Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»

Татьяна Белоусова
Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»

Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»

У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Одной из задач моей работы является: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Умение пересказывать очень важно для дальнейшего обучения в школе. Если ребёнок не умеет пересказывать текст, то его ожидают серьёзные проблемы по разным школьным предметам.

Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т. к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но эта лёгкость относительна, потому что, Вы даже не представляете, как трудно ребёнку с ЗПР воспроизвести готовое произведение, не потеряв смысла.

Для обучения пересказу использую тетради Теремковой Н. Э. «Я учусь пересказывать». Их 5, но я беру только 4. Начинаем работать с части № 1.

Все рассказы в этих тетрадях имеют

следующие преимущества:

• Небольшие по объему (с тенденцией постепенного увеличения);

• Доступны по содержанию и языку;

• Имеют четкую композицию и простой сюжет (с одной сюжетной линией);

• Приближены к личному опыту детей;

• Все рассказы несут нравственный урок. В конце можно задать вопрос «Чему научила нас эта история?»

В каждой тетради представлены 7 рассказов. Каждый рассказ сопровождается иллюстративными картинками и вопросами для беседы.

Но мы столкнулись с такими трудностями:

• Наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в текстах. На начальном этапе работы ребенку с ЗПР не составить самостоятельно такое предложение, даже с помощью вопросов. А разбить такое предложение на 2 простых – дети тоже пока не умеют.

• Картинки даны все сразу на одной странице. У ребенка «разбегаются глаза» (извините за фразеологизм, трудно сориентироваться.

И тогда я решила внести

некоторые изменения:

1. Разрезала все картинки.

2. Упростила некоторые предложения в рассказах, не меняя смысла.

Работаем следующим образом: читаю предложение – выкладываю одну картинку (или пару картинок). И так весь рассказ. У ребенка перед глазами выстраивается наглядная последовательная цепочка картинок- опор.

И дело наладилась. Для внесения игрового момента, так важного для дошкольника, в каждой тетради имеются раскраски и различные задания: "Пройди лабиринт", "Найди отличия", "Сгруппируй по признаку» и т. д. Эти задания дети с удовольствием выполняют вместе с родителями в качестве домашних тренировочных упражнений.

За первый год обучения с детьми старшей группы мы освоили 14 рассказов из тетради № 1 и № 2. Дети научились пересказывать прослушанный рассказ. Научились самостоятельно выкладывать картинки в нужной последовательности, т. е. выстраивать сюжетную линию. Перейдя в подготовительную группу, начинаем работу с тетрадями № 3 и № 4. Здесь нас ждет усложнение: будем учиться выполнять творческие задания. Например: подумай, что произойдет дальше с героями?

Всем творческих успехов в работе и добра! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кошка» Конспект занятия по обучению детей пересказу старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Никанорова С. Н. Тема: Пересказ текста Е. Чарушин.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по обучению правилам дорожного движения» "Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада" Сегодня я хочу познакомить вас, дорогие.

Методические рекомендации по ПДД Методические рекомендации. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации по вокалу Основные этапы работы над вокальным произведением на музыкальных занятиях с учащимися общеобразовательных школ Первоначальный этап работы.

План занятия по обучению пересказу по сказке «Как медведь сам себя напугал» План занятия по обучению пересказу по сказке «Как медведь сам себя напугал» Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа.

Проект образовательной деятельности по обучению пересказу детей подготовительной к школе группы Проект образовательной деятельности по обучению пересказу детей подготовительной к школе группы. НОД Тема: пересказ рассказа М. Пришвина.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 09:12
+242Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 89.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
25 января. День лыж и коньков на МААМ

25 января 1924 года лыжный и конькобежный спорт впервые вошли в программу Олимпиад. Во французском городке Шамони, в Альпах, началась Неделя зимних видов спорта, приуроченная к грядущей Олимпиаде-24 в...

25 января. День Татьяны! Праздник студентов

Российские студенты отмечают свой...

Сценарий развлечения «Давайте жить дружно» для детей среднего и старшего дошкольного...
Сценарий развлечения « Давайте жить дружно» Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Действующие лица: Солнышко, Ветер, Тучка, Дождик, Солнечные...
Мастер-класс изготовления детской игрушки — поделки из бумаги «Лыжник»
Предлагаю вашему вниманию мастер - класс изготовления детской игрушки - поделки из бумаги "Лыжник" для старше - подготовительных групп, тем более, что...
Картотека стихов на тему «Осень» для детей младшего дошкольного возраста. Часть 1
В картотеке представлены стихи на тему "Осень". Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы для работы. Буду очень рада,...