Методические рекомендации по использованию фольклора в формировании математических представлений у детей

Ирина Горбунова
Методические рекомендации по использованию фольклора в формировании математических представлений у детей

Каждым народом выработаны разнообразные фольклорные формы, с помощью которых происходит приобщение детей к культурной среде, формируются нравственные идеалы, развиваются интеллектуальные способности. Сказки, пословицы, поговорки, потешки, песенки, игры – это кладезь народной мудрости, который широко используется для разностороннего развития ребенка.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у дошкольников велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, становиться нервным, и именно сказка освобождает его от всего не важного, не обязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том почему все происходит так, а не иначе.

Сказка позволяет осуществлять мыслительный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели, а так же сделать математическое содержание материалом сюжетно-ролевых игр.

Математическое содержание включалось в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Они формировались как проблемные ситуации.Например: чтобы поросятам спрятаться от волка, нужно подобрать дверь определенной ширины, или после того как медведь разломал теремок вновь построить его из геометрических фигур.

Математическое содержание выступило в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования выдвижения и проверки гипотез.

Условие решения такого рода задач – организованное с помощью сказки – детское экспериментирование.

В ходе математическихсказок обязательно применялись разнообразные виды наглядности: картинки, плоскостные и пальчиковые театры, игрушки, герои сказок, математический раздаточный материал (полоски, геометрические фигуры, предметы).

Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития математических способностей дошкольников. Он позволяет решить целый ряд проблем в обучении детей математике.

Усвоение математических знаний представляет определенную трудность для мышлений. Мышление дошкольника конкретное, наглядно действенное, наглядно-образное. А математические понятия абстрактны, и для овладения ими необходим соответствующий уровень развития логического мышления и памяти,

Абстрактные математические понятия обличены в доступную для уровня развития детского мышления образную форму. Отсутствие сложных терминов снимает страх перед непонятным. Знания несут положительный эмоциональный заряд, что, по-мнению психологов, является основой для личностного, неформального усвоения материала. Они занимательны, носят игровой характер. Это отвечает потребностям ребенка и высказывает к ним интерес. Благодаря этим качествам, ребенок непроизвольно и не заметно для себя усваивает необходимые для него знания и умения.

Разработаны принципы оборота фольклорного материала, способствующего математическомуразвитию дошкольников:

- фольклорная форма должна иметь математическое содержание;

- математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям;

- фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны;

- словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям.

Были разработаны методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике:

- включение фольклора в математические занятия не является самоцелью, он должен органично вписываться в сценарий занятия не является и адекватно решать поставленные математические задачи;

- фольклорный материал, как правило, включается в занятие как его часть, но может быть использован и в ходе всего занятия, особенно, если это занятие носит сюжетный, игровой характер;

- перед включением фольклорной формы в занятие следует уточнить, знают ли дети, используемые в них слова, понятны ли они им по смыслу;

- удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов и другие;

- народные подвижные игры можно использовать в качестве физкультминуток на занятиях по математике.

Мы пришли к выводу, что используя сказочный сюжет, постоянно усложняющиеся развивающие вопросы и познавательные задания, можно достичь высоких результатов.

Этому способствовали:

- систематическое использование игр в специально организованной деятельности и вне занятий;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей;

- создание игровых проблемных ситуаций;

- введение сказочных персонажей;

- достаточное количество наглядности и раздаточного материала.

Дети стали более заинтересованными, собранными, усидчивыми, внимательными.

Диагностика показала, что дети лучше сравнивают, обобщают, обосновывают свои ответы, речь их боле доказательна. Дети стали более эмоциональными и заинтересованными, реже прибегают к помощи взрослого, пытаются самостоятельно исправить свои ошибки и оценить результат.

Публикации по теме:

Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей» • Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?.

Консультация для педагогов КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Использование фольклора в развитии дошкольников» МБДОУ детский сад № 6 Воспитатель Бочанская Н. В. Краснодарский.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Цветы
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию фольклора в формировании математических представлений у детей
Опубликовано: 17 марта 2015 в 18:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...

23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...


Горячие темочки