личностных компетенций.

А. В. Хуторской выделяет семь «ключевых» образовательных компетенций :

Ценностно-смысловая компетенция

Общекультурная компетенция

Коммуникативная компетенция

Социально-трудовая компетенция

Компетенция личностного самосовершенствования

Учебно-познавательная компетенция

Информационная компетенция

Я бы хотела остановиться на формировании последней. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также окружающем мире.

Работа с различными текстами развивает способность самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Вместе с тем анализ результатов выполнения лицеистами заданий, связанных с работой с текстами, показал, какие из наиболее типичных универсальных учебных умений у обучающихся либо не сформированы, либо сформированы на низком уровне.

Так, например:

Ученики недостаточно владеют различными способами чтения: просмотровым (ознакомительным, поисковым, регрессивным, прицельным (с ориентацией на отбор информации);

Учащиеся затрудняются при работе с несплошными (составными) текстами, включающими различного рода «вставки»;

Школьникам сложно дать ответ в развернутой письменной форме, выявить авторскую позицию, сформулировать и аргументировать собственную;

Учащиеся не умеют удерживать в памяти информационные фрагменты и соединять их в общую информационную картину текста;

Ученики невнимательны к деталям, порой весьма значительным.

Определяя условия, которые могли бы способствовать формированию информационной компетенции у учащихся, нужно обратить внимание на важную роль личностно-деятельностного подхода к образованию, который проявляется и проверяется только в процессе выполнения определенным образом составленного комплекса действий. А учебный материал по истории рассматривается как база для формирования общеучебных умений и навыков: выделять проблему, ставить задачу, намечать план её решения, реализовывать план, анализировать полученные значения. Одним из способов формирования выше названных навыков является решение компетентностно-ориентированных задач, которые составляются на основе текстов исторических источников.

Примером использования такого способа является решение задачи «Смута в Московском государстве» при изучении темы «Россия на рубеже XVI - XVII веков».

Урок «От Б. Годунова до М. Романова: лица и события»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок решения информационной задачи.

Цель: Закрепить и систематизировать знания важнейших фактов данного периода.

Задачи:

Раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов.

Формировать информационные умения и навыки : ориентироваться в структуре разного рода текстов; извлекать из текста информацию, критически её оценивать; отбирать информацию для выдвижения гипотезы, формировать доказательства; определять позицию автора; реконструировать аргументы; выражать и обосновывать собственную позицию.

Воспитывать гордость за своих предков в трудных условиях отстоявших независимость Родины.

Оснащение: раздаточный материал: отрывок из работы историка С. Ф. Платонова «Очерки по истории Смуты в Московском государстве» (для каждого ученика). Интерактивная доска Smart с программой SmartNotebook, презентация урока.

Ход урока

I этап

Оргмомент

Целеполагание: учащимся предлагается ещё раз прочитать тему урока, подумать и сказать, чем мы будем заниматься на уроке. Можно к теме урока добавить иллюстрацию штурма Москвы ополченцами на интерактивной доске. Обычно этого достаточно, чтобы учащиеся пришли к выводу, что на уроке мы ещё раз вспомним события и участников смуты.

II этап

Учитель подтверждает выводы учащихся, но говорит о том, что вспомним мы Смуту в ходе решения задачи. При решении этой задачи необходимо извлечь из исторического текста как можно больше информации.

Учитель раздает учащимся текст и вопросы к нему (см. раздаточный материал). Этот же текст появляется на интерактивной доске.

III этап

Учащиеся читают текст и выполняют задания. На этот этап обычно отводится 10-15 минут в зависимости от уровня обученности и обучаемости учащихся.

IV этап

На данном этапе проверяется правильность выполнения заданий. Учащиеся по желанию выходят к интерактивной доске и используя её функции дают ответы, остальные учащиеся и учитель определяют их правильность.

1 задание: С чего началась Смута, по мнению С. Ф. Платонова? ( деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации)

Учащийся при помощи курсора подчеркивает синей линией необходимую фразу в тексте на интерактивной доске.

Правильный ответ 1 балл «началась открытая Смута рядом боярских открытых интриг». Ребята подтверждают или опровергают ответ, следующий щелчок по доске меняет цвет букв правильной фразы и можно сравнить ответ учащихся и правильный ответ.

2 задание: На что были направлены боярские интриги, по мнению автора? ( деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации)

Следующий учащийся подчеркивает необходимую фразу в тексте на интерактивной доске.

Правильный ответ 1 балл «… на то, чтобы захватить влияние во дворце, власть, впоследствии - престол». Вновь ответ ученика сравнивается с правильным

3 задание: Чьим регентом был Б. Годунов, когда он был избран на царство и кем? ( деятельность: привлечение дополнительных знаний, аргументация).

