Лучший педагог года

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической практике

Екатерина Бочкова
Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической практике

Сохранение и укрепление здоровья, как на логопедических занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Многие дети, которые имеют речевые нарушения, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формирование

личности в целом.

Публикация «Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической практике» размещена в разделах

Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, так как снижаются её разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в её восприятии, а у самого ребёнка патологические изменения голоса нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями. Многие исследователи подчёркивают роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказывания, отражает сложные оттенки сознания (Е. С. Алмазова, Л. И. Белякова, Е. В. Лаврова, О. С. Орлова, Г. В. Чиркина).

Термины, употребляемые как названия нарушений голоса, немногочисленны: это афония (полное отсутствие голоса, дисфония (расстройство голоса, фонастения (повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса и хрипота при отсутствии сколько-нибудь значительной органики, гнусавый оттенок голос (ринолалия).

Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости. За это время голос претерпевает влияние самых разнообразных вредностей. При многократном и длительном влиянии они могут приводить к более или менее стойким нарушениям голоса.

Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимается соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата. Это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается: изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате; профилактикой голосовых расстройств и заболеваний; изучением физических возможностей человеческого организма; составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.

Родители, воспитатели детских садов, логопеды, учителя школ и даже детские врачи очень мало знают о необходимости охраны детского голоса и часто бывают виновниками возникновения его нарушений. Приведем конкретные примеры. Некоторые матери спокойно относятся к крику новорожденного младенца, основываясь на предрассудке, что крик чуть ли не необходим для развития голоса; учителя требуют от учащихся громких ответов в шумном классе, при этом не считаются с тем, что ученик говорит тихим хриплым голосом после только что перенесенного гриппа; репертуар детских песен часто подбирается без соответствия диапазону среднего детского голоса, воспитатель или пионервожатый, для того чтобы организовать ребят, запевает песню, несмотря на мороз или сильный ветер, ее подхватывают разгоряченные быстрым шагом ребята; многие педагоги после нескольких лет работы говорят сиплыми голосами и жалуются на то, что сорвали голос, так как вынуждены ежедневно говорить громко по нескольку часов подряд.

С целью оказания помощи учителю-логопеду, в плане более широкого и продуктивного использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, а также проведения воспитательных и культурно-массовых мероприятий по здоровьесбережению обучающихся, были разработаны методические рекомендации по гигиеническим аспектам речевого аппарата:

– выполнять гимнастику для дыхательного и голосового аппарата;

– исключать большие речевые нагрузки во время болезни;

– приучать ребенка говорить сдержанно;

– избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т. п. ;

– препятствовать злоупотреблению высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т. д. ;

– избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла: острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;

– в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.

Таким образом, гигиена и охрана голоса детей способствует нормальному развитию и функционированию голосового аппарата.

Публикации по теме:

Пальчиковый театр: методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми Пальчиковый театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Это могут быть просто отдельные куколки, животные,.

Пальчиковый театр: методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьмиПальчиковый театр: методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми "Пальчиковый театр: методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми" Название, вид театра: пальчиковый театр на.

Мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях «Выручаем солнышко» Тема: "Выручает солнышко" Подготовила и провела: учитель – логопед Брацило Л. Э. МКДОУ детский сад «Аленушка» Цели: Коррекционно-образовательные:.

Методические рекомендации по использованию и организации проведения подвижных игр Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством.

Методические рекомендации по использованию «Коучинг-сессии» при организации работы старшего воспитателя .

Методические рекомендации по использованию приемов сказкотерапии в работе с детьми «Нам взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы.

Методические рекомендации по изготовлению и использованию игры «Беглые шнурочки» для развития мелкой моторикиМетодические рекомендации по изготовлению и использованию игры «Беглые шнурочки» для развития мелкой моторики Дидактическая игра «Беглые шнурочки» “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”. И. Кант “. кончики пальцев рук – это второй мозг”.

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя логопедической группы МКДОУ Тогучинского района «Горновский детский сад № 2» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в.

Рекомендации по использованию в методической работе кейс-технологий Рекомендации по использованию в методической работе кейс-технологии Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения.

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической практике
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 18:23
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД