Наталья Татарских
Методические рекомендации по формированию портфолио воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Какие задачи решаются воспитателем в процессе составления портфолио?
- научиться анализировать свою педагогическую деятельность,
- систематизировать свой личный опыт.
Какими документами пользоваться при составлении портфолио?
1. ФГОС дошкольного образования. (комментарии к ФГОС)
2. Закон об образовании.
3. Профстандарт педагога.
4. Лист самооценки деятельности воспитателя.
5. Должностные обязанности воспитателя.
6. Экспертный лист аттестующегося.
7. Методические рекомендации по организации ППРС.
Публикация «Методические рекомендации по формированию портфолио воспитателя» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Портфолио воспитателя и педагога
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Какие достижения (результат) педагогической деятельности можно включить в портфолио?
1. Разработки (конспекты,, планы работы с детьми, сценарии праздников, либо театрализованной деятельности, работа с родителями, консультации для коллег, фрагмент годового плана с вашим участием)
2. Отзывы родителей, педагогов, руководителя. (может быть книга отзывов после мероприятий)
3. Участи в СМИ.
4. Награды, благодарственные письма.
5. Награды детей. Прописывается участие.
6. Лист самооценки.
Какие требования к оформлению портфолио?
1. Деловой стиль, четкое построение, последовательность при изложении материала, наличие аргументов;
2. Фото должны быть подписаны. Название мероприятия.
3. В электронном виде.
4. Каждый раздел принято делать с новой страницы.
5. Если описываются, то они вкладываются для ознакомления в приложение, в электроном варианте ссылка.
Примечание : портфолио должно дать ответы эксперту по всем направлениям и областям. (Чем более оно развернуто, тем меньше вопросов.)
6. Не включать в портфолио слишком много материала по одной теме, достаточно выбрать наилучший вариант 1-2.
7. Текст должен быть написан так, чтобы он был понят однозначно. Применение выражений и научных терминов приветствуется.
8. Фото воспитателя в педагогической деятельности приветствуются больше, чем портретные фото.
Структура портфолио.
Состоит из 4 частей
1. Общие сведения о педагогическом работнике.
2. Создание условий для получения стабильных положительных результатов освоения воспитанниками образовательных программ.
3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности (в том числе экспериментальной и инновационной, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации, разработку программно- методического сопровождения образовательного процесса.
4. Документы, характеризующие деятельность педагогического работника.
Прмечание : Оформляется в виде аналитической справки и таблицы.
Раздел 1. (образец оформления)
Общие сведения о педагогическом работнике.
Фото
Общие сведения
Ф. И. О. Татарских Наталья Викторовна
Дата рождения 17.07. 1975 год
Контактный телефон 8-912
Работа
Место работы наименование учреждения МАДОУ № 92
Занимаемая должность воспитатель
Общий и трудовой педагогический стаж 20 лет
в данном учреждении
Аттестационная категория высшая
Образование
Ижевский Педагогический Колледж по специальности учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня
окончила в 1994 году
Глазовский государственный педагогический институт, им. Короленко.
присуждена квалификация учителя начальных классов по специальности «Педагогика и методика
начального образования»
окончила в 2003 году
Как написать аналитическую справку?
Аналитическая справка представляет собой документ, в котором указываются данные исследований, проведенных в той или иной области. Ее создают для формулирования возникших проблем. Сюда вносятся несколько вариантов для выхода из сложившейся ситуации. За основу берется доступная всем информация.
Структура
Объем справки, а также ее форма жестко не регламентируется. В качестве основы служат следующие элементы:
1 Аннотация, где объясняется ситуация, которая рождает справку. НАПРИМЕР. Запрос родителей организовать работу по…. Хочу получить высшую категорию… Организовать работу по требованиям ФГОС…
2 Содержание, в соответствии структуры портфолио с указанием № страниц.
3 Введение, 2-5 предложений о данной ситуации, НАПРИМЕР: я Мария Ивановна работаю в таком то саду, в такой то группе, по такой то программе.
4 Основанная часть, Описание фактов, личного опыта (по плану таблицы раздел 3, 4)
5 Заключение, краткая оценка своей деятельности, перспективы на будущее.
6 Подписи, дата ;
7 Приложение. Это папки в которых лежат материалы подтверждающие, то что описано в самой аналитической справке.
В аннотации кратко излагается суть основного документа. (т. е. все разделы приведенные в структуре портфолио) создается, что бы раскрыть работу за пять лет (как, какие результаты, какие методы при этом использовала, для возможности поделиться своим опытом в своем коллективе.
С какой позиции оценивать и описывать свою работу в портфолио?
Я и дети
Я и родители
Я и коллектив
Я и социум.
Содержание раздела 2 ?
Раздел 2.
Создание условий для получения стабильных положительных результатов.
2.1. Организация профессиональной деятельности в соответствии с образовательной программой организации.
Описывается информация об ООП (основная образовательная программа) ДОО в котором работаете. Прописываете личное участие в разработке данной программы.
Документы в помощь: Лист самооценки П5,Экспертный лист П5.
Для документального подтверждения можно включить приказ заведующей о создании группы по составлению ООП.
Далее раскрываем как мы ее реализовываем.
НАПРИМЕР: а) по образовательным областям
б) по видам деятельности
Документы в помощь. Лист самооценки П2.3.6. экспертный лист П 2.3.6. (т. е. подсказка про что писать)
ФГОС П 2.7
Для документального подтверждения: копия календарного плана на неделю, где подтверждается то, что описываете)
2.2. Использование педагогических технологий в образовательном процессе
Какие технологии, например в соответствии программы Радуга
Особенности использования технологий.
Описание и анализ собственной методической разработки. Например Проект Родной край.
Лист самооценки П5, экспертный лист П5. Вложить методические разработки. (если нет, то необходимо описать как реализовываете общую программу ДОО, но на высшую должна быть обязательно)
2.3. Включение детей в систему дополнительного образования. (то что сверх ГОСТ)
О чем?
2.3.1. изучение и учет индивидуальных особенностей детей.
2.3.2. поддержка семей воспитаников по вопросам включения детей в систему дополнительного образования.
2.3.3. предоставление возможности детям презентовать свои достижения
Лист самооценки П2.3. Экспертный лист П2.3
Справка о включении в систему дополнительного образования, справка сколько детей посещают кружки. Если ведете сами, то программа дополнительного образования.
Если сами не ведем, то описываем как выявляем предпочтения детей в той или иной деятельности, как работаем с родителями. Т. Е. о том как я создаю условия для детей презентации их талантов. Муз работник учит, а я организую концерт.
2.4. Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
2.4.1. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов.
2.4.2. Использование собственных разработок, то, что создала сама.
2.4.3. Их интеграция в образовательном процессе, в соответствии с программой ДОО, описание как используется.
Лист самооценки П4, экспертный лист П4.
Г) если есть курсы о повышение квалификации в сфере ИТ.
Приложение 1-2 примера в образовательном процессе. Конспект с применением ИКТ.
2.5. Работа по укреплению здоровья детей.
2.5.1. Описывается состояние здоровья детей в группе в динамике.
2.5.2. Создание условий для охраны и укрепления здоровья и укрепления здоровья. (СанПиН ы)
2.5.3 Использование здоровьесберегающих технологий. ( Н: Я реализую…. пальчиковая гимнастика, работа с нестандартным оборудованием, дыхательная гимнастика, психогимнастика)
2.5.4. Взаимодействие с семьей по вопросам укрепления здоровья детей
Лист самооценки П6, экспертный лист П6. Приложение: справка о заболеваемости (у медика,план мероприятий по укреплению здоровье, таблицы, схемы, фотоматериалы.
2.6. Создание условий для психолого- педагогической поддержки позитивной социализации детей.
ФГОС ДО П 3.2.1. Прописать как реализуются эти требования. (Игры на социализацию, знакомство с правами ребенка, использование традиций программы Радуга,повышение педагогической культуры родителей)
2.7. Благоприятный нравственно-психологический климат в детском коллективе.
ФГОС ДО 3.2.5. Наличие условий для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста. (Двигательная, игровая, продуктивная,коммуникативная,трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы)
2.6.2. взаимодействие с семьей по вопросам обеспечения эмоционального благополучия детей.
Лист самооценки П4, экспертный лист П4.
Приложение: анкеты, результаты анкетирования, разработка памяток для родителей. План работы по социализации, игры.
2.8. Эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды.
Анализ материально- технического оснащения группового помещения.
Выполнение требований ФГОС ДО к организации ППРС в группе и на участке.
ФГОС ДО П3.3.
Особенности организации РППС в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Лист самооценки П3, экспертный листП3. Приложение: фото.
Возможности РППС для организации совместной и самостоятельной деятельности детей.
Приложение: Буклеты, рекомендации по организации ППРС для воспитателей, фото.
Раздел 3 личный вклад в повышение качества образования.
Можно оформит в таблице. Введение описать причину, например повышение квалификации, новые стандарты ДО.
3.1. Повышение квалификации в предаттестационный период.
Год обучения, часы. Тема курсов Организация ДПО
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования работников дошкольного образования информационно-образовательный Центр «Альтернатива»
3.2. Участие в инновационной деятельности.
год разработка Степень участия
2014 Образовательная программа дошкольного образования отделения, ориентированная на примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Васильевой и др. внедрение
2014 -2015 автор
Факт участия в данной деятельности. НАПРИМЕР внедрение новых ФГОС, т. к. новые требования работы в инновационном режиме. ИКТ создание альбомов. Полный перечень разработок по годам.
3.3. участие в творческих профессиональных общественных организациях и объединениях.
год название результат
2013 -2014 учебный год
2015 год Развитие игровой деятельности детей младенческого и раннего возраста в условиях дома ребенка. 1. Повышение качества работы по развитию игровой деятельности.
2. Разработка методических пособий и дидактического материала по развитию игровой деятельности детей младенческого и раннего возраста.
3. Пополнение предметно развивающей среды для организации игры.
4. Разработка методических рекомендаций для педагогов по развитию игровой деятельности.
Приложение: копии сертификатов, адреса сайтов, план по самообразованию, презентации, видеоматериалы,
Подтвердить факт участия в данной можно приказом.
Характер участия в деятельности: организатор, деятельный участник, эксперт, слушатель
год Тема углубленной работы. результат
Может быть не один год. Игровая деятельность Обобщение опыта.
Выступление на педагогическом совете.
Изготовление дидактических игр.
Составление планирования по разделу развитие речи.
1. Повышение качества работы по развитию игровой деятельности.
2. Разработка методических пособий и дидактического материала по развитию игровой деятельности детей младенческого и раннего возраста.
3. Пополнение предметно развивающей среды для организации игры.
4. Разработка методических рекомендаций для педагогов по развитию игровой деятельности.
3.4. участие в научно – методической, инновационной деятельности.
3.5. Наличие методических и дидактических разработок и материалов по различным образовательным разделам в соответствии со ФГОС ОУ.
Год разработки Цель результат
2014 • Планирование образовательно- воспитательной работы в группе План воспитательно- образовательной работы в первой старшей группе.
2014 • Разработка методических пособий и дидактического материала по развитию игровой деятельности детей младенческого и раннего возраста. Методическая разработка. Игровая деятельность детей раннего возраста.
2015 • Повышение качества работы по развитию игровой деятельности.
• Реализация коррекционной работы с детьми ОВЗ
Календарный план по развитию мелкой моторики рук для детей раннего возраста.
2015 • Реализация педагогического процесса по разделу физическая культура План работы по развитию движений через игры-занятия.
3.6. Презентация собственного педагогического опыта.
сми
Для высшей категории обязательно. Приложение : план методической работы ДОУ, где прописано участие, фрагмент. Выписки из протоколов.
3.7. Презентация собственной методической системы через проведение педсоветов.
год Уровень мероприятия Название темы
2014 Внутри сада, районное, городское…. Сенсорное воспитание у детей раннего возраста.
2015 Особенности организации игровой деятельности от 0 до 3. Принципы организации игровой деятельности.
Роль воспитателя как активного участника игры.
Приложение: копии сертификатов, адреса сайтов, план по самообразованию, презентации, видеоматериалы,
3.8 участие в конкурсах профессионального мастерства. Обязательное для высшей.