Правильный ответ 3 балла.

а) Фёдора Ивановича, сына Ивана IV - 1 балл

б) 1598 год

в) Земским собором

Учащийся дает ответ, затем сравнивает свои ответы с ответом на интерактивной доске (открывая шторку.

4 задание: О каких Дмитриях говорится в тексте? ( деятельность: рефлексия на содержание, аргументация, привлечение дополнительных знаний)

Правильный ответ 6 баллов.

а) в первом случае - о Лжедмитрии I (Григории Отрепьеве) – 2 балла

б) во втором случае – о Лжедмитрии II – 2 балла

в) царевич Дмитрий – сын Ивана IV, погибший в 1591 году – 2 балла

Один из учащихся дает ответ и открывает шторку на интерактивной доске, проверяет правильность ответа.

5 задание: Каковы причины свержения Шуйского? Приведите цитату из текста ( деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации, аргументация).

Правильный ответ 2 балла. Один из учащихся подчеркивает цитату в тексте на интерактивной доске, озвучивает её.

«Однако торжество Шуйского было непрочно. Он пал вследствие осложнений, созданных польским и шведским вмешательством».

Чтобы проверить правильность ответа, учитель щелкает курсором мыши по доске. Нужная цитата меняет цвет. И можно установить совпала ли она с той, что подчеркнул ученик.

6 задание: Докажите цитатой из текста, что на борьбу против иностранной интервенции поднялся весь русский народ ( деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации).

Правильный ответ 3 балла. Один из учащихся подчеркивает цитату в тексте. После щелчка по доске правильный ответ меняет цвет букв.

«Против иноземного господства спешили соединиться в одном ополчении все народные группы, до тех пор взаимно враждовавшие».

7 задание: Кто создал первое ополчение и какова его судьба? Приведите цитату из текста, подтверждающую ваше мнение (деятельность поисковое регрессивное чтение, отбор необходимой информации, привлечение дополнительных знаний, аргументация).

Правильный ответ 3 балла. Один из учащихся отвечает, затем убирает шторку на интерактивной доске и появляется правильный ответ.

а) Ляпунов – 1 балл

б) ополчение распалось после убийства Ляпунова – 1 балл

в) «Временное правительство, созданное в ополчении вокруг Ляпунова, собрало в себе представителей этих враждебных групп, но оно скоро погибло вследствие их слепой вражды…» - 1 балл

Ответ ученика сопоставляют с ключом.

8 задание: Кто и когда освободил Москву от поляков. Подтвердите ваше мнение словами текста ( деятельность: поисковое регрессивное чтение, отбор информации, привлечение дополнительных знаний).

Правильный ответ 4 балла.

а) нижегородское ополчение - 1 балл

б) во главе с Мининым и Пожарским – 1 балл

в) в октябре 1612 года – 1 балл

г) «создано было нижегородское ополчение, освобождена Москва …» - 1 балл

После ответа ученик убирает шторку и сравнивает свой ответ с ключом.

V этап

После завершения работы над заданиями и проверки результатов наступает один из самых ответственных и значимых этапов работы – детальный анализ правильных и, главное ошибочных ответов. Для обсуждения предлагаются вопросы:

На какие задания даны верные ответы и почему?

Что сделано неверно и почему?

Почему не удалось обнаружить необходимую информацию?

Почему выстроили неверное умозаключение?

На что не обратили внимания при чтении?

VI этап

Учитель подводит итоги, оценивает деятельность учащихся. Д/з – составить кроссворд по данной теме.

Если позволит время урока, можно провести викторину: «Лица Смутного времени».

Пользуясь предложенной ниже шкалой, можно определить примерный уровень грамотности чтения учащихся.

Уровень грамотности чтения (% набранных баллов при решении задачи)

Высокий (100-75%) Средний (74-50 %) Нижний (49 % и менее)

Надо отметить, что учащиеся с большим желанием и интересом воспринимают такую форму работы. По их отзывам, при выполнении заданий в форме учебных задач они учатся работать самостоятельно, вдумчиво, чувствуют себя исследователями.

Важно также и то, что работа с компетентностно-ориентированными задачами и последующая рефлексия на основе их решения способствуют развитию у учеников важнейших логических приемов мышления; анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации, сравнения, классификации, что интенсивно влияет в целом на уровень интеллектуального развития личности.

Результативность данной методики можно отследить на основе предложенной выше шкалы.

