Лучший педагог года

Методические рекомендации «Организации работы с группой по танцевальной терапии»

Екатерина Степашкина
Методические рекомендации «Организации работы с группой по танцевальной терапии»

Принципы работы группы танцевальной терапии :

В качестве принципов работы групп танцевальной терапии используются традиционные принципы работы тренинговых групп :

1. добровольности участия;

2. «здесь и теперь»;

3. конфиденциальности;

4. открытого выражения чувств;

5. ответственности;

6. активности.

Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы.

Задачи:

1. углубление осознания участниками группы собственного тела;

Публикация «Методические рекомендации „Организации работы с группой по танцевальной терапии“» размещена в разделах

2. развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;

3. установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Этапы работы : I. этап - разогрев:

Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Упражнение «Танец отдельных частей тела».

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Время: 5-7 мин.

Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

1. танец кистей рук

2. танец рук

3. танец головы

4. танец плеч

5. танец живота

6. танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

1. какой танец было легко исполнить, какой трудно?

2. почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

II. Этап - Основная деятельность:

Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи разных стилей.

Упражнение «Ведущий и ведомые».

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Время: 10 мин.

Процедура: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные - ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Вопросы для обсуждения:

1. что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?

2. что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?

3. когда участникам было более комфортно - когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?

Упражнение «Животные»

Цели: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом; установление участниками группы связи чувств с движениями.

Материалы: Медитативная музыка.

Время: 10 мин.

Процедура: Американский психолог и теоретик танца У. Соррел в 1967 г. утверждал: «Танец старше человека. Первобытный человек подражал различным животным и доподлинно копировал, как животные охотятся и бегают, как они ищут пищу и ухаживают друг за другом». Действительно, в науке достаточно описаны особые, ритмичные движения животных, птиц, насекомых, которые в силу ритмичности названы танцем.

Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 2 минут вы должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте», изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь.

Вопросы для обсуждения:

1. какое животное, по мнению группы, выбрал тот или иной ее участник?

2. почему было выбрано это животное?

3. какое движение было наиболее характерным, что оно означает?

4. как чувствовали себя участники, представляя себя животным?

5. какие ощущения испытывали, чувства переживали?

Анализ движений, использованных участниками в упражнении по «Системе усилий» Р. Лобана, в которой динамика движений определяется 4 параметрами:

1. Пространство - может быть прямым и непрямым (многофокусным).

2. Насколько направлены ваши движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в теле?

3. Время - может быть быстрым и плавным.

4. Какой ритм более органичен для вас? При каком ритме - быстром или медленном – вы чувствуете себя более уверенным, более осознанным, более испуганным? Можете ли вы освоить разнообразие ритмов?

5. Сила - может быть мощной и легкой.

6. Насколько вы чувствуете свою силу, вес? А - следовательно - опору, поддержку, связь с землей?

7. Течение - свободное и ограниченное, характеризует личное пространство человека, которое он считает своим и при вторжении в которое чувствует дискомфорт?

8. Как много места вы позволяли себе занять? Насколько вы чувствуете «свое» пространство? Как вы входите в пространство других людей?

Упражнение «Отображение».

Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения; развитие самопринятия и взаимопринятия.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Время: 10 минут.

Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера - как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь ролями.

Вопросы для обсуждения:

1. на какие движения партнера вы обратили внимание?

2. что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал ваши движения?

Упражнение «Танец-хоровод»

Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности (танец в кругу - древнейшая форма танца); повышение групповой сплоченности.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Время: 5 мин.

Процедура: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.

Вопросы для обсуждения:

1. Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?

2. Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?

3. Удалось ли добавить индивидуальные особенности ваших движений в общее движение, что вы при этом чувствовали?

Упражнение «Все со всеми».

Цели: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.

Материалы: музыка разных стилей.

Время: 15 мин.

Процедура: Участники становятся в два круга - внешний и внутренний. Один из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь, следуя своим чувствам в данный момент. Другой зеркально отражает его движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру движений. Через 30 секунд участники меняются ролями.

Двигаясь относительно друг друга, все участники должны провзаимодействовать со всеми членами группы.

Вопросы для обсуждения:

1. отличаются ли ваши чувства в процессе взаимодействия с разными участниками?

2. насколько обогатился ваш танцевально-двигательный репертуар в процессе взаимодействия с участниками группы?

III. Этап - Завершение.

Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

Материалы: музыкальный проигрыватель.

Упражнение «Восход солнца»

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Время: 3 мин.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте, как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти.» После слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом солнца.

- разогрев;

- plie;

- battement tendu;

- swing;

- swing ногами;

- adagio;

- прыжки на середине;

- диагональ (триплеты, связка на триплетах, прыжки);

- танцевальная комбинация №1;

- танцевальная связка №2;

-использование поз йоги

Первая поза : ГОРА (тадасана)

Именно с этой позы принято начинать каждый комплекс йога упражнений. Не смотря на кажущуюся простоту, выполнение такой позы потребует наличия или выработки некоторых навыков.

Выполнение позы:

Стоя, ноги вместе. Проследите за тем, чтобы ступни соприкасались по всей своей длине. Выпрямите колени и напрягите мышцы бедер. Во время упражнения спина должна быть прямой, голова слегка приподнятой. Руки опускают вдоль тела и обращают к нему ладонями. Мышцы лица также должны быть расслаблены. Сосредоточившись на центре своего тела, останьтесь в данной позе на пару минут, глядя прямо перед собой.

Вторая поза: (врикшасана) дерево.

Поза выполняется с целью укрепления нервной системы, мышц ног, суставов. Она развивает вестибулярный аппарат организма человека.

Выполнение упражнения:

Встав в позу горы, которую мы описали выше, согните правую ногу, отведя в сторону колено. Взяв стопу руками, положите её рукой на свое левое бедро. Чем ближе к области паха, тем лучше и эффективнее. Следите за тем, чтобы правое колено находилось в одной плоскости с телом. Сделайте вдох, одновременно поднимая руки над головой. Соединяйте ладони без сгиба локтей. На выполнение позы необходимо 1-2 минуты. Затем необходимо повторить упражнение, поменяв опорную ногу.

Третья поза : ТРЕУГОЛЬНИК (триконасана).

Простая поза, способная сократить жировые отложения, расширить грудь и дать встряску, выводящую из состояния вялости весь организм. Рекомендуется тем, кто часто работает сидя.

Выполнение упражнения:

Встав прямо с расстоянием между стоп около метра, разведите в стороны руки ладонями вниз так, чтобы они были параллельны полу. На выдохе наклоняйтесь влево так, чтобы касаться пола. Смотреть необходимо на поднятую вверх правую руку. На вдохе вы должны вернуться в исходное положение, а затем повторить упражнение с наклоном вправо. Поза выполняется по 5 раз в каждую сторону. Обычно этого достаточно для одной тренировки по йоге.

Четвертая поза: ЗМЕЯ (бхуджангасана).

Направлено упражнение на оздоровление и омоложение спинного мозга. Оно устранит лишний жир. Особенно полезна поза для людей, ведущих малоподвижный, сидячий образ жизни.

Выполнение упражнения:

Поза для выполнения, лежа на животе. Согнув руки в локтях, расположите ладони вблизи подмышек на полу. Плавно поднимите голову на выдохе, и, выпрямляя руки, постарайтесь прогнуться назад с максимально возможным изгибом. Одновременно необходимо поднять подбородок и отводя плечи запрокинуть голову назад. Продержавшись в позе несколько секунд, опуститесь в исходное положение. Упражнение повторяют пять раз. Обычно этого достаточно. Помните, что амплитуду прогиба следует постепенно увеличивать. Вы сможете сделать мышцы максимально гибкими, сформируете растяжку и сделаете фигуру безупречной.

Пятая поза: ПЛУГ (халасана).

Данное упражнение оказывает благотворное воздействие на состояние позвоночника. Выполняя асану, вы сможете омолодить щитовидную железу и укрепить нервную систему.

Выполнение упражнения:

Лежа на спине, на полу, вытяните руки вдоль тела. Ноги выпрямлены, ладони вниз. Поднимайте ноги на вдохе, оставляя, при этом, прямыми колени. После того, как ноги окажутся в вертикальном положении, начните плавный выдох. Через некоторое время возвращайтесь в исходное положение, а затем повторяйте асану 5-6 раз.

Шестая поза: СВЕЧА (сарвангасана).

Уникальная поза, которая полезна для всех частей тела и улучшает кровообращение. В основе взята сила тяжести. Простой принцип может сотворить настоящее чудо с вашим телом.

Выполнение упражнения:

Необходимо лечь на спину на коврик. Задержав дыхание, подымите ноги вверх, и когда они составят вертикальную линию поддерживайте их руками. Продолжительность позы для новичков – около одной минуты. Те, кто долго занимаются йогой, могут оставаться в положении свечи более чем на 10 минут. Помните, что выход из такой сложной позы должен быть аккуратным и плавным. Постепенно опускайте ноги, придерживая их и расслабляя один позвонок за другим.

Седьмая поза: «ПОЗА ТРУПА» (савасана).

Одним из самых уникальных средств снятия стресса и усталости является эта поза йоги. Выполняя упражнение всего 10-15 минут в день, вы сможете полностью избавиться от неприятного состояния. Упражнение может заменить двух – трех часовой сон. Включение такой асаны в регулярные тренировки гарантированно улучшает циркуляцию крови и повышает энергию организма.

Выполнение:

Постарайтесь максимально удобно лечь на спину, расположив руки слегка в стороны от туловища. Глаза должны быть закрыты, постарайтесь изолировать себя от посторонних шумов. Необходимо избавится от лишней, некомфортной одежды, снять украшения. Начните расслабление лежа, постарайтесь вслушаться в дыхания, следя за входящим и выходящим воздухом. Добившись свободного спокойного дыхания, переходите к расслаблению тела. Мысленно охватите отдельные части тела. Начинать нужно со ступней, ног. Затем переходите к рукам, животу, грудной клетке, шее, голове. Не стоит забывать о максимально расслаблении мышц лица. Внушайте каждой своей части тела поочередно тепло, тяжесть и ощущение легкости. Важно знать, что такое по-настоящему расслабленное тело. Полное состояние расслабленности не дает возможности открыть глаза, поднять руку или ногу, телу должно быть лень совершать любые движения. Уникальное состояние, когда ваше тело спит во время активности разума. Важно выходить из такого состояния не резко, а постепенно.

Использование психотехнологий: работа с центром, работа с позвоночником, все мышцы-все кости, зажимы по кругу, потянулись-сломались, насос и надувная кукла, работа с телом, позы, скульптуры, стоп-движения, групповая скульптура, марионетки, образ, танец противоположностей, зеркало, границы, человек и его тень, танец с платком, перекатывания по полу, падения, сиамские близнецы, большой круг, одиночество-контакт, танец имени, танец 4 стихий.

Публикации по теме:

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожки» Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожки» Методические рекомендации при разучивании песни «Пирожки», музыка А. Филиппенко,.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Петушок» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки "Петушок" Обработка М. Красева Диапазон песни ля - ми Программное содержание.

Рекомендации для педагогов о зимней танцевальной музыкеРекомендации для педагогов о зимней танцевальной музыке Зимние вальсы Каждое время года звучит по-своему. Да, да - звучит! Вспомните музыкальные картинки разных композиторов, посвящённые разным.

Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции»Рекомендации для педагогов «Знакомство детей с новой группой или как помочь детям быстрее адаптироваться после самоизоляции» Здравствуйте, дорогие коллеги, родители, гости! В условиях эпидемии какие-то сады продолжали работу, а каким-то пришлось полностью закрыться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Организации работы с группой по танцевальной терапии»
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 11:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД