Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников

Елена Данько
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 1» поселка Палатка

Юбилейная ул., д. 16а, п. Палатка, Хасынский район, Магаданская область, 686110

тел/факс 8-413-42-9-29-39. E-mail: sadik_palatka@mail.ru

ОГРН 1024901149602, ИНН 4907006795, КПП 490701001

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ДАНЬКО Е. А.

Все чаще в ДОУ мы наблюдаем детей, которые не умеют общаться. Споры, конфликты разрешают вербальной агрессией, жалобой взрослому, а то и дракой. Это проявляется и в повседневной жизни по поводу игрушки «Я первый взял», и места при построении «Я не буду с ним стоять…., я с ней не дружу, он меня толкнул…», и в играх. Не секрет, что современные дети мало играют. Дошкольникам нравится участвовать в играх, которые организуют и проводят взрослые. Самим детям трудно договориться, организовать и провести самостоятельно игру. Возникают споры, ссоры из-за распределения игровых ролей, дети часто нарушают правила, теряется интерес к игре, и она разваливается. Так как игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, важным является сформировать навыки конструктивного общения у детей. Навыки общения - это хорошо усвоенный и автоматизированный способ действия в конкретной ситуации, поэтому важно чаще включать в совместную со взрослым и самостоятельную деятельность детей игровые ситуации, упражнения, которые помогут сформировать чувство эмпатии, товарищества, научат детей общаться, договариваться.

Существуют множество игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков у детей. Я хочу предложить некоторые упражнения на формирование навыков общения между детьми с использованием социо-игровых методов, метода Мозгового штурма и тд.

Цель: развитие дружеских взаимоотношений у детей посредством игровых тренингов, упражнений.

На занятиях у психолога присутствуют не более 12 человек. Состав детей меняется. Поэтому нет постоянного места за столами. Ребята часто спорят, кто где и с кем сядет.

o Было предложено самим формировать пары: девочка-мальчик, высокий - низкий, спокойный – шумный и тд. (Развивать умение договариваться, действовать совместно).

Как выбрать в игре ведущего, водящего…

oДети предлагают варианты: с помощью считалки, по очереди, кто в красном (Воспитывать навыки сотрудничества у детей в совместных играх и упражнениях, вызывать заинтересованность в общей цели)

«Кто быстрее и лучше справится с заданием?»

o В пары предлагаю ребенок – лидер и непопулярный ребенок или 2 лидера. (Развивать умение почувствовать партнёра, проявить терпимое отношение во взаимодействии с разными детьми)

o Упражнение «Я хороший, потому что, Ваня хороший, потому что…» (Умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами)

o «День добрых дел» - дети самостоятельно отслеживают и решают, кто больше совершил за день хороших поступков (помогал, был вежлив, не ссорился, и кому вручаем значок «Я – молодец». (Показать детям, что значит взаимное признание и уважение)

o Предложить найти в художественных произведениях примеры коллективной деятельности («Теремок», «Репка», дружбы, которая спасла героев («Гуси-лебеди», «Снежная королева», «Заюшкина избушка», «Петушок-золотой гребешок»… (Создание атмосферы непосредственного, свободного общения, умения эмоционально и содержательно выражать свои мысли)

o Упражнение «О чем я мечтаю» (Упражнять детей в умении слушать и слышать собеседника, выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим).

o Использовать различные спорные ситуации для тренировки умения преодолевать конфликты, вступать в разговор, обмениваться чувствами. При этом можем использовать метод Мозгового штурма, когда дети предлагают варианты выхода из непростой ситуации. (Помирить друзей, помочь ребенку, с которым никто не играет)

Эти и другие упражнения, игры, проводимые регулярно, помогут развить навыки конструктивного общения между детьми, получать от общения удовольствие, научат ребят дружить.

Литература:

- Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г. Москва ТЦ «Сфера»- стр 60.

- Громова Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ «Сфера»- стр 65.

- Г. А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».

Электронная литература:

- Ильясова Е. Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. http://festival.1september.ru.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей от 3 до 7 лет «Времена года» Конспект занятия Времена года 1. Игра «Пол -Нос- Потолок»: Психолог: - Сейчас мы будем играть, надо стараться быть внимательными. Я буду.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей от 3 до 7 лет с ОВЗ «Весна пришла»Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей от 3 до 7 лет с ОВЗ «Весна пришла» Конспект занятия Весна пришла 1. Игра: «Солнце, Дождь, Ветер». Психолог детям: на три разных сигнала (показ картинок: ветра, тучи, солнце).

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Методические рекомендации для воспитателей по формированию внеситуативно-деловой формы общения у старших дошкольников Пояснительная записка. Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дошкольных организаций. Цель – помочь педагогам в работе,.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Методические рекомендации по формированию представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по формированию представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста В каждой возрастной.

Методические рекомендации учителям начальной школы по формированию культуры общения младших школьников (УМК «Школа России») Анализируя учебники по русскому языку, я пришла к выводу, что с одной стороны, в учебниках содержится достаточно материала для развития.

Примерный конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у дошкольников посредством игровых приемов Тема: «Цветик семицветик» Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие.

Рекомендации для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей Рекомендации для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении.

Рекомендации родителям «Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников» РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников» Подготовила и провела: Воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 08:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 июня. День игр с водой на МААМ

Важному энергетическому ресурсу, без которого жизнь на планете Земля невозможна, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой идей, как провести этот праздник, и...

14 июня. День солнышка на МААМ

Не зря всё-таки Солнышко рисуют чаще всего с добрым и улыбающимся лицом. Всё живое нуждается в нём. Если много дней подряд оно не появляется из-за туч, то мы скучаем по нему и грустим. А когда появится...


Горячие темочки