1 задача «Смута в Московском государстве»

2 задача «Петр I в Кенигсберге»

Уровень грамотности чтения

1 задача

Уровень 7а 7б 7в 7г 7д Итого

Высокий 5 4 6 3 4 22

Средний 14 17 13 19 20 83

Нижний 7 6 6 5 - 24

2 задача

Уровень 7а 7б 7в 7г 7д Итого

Высокий 10 7 11 5 9 42

Средний 15 15 13 16 15 74

Нижний 1 5 1 6 - 13

Динамика: при решении 1 задачи 24 ученика находились на нижнем уровне грамотности чтения, а при решении 2 задачи только 13 учеников. Увеличилось число учеников вышедших на высокий уровень грамотности чтения с 22 до 42.

Универсальные умения, формируемые при решении компетентностно-ориентированных задач, чрезвычайно актуальны для успешной сдачи выпускниками 9 и 11 классов ЕГЭ, особенно части «С». А успешность выпускников лицея в ходе итоговой государственной аттестации – это залог их конкурентоспособности при поступлении в высшее учебное заведение, в достижении ими социально значимых личных целей.

Раздаточный материал. Из работы С. Ф. Платонова «Очерки по истории Смуты в Московском государстве»

«Главнейшие моменты в ходе Смуты следовали в такой последовательности: началась открытая Смута рядом боярских дворцовых интриг, направленных на то, чтобы захватить влияние во дворце, власть, впоследствии – престол. Эти интриги открылись тот час после смерти Грозного и разрешились регентством, а затем воцарением Б. Годунова… Тогда оппозиционные элементы из дворца перенесли смуту в войско и, выдвинув Самозванца, сделали орудием борьбы войсковые массы. Эти массы, служа послушно тем своим вождям, которым они верили, сражались за Годуновых и за Дмитрия, или против Дмитрия за Шуйского, словом принимали пассивное участие в борьбе за престол, доставив последнее торжество на ней Шуйскому… Однако торжество Шуйского было непрочно. Он пал вследствие осложнений, созданных польским и шведским вмешательством, и взамен его слабого правительства создалась польская диктатура. Против иноземного господства спешили соединиться в одном ополчении все народные группы, до тех пор взаимно враждовавшие. Временное правительство, созданное в ополчении вокруг Ляпунова, собрало в себе представителей этих враждебных групп, но оно скоро погибло вследствие их слепой вражды… Тогда сложилась, наконец, программа действий… создано было нижегородское ополчение, освобождена Москва и побеждены казаки».

1. С чего началась Смута, по мнению С. Ф. Платонова?

2. На что были направлены боярские интриги, по мнению автора?

3. Чьим регентом был Б. Годунов, когда он был избран на царство и кем?

4. О каких Дмитриях говорится в тексте?

5. Каковы причины свержения Шуйского? Приведите цитату из текста.

6. Докажите цитатой из текста, что на борьбу против иностранной интервенции поднялся весь русский народ.

7. Кто создал первое ополчение и какова его судьба? Приведите цитату из текста, подтверждающую ваше мнение.

8. Кто и когда освободил Москву от поляков. Подтвердите ваше мнение словами текста.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-шнуровка для учащихся 3 класса коррекционной школы «Пришей пуговицу»Дидактическая игра-шнуровка для учащихся 3 класса коррекционной школы «Пришей пуговицу» В 3 классе коррекционной школы по предмету «Труд» в разделе «Работа с текстильными материалами» на уроках учащимся даются понятия: ткань,.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Классный час «Наша дружная семья» для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII видаКлассный час «Наша дружная семья» для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида Тема: «Наша дружная семья» Цель деятельностная: формирование у учащихся положительного отношения к семье, правила поведения в семье. Цель.

Конспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школыКонспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школы Цель: Формировать у учащихся представления о грузовом транспорте. Задачи: Образовательные: Учить школьников работать с геометрическими.

Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида.Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Цель: Дать представление учащимся.

Методические рекомендации для родителей «Играем с осенними листочками и развиваемся» с использованием мастер-классаМетодические рекомендации для родителей «Играем с осенними листочками и развиваемся» с использованием мастер-класса Методические рекомендации для родителей в форме консультации: «Играем с осенними листочками и развиваемся» с использованием мастер-класса.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Занятие для учащихся 6 класса школы искусств «Линейный рисунок. Портрет»Занятие для учащихся 6 класса школы искусств «Линейный рисунок. Портрет» Линия – это один из главных художественно выразительных приемов в изображении рисунка. Она активно используется в набросках, в декоративном.

Сценарий праздника для учащихся начальной школы «День рождения класса» День рождения класса. Цель: развивать познавательный интерес, расширять представление о временах года и о календаре; добиваться участия.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы» для 7 класса
Опубликовано: 7 августа 2022 в 10:05
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы» для 7 класса» (включая файлы) размещена пользователем Паврозник Наталья Григорьевна (УИ 3035225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД