МААМ-картинки

Методические рекомендации по использованию в работе воспитателя лэпбука «Речевичок» (7 фото)

Галина Кубиц
Методические рекомендации по использованию в работе воспитателя лэпбука «Речевичок»

ФГОС определили несколько направлений для реализации ООП ДОУ. Одним из направлений является речевое развитие детей дошкольного возраста, задачами которого являются: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Публикация «Методические рекомендации по использованию в работе воспитателя лэпбука „Речевичок“» размещена в разделах

Период от рождения до поступления в школу является, как это признано специалистами, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств и свойств, делающих ребенка человеком.

Особенностью этого возрастного периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также является фундаментом для овладения различными видами деятельности.

Основными видами речевой деятельности дошкольника являются слушание и говорение. Их своевременное развитие обеспечивает переход к более сложным видам речевой деятельности – чтению и письму. Поэтому необходимо уделять внимание созданию условий для развития и совершенствования навыков слушания и говорения как видов речевой деятельности.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому и развитие, и совершенствование навыков слушания и говорения как видов речевой деятельности будет протекать эффективно в игровой деятельности.

Предлагаемые в лэпбуке «Речевичок» игры и игровые упражнения позволяют решать ряд задач, стоящих перед педагогами в процессе развития речевой деятельности дошкольников.

Методические рекомендации по использованию в работе воспитателя лэпбука «Речевичок»

Это необходимость развивать навыки

коллективного слушания, согласованного взаимодействия по слову,

словесному описанию, словесной инструкции, формировать навыки

аналитико-синтетической работы с вербальным и невербальным языковым

материалом, способствовать развитию смыслового восприятия текста,

развивать навыки говорения в формах диалога и монолога, способствовать

использованию в речи различных видов рассказа (описание, сообщение,

повествование и др., развивать слуховое внимание и память, способствовать

обогащению представлений о мире, человеке, нормах и правилах

взаимоотношений между людьми, способствовать развитию воображения и

словесного творчества.

Через игры по формированию воображения, расширяется кругозор детей, происходит обогащение их сенсорного опыта, обучение детей

комбинированию и воспроизведению опыта, а главное активизация и

развитие речи.

При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа со

взрослым. В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы

по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату

своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут также

делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям,

выполнять задания в группах.

В моем лэпбуке представлены различные игровые упражнения на развитие связной речи и лексико-грамматического строя речи.

Фото «Речевичок»

Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей. Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных мультипликационных фильмов. Они могут сами придумать сказку или рассказ о своих пережитых событиях или чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

При развитии речи дошкольников на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач воспитателя.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов – предметов, названий животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. Задачи игр: знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений; сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим; поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу; подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование. Я осуществляю обучение с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения, поэтому, многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

При отборе материала для игр и игровых упражнений нужно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствуют успешному усвоению грамматического строя речи.

Также в моем лэпбуке особое место занимают загадки, так как в работе по развитию речи детей они очень важны. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.

Методические рекомендации по использованию в работе воспитателя лэпбука - фото

Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

Способы построения логических задач разнообразны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку.

Игра «Доскажи словечко» знаменита среди детей. Эту игру любят и дети и взрослые. В нее можно играть с ребенком вдвоем, можно играть с группой детей. И в том и в другом случае, это будет полезное и увлекательное время провождение.

Игру можно называть по-разному: «Доскажи словечко» или «Подскажи словечко».

Фото №1 ФГОС определили несколько направлений для реализации ООП ДОУ

Эта речевая игра помогает ребенку

чувствовать рифму,

развивать речь,

запоминать новые словоформы,

образные выражения,

развивать воображение,

речевое внимание,

накопить лексикон,

улучшить чувство юмора.

Мир родного языка становится интересным и понятным. Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок, прослушав четверостишье, в конце, дополнил его недостающим словом. Эти игры можно использовать не только для расширения словарного запаса ребенка, с их помощью можно познакомить детей с многозадачностью.

Такая игра лучший превосходный помощник при изучении разных тем: «Времена года», «Профессии», «Животных», «Посуда» и т. п.

Успешное речевое развитие зависит от восприятия ребёнком окружающего мира, предметной действительности.

Использование игры «Один – много» поможет воспитателям усвоить вместе с детьми значение слов, приобрести знания об особенностях усвоения словаря в игровой форме, ясно представить основные направления работы по формированию словаря.

Задачи: формировать грамматический строй речи, лексическую систему слов; закрепить умение согласовывать слова; развитие внимания, памяти, грамматического строя речи.

Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.

Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по серии сюжетных картинок. По существу, ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овла-девают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Фото №2 Говорим правильно Лэпбук

Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.

Дети должны:

- знать, что у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой;

- уметь отличать рассказ от простого набора предложений.

Картины и серии картин можно условно разделить на три вида: 1) действие происходит вне помещения; 2) действие происходит в помещении; 3) пейзажные, без действующих лиц.

Первый вид картин: действие происходит вне помещения. Начинаться рассказ может со слов: как-то раз, однажды, был… Далее следует ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток); если событие происходит: осенью, день (утро, вечер) – осенний, хмурый, пасмурный, солнечный, теплый, холодный, дождливый, ветреный, ясный; зимой день (утро, вечер) – зимний, морозный, холодный, ясный, снежный; весной день (утро, вечер) – весенний, ясный, солнечный, теплый; летом день (утро, вечер) – жаркий, теплый, летний, ясный. Варианты начала могут быть разные: «Однажды летним, жарким днем… Как-то раз зимним утром… Был теплый осенний вечер…» Следующая группа вопросов: кто что задумал (решил? где (куда? Придумать имя герою, обозначить место действия, цель. Например: «Петя вышел машинкою во двор… Дети пошли в лес за грибами…». Середина рассказа – описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями). Вопрос: «А что случилось?» (Устанавливаются причинно-следственные связи). Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою. Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло быть дальше.

Второй вид картин: действие происходит в помещении. Начало. Отвечаем на вопросы: когда? где? кто что задумал (решил? Время года опускается, остается название части суток. Когда? – используем выражения : однажды утром, днем, вечером, после завтрака, обеда, прогулки, сна… Где? – дома, в саду, в группе… Кто (дается имя) что решил, предложил, задумал. Середина и конец. Остаются такими же, как и в работе с первым видом картин.

Третий вид картин: нет действующих лиц и событий. Это картины типа «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Зима». Начало. Название картины, имя автора, определение времени года. Пришла… наступила… (по картине И. Левитана). Середина. Последовательно, сверху вниз (от состояния неба и солнца, заканчиваем тем, что на земле, учитывая передний и задний план, нужно дать описание признаков данного времени года. Очень полезно во время рассматривания использовать : - произведения поэтов и писателей, где говорится о временах года, обращать внимание детей, как автор говорит о небе, снеге, солнышке, других объектах природы, и постараться использовать эти слова в рассказе; - опыт наблюдений за природой на прогулках. Все это способствует накоплению и обогащению активного словаря ребенка, облегчает процесс составления рассказа. Конец. Передача настроения автора и ребенка. Вопросы: «Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?» Нельзя забывать об употреблении слов с уменьшительно-ласкательным значением (травка, березка, солнышко, ручеек, слов с противоположным значением (далеко-близко, высоко-низко, толстый-тонкий, широкий-узкий).

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга, или как его еще называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного материала.

Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Ребенок (или группа детей, взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Фото №3 Лэпбуки на все темы Развитие речи

Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, учителя предметники.

Преимущество использования лэпбука в работе с детьми в следующем:

- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);

- лэпбук для воспитателя – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности.

Фото №4 Основными видами речевой деятельности дошкольника являются слушание и говорение
Публикации по теме:

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Презентация проекта по использованию ИКТ в работе с воспитанникамиПрезентация проекта по использованию ИКТ в работе с воспитанниками Добрый вечер, дорогие МААМовцы! Хочу поделиться своим опытом работы по использованию ИКТ в работе с дошкольниками. ДОКЛАД на педсовет.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации «Алгоритм составления рабочей программы воспитателя» Принята на заседании педагогического совета, Протокол №___ от ___20___года. Утверждаю: Заведующий МКДОУ ___ (подпись) Ф. И. О. Приказ.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию в работе воспитателя лэпбука «Речевичок»
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 15:56
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД